«В наше время звонкое прозвище — больше, чем успешная карьера» (Трейсмор Гесс)
В мире искусства, где гений и эксцентричность часто идут рука об руку, прозвища художников становятся своеобразным ключом к пониманию их личности и творческого пути. Эти забавные, а порой и нелестные эпитеты, прилипая к ним, словно тени, сопровождают их сквозь века, добавляя пикантности к их биографиям. Ведь, как говорила Фаина Раневская, «Я слышала о вас столько гадостей, что сразу поняла: вы — замечательный человек!». И правда, почему бы нам не проникнуться к людям, давно ушедшим, но оставившим после себя неизгладимый культурный след? Просто с любопытством узнать, кому они нравились, кому нет, и почему прозвище, которое иногда может обидеть, на самом деле не имеет власти.
Вдумайтесь, кто бы помнил эти прозвища, если бы не эта статья и другие заметки, кропотливо собранные историками и искусствоведами? Зато их имена знает мир, и они звучат сильнее любых эпитетов, словно аккорд, резонирующий с самой сутью искусства. Прозвища, как лакмусовая бумажка, выявляют отношение современников к художнику, их зависть, восхищение или неприятие.
Итак, продолжим наше увлекательное путешествие в прошлое и узнаем о художниках чуть больше, чем написано о них в Википедии. Погрузимся в мир интриг, скандалов и гениальных прозрений, где прозвища становятся своеобразным маркером, указывающим на самые интересные и противоречивые стороны личности творца. А С первой частью можно ознакомиться тут.
Шишкин кем был, и кем стал
Прозвище «Мазилка», данное маленькому Ивану Шишкину близкими, означало не просто детскую шалость, а отражало его неудержимую тягу к изобразительному искусству. В ранние годы, когда большинство детей находили забаву в играх и проказах, юный Шишкин видел мир как холст, ожидающий воплощения его творческих замыслов. Каждый раз, когда он гулял, он запоминал то, что видел, и приходя домой, рисовал всё по памяти. Маленький Иван таким образом выражал восторг перед окружающим миром через линии и цвета. И конечно, сначала это всё было лишь увлечением, которое не воспринимали всерьёз.Кто же знал что из "Мазилки" Шишкин превратится в самого чудесного художника Золотого столетия.
Шло время и детская увлеченность переросла в серьезное занятие. Шишкин упорно трудился над развитием своего таланта, изучая технику живописи, композицию и тонкости передачи света и тени. Его картины стали отличаться невероятной реалистичностью и вниманием к деталям. Лес, который он так любил с детства, стал его главным вдохновением и источником творческих сил.
«Лесной богатырь» и «Царь леса» — эти почетные прозвища пришли к Шишкину уже в зрелые годы, как признание его выдающегося мастерства и глубокого понимания природы, ведь в картинах он умело передавал не только внешний вид деревьев и травы, но и саму душу леса — его тишину, свежесть и вечное движение жизни.
Шишкин стал не просто художником, изображающим лес, а его настоящим певцом и летописцем. Он открыл для зрителей красоту и величие русской природы. От «Мазилки», делая простые рисунки, до «Царя леса», чьи полотна восхищали ценителей искусства вот какой творческий путь прошёл Иван Шишкин. Это настоящий пример того, как упорство, талант и любовь к своему делу могут привести к настоящему признанию и бессмертию.
Саврасов, который пропал
Алексей Кондратьевич Саврасов, чье имя неразрывно связано с русским пейзажем, к концу жизни познал горькую иронию судьбы. Путь от признанного мастера до опустившегося бродяги, рисующего за гроши, стал трагическим отражением его сломленной души. На Хитровском рынке, прибежище нищих и обездоленных, Саврасов получил прозвище «академик».
Это прозвище звучало как насмешка над прошлым величием художника, когда-то удостоенного звания академика Императорской Академии художеств. Официальное признание, почет и слава обернулись забвением и нищетой. Хитровка, расположенная в самом сердце Москвы, была местом контрастов, где роскошь соседствовала с крайней бедностью. Здесь собирались деклассированные элементы, бывшие крестьяне, ремесленники, потерявшие работу, и просто люди, попавшие в тяжелое положение.
Почему же Саврасов оказался в этом мрачном месте? Причин несколько: алкоголизм, личные трагедии, разочарование в искусстве. Утрата жены, охлаждение публики к его поздним работам,слепота, критика со стороны коллег – все это подтолкнуло художника к пропасти. На Хитровке он пытался найти утешение в общении с такими же изгоями, а также продавал свои этюды за символическую плату, чтобы выжить.
