В этой статье на основании свидетельских показаний очевидца событий рассмотрим, в чём заключалась сущность «цивилизованной» европейской власти и хвалёного немецкого порядка (как гласит известная немецкая пословица, «Ordnung muss sein» — «Порядок должен быть»!) на примере обращения оккупационных властей с мирным населением г. Сталино (сейчас — Донецка) во время его пребывания в составе гитлеровской империи Третьего Рейха (21.10.1941—08.09.1943).
Специально оставим за скобками обращение с советскими военнопленными и десятки мест массовой казни советских граждан.
Хатынь в 500-й степени: обязательно к прочтению (кликнуть)
А поможет нам в составлении картины немецкой «цивилизации» на Востоке профессор Сталинского медицинского института Андрей Иванович Чаругин — точнее, его доклад Комиссии по истории Отечественной войны при Академии Наук УССР 21.01.1946.
А.И.Чаругин указывает, что гитлеровцы вошли в город и сразу же превратили больничные корпуса Сталинского медицинского института в... конюшни:
Они поместили лошадей прямо в палаты... привязали их к радиаторам, поломали радиаторы, все портреты валялись на полу. Портрет известного хирурга Пирогова мне удалось спасти и спрятать.
В огромном здании гинекологической клиники Ворошиловской больницы г. Сталино нацисты разместили свой... гараж — ну правильно, зачем бывшим советским подданным А.Гитлера какая-то медицина, тем более женская?
При «воспитании» советского населения гитлеровцы широко практиковали самый передовой метод внушения и обучения с помощью специальных приспособлений для закрепления материала:
Вообще палочные наказания — это было рядовым явлением во время оккупации... Избиение палками и мордобой стали обычным явлением.
Затем фашисты озаботились... «закаливанием» населения Сталино. Ведь близилась зима, наступал период простудных заболеваний. Чтобы не дать им распространиться, гитлеровцы стали... повально раздевать советских граждан, снимая с них тёплую одежду — наверное, чтобы они, как скифы у Геродота или как Порфирий Иванов, могли стойко переносить осенние холода и зимние морозы и загорать в сугробах под палящим январским солнцем Донетчины:
Повсеместное раздевание населения. Понравилась шуба — раздевают, несёт человек чемодан, останавливают, проверяют, что там и вещи забирают... Раздевание на улицах и обирание тёплых вещей и одежды — это было рядовым явлением.
Если глупые советские граждане не понимали гитлеровской «заботы» об их здоровье, противились переходу к процедурам «закаливания» — «цивилизованным» немцам приходилось им это объяснять научно-педагогическими методами «воспитания»:
Если кто-нибудь сопротивлялся, то следовало избиение кулаками, ногами, палками.
Хуже всего немцев понимали евреи — поэтому им науку «закаливания» приходилось буквально вдалбливать в голову:
Особенно страдало еврейское население... Ко мне в больницу стали привозить чрезвычайно тяжело избитых.
Также плохо понимали гитлеровские методы «закаливания» и соблюдения немецкой дисциплины непослушные советские дети — поэтому и их приходилось... переучивать:
Избиение стало систематическим явлением, в особенности, по отношению к детям. Среди детей особенно был велик травматизм... Детские повреждения приняли особенно частый и тяжёлый характер. И это освещено в моей научной работе на основании около 300 [— только у одного врача!] случаев таких повреждений.
Очень внимательно гитлеровцы следили за тем, чтобы советские дети Сталино хорошо усвоили правила дорожного движения — поэтому они применяли передовые научно-педагогические методы наглядного обучения и обучения на собственном примере... т.е. примере самих детей. Проще говоря, они при каждом удобном случае старались показать советским детям, как неосторожны могут быть немецкие водители на дорогах и к каким трагическим последствиям это может привести:
Были повреждения и от неосторожности езды. Они [немцы] с этим совершенно не считались — ни с какими правилами уличного движения и сплошь и рядом давили прохожих. Всё это было неоднократно на моих глазах, привозили ко мне чуть ли не каждый день пострадавших с тяжёлыми повреждениями.
А ещё нацисты были крайне озабочены детским здоровьем — хотели, чтобы советские дети быстро бегали, умело прятались и даже научились уворачиваться... от пуль:
Чрезвычайно большое количество огнестрельных ранений, особенно у детей.
Также немцы старались привить советским детям чувство осторожности, раз и навсегда отбить у них охоту поднимать каки на улице — тоже, естественно, с помощью самых передовых научно-педагогических методов:
Немцы разбрасывали всякого рода разрывающиеся предметы, а дети интересовались этими предметами и подвергались ранению.
Впрочем, тяжело гитлеровским воспитателям пришлось не только с советскими детьми, но и со взрослыми — их тоже приходилось учить на улицах быстро бегать, прятаться и уворачиваться от пуль, а также никогда не появляться в пределах видимости немца/человека с огнестрельным оружием:
Вообще, было у немцев небрежное обращение с оружием. Неоднократно были и умышленные ранения, и убийства как детей, так и взрослых. Для примера: в районе бойни и колбасного завода на Смолянке выбрасывались отходы. Голодные дети набрасывались на них, а в это время со стороны немцев происходила стрельба по детям. Огнестрельным ранениям подвергалось и взрослое население. По всякому поводу немцы пускали в ход оружие и стреляли иногда в упор. Таких больных тоже привозили ко мне неоднократно с ранениями в живот, грудь и кишечник.
Гитлеровцы очень тщательно следили за хорошей физической формой советских подданных Третьего Рейха и особенно за тем, чтобы среди них не было случаев переедания и ожирения, чтобы все они были стройными и подтянутыми:
Всё население первую зиму не получало никакого питания, за исключением 300 гр. жжёного хлеба. Многодетные семьи, особенно красноармейские, были обречены на полное голодание.
