Джефф Бек – имя, которое не нуждается в представлении для ценителей гитарной музыки. Его карьера, охватывающая почти шесть десятилетий, сделала его иконой рока и одним из самых влиятельных гитаристов всех времен. Но что делает его таким особенным в глазах коллег, многих из которых сами являются легендами? Их воспоминания и оценки рисуют портрет не просто виртуоза, а настоящего новатора.
Восхищение коллег: Истории и впечатления
- Стив Люкатер (Toto): Вспоминает совместную работу с Беком в 1997 году над треками, которые, к сожалению, так и не увидели свет из-за творческих разногласий. Несмотря на это, Люкатер называет Бека своим любимым гитаристом, "губернатором", человеком, который заставляет гитару говорить человеческим голосом, вкладывая в нее душу. "Бог дал ему немного больше," – заключает Люкатер, подчеркивая уникальный дар Бека.
- Брайан Мэй (Queen): Признается, что игра Джеффа Бека настолько невероятна, что иногда ему самому не хочется брать гитару в руки – хочется просто слушать и смотреть. Мэй даже написал трек, посвященный Беку, и был поражен его игрой в студии. "Его пальцы просто сбивают с толку, – говорит Мэй. – Это как наблюдать за Моцартом". Он называет Бека феноменом и одним из величайших музыкантов планеты. Брайан вспоминает, как, возможно, видел один из первых концертов Бека с The Yardbirds в клубе Marquee, где тот извлекал невероятные звуки из своего Les Paul, вращая гитару на полу для получения фидбэка. "Это была магия, – говорит Мэй. – Гитара должна говорить сама за себя".
- Джонни Депп: Актер и музыкант, представляя Бека, не скрывал своего восхищения: "В мире остался только один такой... самый драгоценный гитарист на свете... Джефф Бек!"
- Ронни Вуд (The Rolling Stones): Вспоминает свою первую встречу с Беком во времена The Yardbirds. Вуд, который тогда играл на губной гармошке, оказался на сцене с группой, когда их вокалист Кит Релф заболел. После выступления его позвали за кулисы как "парня, похожего на Клеопатру". С тех пор Вуд и Клэптон (который тогда был в Yardbirds, а затем его сменил Бек) остались друзьями. Ронни подчеркивает, что лондонская сцена 60-х, с такими гитаристами, как Эрик Клэптон, Джефф Бек, Пит Таунсенд и Джон Мэйолл, была невероятно плодородной и амбициозной.
- Дуг Олдрич (Whitesnake, Dio): Поделился двумя историями. Сначала он попал на концерт Бека с Карлосом Сантаной благодаря Кармайну Эппису, где мельком встретился с легендой. Позже, той же ночью, Эппис снова позвал Олдрича, на этот раз в отель Sunset Marquis, где отдыхал Бек. Оказавшись в одном лифте, Кармайн представил Дуга как гитариста, на что Бек, пожав руку, не проявил особого интереса к гитарным разговорам. Тем не менее, Олдрич восхищается игрой Бека.
- Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow): Говоря о музыке 70-х и таких группах, как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath, отметил, что их предтечами были The Yardbirds с Джеффом Беком. "Он был очень важен, он запустил этот процесс", – сказал Блэкмор.
- Эдж (U2): Говоря о The Yardbirds, подчеркнул их ключевую роль в формировании понятия "рок-группа". По его словам, Yardbirds, через которых прошли Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж, были громкими, захватывающими, техничными и великолепными вживую. Они смешивали поп-идеи с соулом и блюзом, создавая мрачное и предвещающее новую эру звучание, которое повлияло на Cream, Led Zeppelin и Jeff Beck Group.
- Джо Перри (Aerosmith): Лаконичен: "Нет никого, похожего на Джеффа Бека".
- Закк Уайлд (Ozzy Osbourne, Black Label Society): До сих пор вдохновляется игрой Бека, называя его одним из лучших гитаристов всех времен. "Техника, чувство – у него всё это есть, – говорит Уайлд. Он основан на импровизации, дайте ему любую аккордовую последовательность, и он ее уничтожит".
- Джо Бонамасса: Описывает звучание Бека как "сердитое", особенно на альбомах "Beck-Ola" и "Truth". "Он звучит так, будто хочет пробить грифом усилитель, – говорит Бонамасса. – Между ним и гитарой есть какой-то канал, и он сердитый игрок, но это так весело слушать". Бонамасса считает, что Jeff Beck Group с Родом Стюартом, Ронни Вудом на басу и Ники Хопкинсом была идеальной блюз-рок группой. Он также поделился забавным фактом: Джефф Бек – единственный, кто дважды отменял свое выступление на Вудстоке – в 1969 и 1999 годах.
- Кирк Хэмметт (Metallica): Признался, что первым гитарным соло, которое он выучил, было соло Бека из "Let Me Love You Baby". Это было в 15 лет, и с тех пор Хэмметт остается под впечатлением от игры Бека, его постоянного роста и невероятного выступления на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла. "Он огромный источник вдохновения", – говорит Кирк.
- Джон Фрушанте (Red Hot Chili Peppers): Открыл для себя Джеффа Бека примерно в то же время, что и Джими Хендрикса. Его мать подарила ему альбомы "Blow by Blow" и "Wired". Позже Фрушанте открыл для себя "Truth", альбом, которым восхищался сам Хендрикс. Джона поражало, как Бек извлекал невероятные звуки из Les Paul, часто без тремоло, создавая эффекты, источник которых был непонятен.
- Дэвид Гилмор (Pink Floyd): Как и многие другие, просто признает уникальность Бека, отмечая, что тот "сам по себе" – в своей собственной лиге.
- Эрик Клэптон: Называет Джеффа Бека самым уникальным и самым преданным своему делу гитаристом. "Он либо чинит свои машины, либо играет на гитаре, третьего не дано, – говорит Клэптон. – И он никогда не менялся, оставаясь очень последовательным, в отличие от меня, который много блуждал".
- Джимми Пейдж: Еще один титан гитары, дружил с Джеффом Беком с подросткового возраста, примерно с 13-14 лет. Они оба прошли через The Yardbirds. Пейдж восхищается абсолютно неортодоксальным стилем Бека, его способностью постоянно развиваться и расширять возможности электрогитары, извлекая из нее невиданные ранее звуки и техники. "Он просто не останавливается, он становится все лучше и лучше, оставляя нас, простых смертных, в изумлении", – говорит Пейдж.
- Стиви Рэй Вон: Покойный Стиви Рэй Вон вспоминал, как они с Джеффом Беком сразу нашли общий язык, а их зарождающаяся дружба по-настоящему расцвела на сцене. Вон описывал соло Бека как нечто настолько невероятное, что "если бы он закончил его и сунул руку в карман, это можно было бы нести в банк". Он подчеркивал, что никто не может играть так, как Бек, – будь то "прекрасные или совершенно дикие" пассажи.
Непреходящее влияние
Истории этих и многих других музыкантов рисуют портрет Джеффа Бека не просто как виртуоза, но как истинного новатора, чье влияние на гитарную музыку и рок-культуру в целом невозможно переоценить. Его уникальный подход, постоянное стремление к новому и невероятная техника вдохновляли и продолжают вдохновлять поколения гитаристов по всему миру. Джефф Бек доказал, что является одной из величайших икон рока, чье наследие будет жить вечно.