Ироничное прозвище «академик» на Хитровке стало символом падения великого художника, напоминанием о его былой славе и подчеркивало трагичность его положения. Саврасов, когда-то воспевший красоту русской природы, закончил свои дни в забвении, оставив после себя не только гениальные полотна, но и печальную историю о разрушительной силе жизненных обстоятельств.
Целый букет прозвищ Константина Коровина
Целый букет прозвищ достался этому жизнерадостному художнику, который никого не мог оставить равнодушным.
Константин Коровин, жизнерадостный творец, был словно магнит, притягивающий взгляды и вызывающий бурю эмоций. И неудивительно, что его личность обросла целым сонмом прозвищ, каждое из которых отражало определенную грань его таланта и характера.
Его называли «Моцартом живописи» за легкость и воздушность манеры, за те самые эскизные мазки, которые, казалось, рождали шедевры играючи. Сокурсники, знакомые с его артистическим непостоянством, шутливо величали «Демоном из Докучаева переулка». Савва Мамонтов, ценивший его талант и оптимизм, наградил его прозвищем «Весёлый корабельщик». Михаил Нестеров видел в нем юного бога, а Поленов – сказочного Леля. Валентин Серов, близкий друг и соратник, с присущим ему остроумием нарек Коровина «Пажом времён Медичи».
Именно Мамонтов придумал и забавное парное прозвище «Серовин и Коров», которым окрестил неразлучную парочку художников – Коровина и Серова, что подчеркивало их тесную дружбу и творческое единство. Ведь дружба в мире искусства – это не только поддержка и вдохновение, это еще и юмор, подтрунивание, способное разрядить напряженную творческую атмосферу. Это как мы с Тамарой, ходим парой, всегда рядом, только мужская версия «Серовин и Коров» .
Коровин был настоящим оптимистом, человеком, умевшим видеть светлую сторону жизни даже в самые темные времена. Его картины излучали радость и свет, а сам он был душой любой компании. И во всех этих прозвищах чувствовалась любовь и восхищение его неуемной энергией и талантом.
Настоящий испанец
Прозвище «Дон Базилио», прилипшее к Василию Поленову в период его "пенсионерской" поездки, на первый взгляд кажется парадоксальным. Ведь ни вспыльчивость, ни страстная любовь к Испании не были свойственны художнику, скорее отличавшемуся мягкостью и задумчивостью. Разгадка кроется в контексте того времени и в специфике характера самого Поленова.
Дело в том, что "пенсионерская" поездка, предоставляемая Академией художеств, была важным этапом в становлении молодого художника. Она подразумевала изучение европейского искусства, знакомство с новыми тенденциями и, конечно, создание собственных работ под влиянием увиденного. Поленов, будучи человеком наблюдательным и восприимчивым, активно впитывал атмосферу новых мест, стараясь понять и передать их дух.Но самое главное художник старался выглядеть как настоящий аристократ.
Сам Поленов считал такое прозвище шутливым и писал родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу… Близкие мне люди все работники».
Оказывается не Валентин
А этот художник был Валентином, а потом неожиданно стал Антоном.Давайте разбираться почему.
Прозвище «Антон», привязавшееся к Валентину Серову, – это не второе имя, данное ему при рождении, а скорее ласковое, домашнее прозвище, прошедшее эволюцию с течением времени и закрепившееся в кругу близких. История его трансформации от Валентоши до Антона раскрывает теплые, семейные и дружеские отношения, окружавшие художника с детства.
Вначале, в младенчестве, родители называли его Валентошей, уменьшительной формой от Валентина. Затем, по мере взросления, имя сократилось до Тоши, более простого и привычного для домашнего обихода. Эти ранние варианты имени отражают нежную заботу и любовь близких к маленькому Валентину.
Переломный момент в трансформации имени произошел в Абрамцеве, в знаменитой усадьбе Мамонтовых. Эта усадьба, ставшая центром притяжения для многих художников, музыкантов и писателей того времени, оказала значительное влияние на формирование личности Серова. Именно там, в непринужденной и творческой атмосфере Абрамцева, «Тоша» превратился в «Антошу».