Особыми «заботой» и «вниманием» с «усиленным» «питанием» во время немецкой оккупации г. Сталино были окружены потерявшие родителей и опекунов дети горожан:
Пришлось организовать несколько домов для детей, но питание в них было также чрезвычайно недостаточное. Сплошь и рядом получали они и тот же жжёный хлеб. Смертность среди детей была чрезвычайно высокой. В 1-м городском доме в феврале месяце из 100 человек погибло 50, т.е. 50% за один только месяц. Получить у немцев питание на детей не удавалось. Меня даже стали обвинять в том, что я разрешил заменить этот жжёный хлеб на молоко.
Гитлеровцы всеми силами и с помощью самых передовых научно-педагогических методов прививали советскому населению мысль о том, что нужно жить скромно, не окружать себя вещами, не привязываться к собственности, не иметь излишнего и вообще хоть какого-либо имущества — ведь это препятствует духовному развитию и совершенствованию человека (согласно доктрине Немецкой национал-социалистической рабочей партии Адольфа Гитлера, конечно!):
Немцы забирали из любого дома всё, что им понравится. На протест населения они говорили что всё, что есть в городе, это наше. У нас... в аптеке осталось большое количество медикаментов. Немцы переписали их и заявили, что это принадлежит им, и каждый раз, когда надо было получить какой-нибудь медикамент, то нужно было испрашивать разрешения у немцев. Когда нужно было немцам оборудовать какое-либо учреждение, то они не стеснялись, шли в частные квартиры и забирали всё, что им было нужно, заявляя, что всё, что в городе, в учреждении или в частной квартире, всё принадлежит им, и они забирали мебель, вещи и продукты.
Также нацисты очень старались воспитать в советских подданных А.Гитлера в Сталино такое хорошее качество как трудолюбие и привлекали их для этого к разного рода трудовой деятельности — а лентяев, конечно же, приходилось, скрепя сердце, наказывать строго по стандартам и методами самой передовой в мире немецкой «педагогики»:
Идёшь на службу, Вас задерживают и по пути посылают на какие угодно работы не по вашей специальности, за отказ избивали и арестовывали.
Чтобы обучить отсталых и диких советских граждан самым совершенным и наиболее эффективным технологиям производства, нацисты стали активно зазывать жителей г. Сталино вступать в программы по трудовому «обучению» в светоче европейской «цивилизации» Запада — самой Германии! Но, поскольку ленивые советские подданные А.Гитлера неохотно записывались на это «обучение», гитлеровцам снова пришлось применять лучшие научно-педагогические методы внушения и «воспитания»:
С первых же дней на столбах и в газетах появились объявления, повествующие о прекрасной жизни в Германии и приглашающие местное население записываться на работу. А потом, когда желающих не было, стали насильственно брать население. Совершали ночные облавы, облавы на базарах и улицах, в театрах и кино, и захваченное население направлялось в лагеря, а оттуда непосредственно в Германию. Так продолжалось в течение всего времени во время оккупации. Особенно усиленный угон происходил во время отступления немцев.
Также немцы очень берегли всё имущество г. Сталино и при малейшей опасности вывозили его подальше в тыл — в Германию, чтобы оно не было повреждено во время боевых действий:
На грузовых автомашинах они вывозили из учреждений всё, что могли, даже разбитые стулья и табуретки... Было вывезено всё, что только можно было вывезти.
Перед вторым бегством из Сталино гитлеровцы вознамерились спасти от варварства путём переселения в «цивилизованную» Германию вообще всех жителей города — но приобщение к высокой европейской культуре на этот раз сорвалось:
Население под страхом смерти, согласно приказу, должно было собраться в определённом месте сбора и пешим порядком под конвоем оставить город. Но в виду чрезвычайной поспешности отступления последнее удалось провести немцам только частично. Большая часть населения пряталась.
Тогда нацисты решили преподать сталинцам последний урок — научить их отрешённости от всего бренного, вещного и материального:
Немцы предали город сожжению и взрывам.
Благодаря «гуманному» и «высокоцивилизованному» европейскому отношению гитлеровцев население г. Сталино на время оккупации сократилось «всего лишь» с 400.000 до 175.000 человек.
Привольно и свободно, сыто и процветающе жили во время немецкой оккупации Донетчины и жители сёл и деревень вокруг г. Сталино — нацисты ликвидировали отсталый колхозный строй и вернули «передовые» прусские методы феодально-средневековой эксплуатации крестьян, отчего донецкая деревня при них просто... процветала:
По сёлам коменданты вообще превратили эти сёла в барские поместья. Выбирали куски земли и устраивали барщину, заставляли жён красноармейцев по три дня работать на них, а по три на себя.
Источник:
Насильство над цивільним населенням України. Документи спецслужб. 1941—1944 / Автори-укладачі: Валерій Васильєв, Наталя Кашеварова, Олена Лисенко, Марія Панова, Роман Подкур. — К.: Видавець В. Захаренко, 2018. — 752 с. — С. 419—426.
P.S. Кто не понял — статья написана в стиле едкого сарказма, свойственного произведениям О.Уайльда и конкретнее его сказки «Преданный друг». Согласно определению, сарказм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω — «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство»), основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Саркастические высказывания утверждают одно, но дают ясно понять, что подразумевают прямо противоположное. Поэтому попрошу обойтись без дурацких комментариев по этому поводу.
См. также:
Как "цивилизованно" поляки управляли Россией (кликнуть)
«Цивилизованные» французы в Москве и «дикие» русские в Париже: сравнение (кликнуть)
Как «цивилизованные» французы отомстили Смоленску в 1812 г. (кликнуть)