И, наконец, «Антоша» закрепился как «Антон», став прозвищем, которое использовали друзья и близкие Серова. Это имя, лишенное официальности, подчеркивало его близость к кругу избранных. «Антон» – это символ дружеской теплоты, доверия и признания таланта художника в тесном кругу его единомышленников.
Был юрист, стал художник
Первоначальное образование и ранние годы Василия Кандинского были тесно связаны с юриспруденцией, что и послужило поводом для прозвища «Адвокат» в кругу его современников. Окончив юридический факультет и получив степень в 1892 году, Кандинский, казалось, был предопределен к карьере в сфере права. Однако, судьба распорядилась иначе, и его истинное призвание лежало в области искусства.
Переломным моментом в жизни Кандинского стал 1896 год, когда он принял смелое решение отказаться от юридической практики и посвятить себя живописи. Это решение стало неожиданностью для многих, кто знал его как серьезного и перспективного юриста. Увлечение искусством пришло к Кандинскому относительно поздно, что, возможно, делало его еще более решительным в своем стремлении.
Еще за внешний всегда аккуратный вид его называли "Доктор", думаю это действительно говорит о том, что художник был настоящим эстетом и интеллигентом.
Николай Рерих и его грани личности
Николай Рерих – фигура многогранная и противоречивая, оставившая неизгладимый след в истории русского и мирового искусства. Его личность, творчество и жизненный путь порождали самые разные, порой диаметрально противоположные оценки и, как следствие, множество прозвищ, отражающих разные грани его натуры и восприятия его деятельности современниками.
«Мастер гор» – самое поэтичное и, пожалуй, самое точное определение, отражающее главную страсть Рериха – Гималаи. Величественные горные вершины стали для него не просто объектом изображения, а источником вдохновения, символом духовного поиска и вечной красоты. Им он посветил аж 2000 полотен, согласитесь, это настоящее признание в любви вершинам нашей планеты.
Совсем иной образ предстает в прозвище «Красная девица». В юности Рерих был скромным и застенчивым студентом, чуждавшимся грубых шуток и сквернословия. Его природная деликатность и склонность к смущению вызывали у однокурсников ироничное прозвище, которое, однако, подчеркивало его невинность и чистоту.
Самое резкое прозвище – «Антихрист» возникло из-за увлечения Рериха восточной философией, оккультизмом и его стремления к синтезу различных религиозных учений. В консервативных кругах это вызвало неприятие и обвинения в ереси. Рерих, отлученный от церкви, категорически отвергал это прозвище, утверждая, что его поиски направлены на постижение истины и духовное совершенствование. Он верил в единство всех религий и стремился к созданию универсальной духовной культуры, основанной на любви, сострадании и красоте. Но многие в этом видели опасность и заигрывание не с теми силами. Но думаю, художник был настоящий космополит.
В заключении
Надеюсь, что эти истории о прозвищах художников заставили вас улыбнуться, задуматься или, может быть, даже немного удивиться. Ведь за каждым прозвищем скрывается не просто имя, а целая история, отражение личности, характера, а иногда и жизненных обстоятельств. Это своего рода отпечаток времени, кусочек ушедшей эпохи, когда люди общались более тесно, а юмор был более непосредственным.
Мне было очень интересно погрузиться в мир этих прозвищ, попытаться разгадать их смысл и понять, что двигало людьми, когда они их придумывали. Ведь за каждым из них стоит не только индивидуальность художника, но и определенный культурный контекст, который позволяет нам лучше понять ту эпоху.
Сколько художников, столько и прозвищ – забавных и оскорбительных, это не имеет значения, потому что все они отражают чувство ностальгии по тем временам, когда люди были близки друг другу, старались выделить человека из толпы, смотрели на него не просто как на носителя имени и статуса, а как на человека с недостатками и достоинствами. Что-то есть в этом компанейское, такое добродушное все же, а иногда и нет. Но все же кажется, что за эти две статьи мне стали близки те, о ком я писала, а вам? Чье прозвище вас удивило, с чем вы не согласны? Про кого узнали чуть больше, чем знали до этого?
Пишите в комментариях, ведь они открыты для каждого мнения. Спасибо, что дочитали до конца, и до встречи на этом канале. И конечно же, если вам было интересно, ставьте лайк , а я обещаю еще больше увлекательных статей об искусстве, в котором столько всего неизведанного😉Жду также вас в своем
ТГ, там тоже есть что обсудить. Всем удачи!
Начало статьи можно прочитать тут.