Первое большое сражение Великой Армии Двунадесяти Языков Европы (16 национальностей — французы, немцы (пруссаки, австрийцы, саксонцы, баварцы, вестфальцы, вюртембержцы, баденцы, бержцы, гессенцы и др.), поляки, швейцарцы, итальянцы, испанцы, португальцы, хорваты, бельгийцы, голландцы, литовцы) Наполеона Бонапарта после её вторжения в Российскую империю русская армия дала под Смоленском.
Численность захватчиков потрясала — более 600.000 человек (ударный кулак — до 400.000 человек). Никогда ещё в истории нашей страны такая армада не приходила на нашу землю. Поэтому Барклай де Толли, а после него М.И.Кутузов совершенно правильно и по необходимости выбрали тактику скифской войны — затягивания французов и их союзников вглубь необъятной Русской Земли с уклонением от генерального сражения, растягиванием вражеских коммуникаций и «размазыванием» мощнейшего ударного кулака Наполеона по огромной русской территории (ему ведь приходилось оставлять гарнизоны в каждом крупном населённом пункте, охранять переправы через реки и т.д.). Но это было понятно только крупным стратегам.
А вот горячие головы в русской армии во главе с князем царского происхождения П.Багратионом требовали сражения и жаждали поквитаться с захватчиками. Поэтому Барклай де Толли вынужденно позволил им сделать попытку остановить армию вторжения у Смоленска.
Натиск двух дней боёв 04—05.08.1812 только передовых частей Великой Армии оказался столь мощным, что даже горячие головы были вынуждены признать очевидное — врагов было слишком много (182.602 чел.) и они были слишком сильны, а нас было слишком мало (130.500 чел.) и мы были ещё слабы. Российская империя потенциально могла выставить и в конечном итоге выставила армию не менее наполеоновской, но система рекрутского набора была медлительной и требовала нескольких месяцев, которые нужно было выиграть путём дальнейшего отступления. И русские оставили пылающий Смоленск, впервые «показав зубы» французам (в этом году) — у нас погибло и было ранено 12.000 чел., тогда как у французов — 14.041 чел.
Развёртывая штурм, наши атакующие колонны оставляли длинный и широкий след из крови, раненых и мёртвых... Один из батальонов, повёрнутый флангом к русским батареям, потерял целый ряд в своём подразделении от единственного ядра. Двадцать два человека пали разом. (Бригадный генерал граф Сегюр)
Потом были Бородино, оставление и сожжение Москвы, Тарутинский манёвр, битва за Малоярославец и много других славных эпизодов изгнания Наполеона из России.
И вот побитая и очень резко сократившаяся в размерах Великая Армия (до 45.000 бойцов при 127 орудиях и около того же числа деморализованных, раненых и бросивших оружие дезертиров) снова оказалась в Смоленске. Всё продовольствие на складах города было разграблено французскими же мародёрами и Наполеон не смог закрепиться в Смоленске. И в отместку этому «злому» городу, русским и России за своё позорное поражение «великий» завоеватель Наполеон в бессильной злобе совершил после отдачи распоряжения подорвать Московский Кремль второй варварский поступок, наглядно свидетельствовавший о его чрезвычайно низком культурном уровне — взорвать... древний Смоленский кремль протяжённостью стен в 6,5 км 1595—1602 гг. постройки.
С военной точки зрения это было совершенно бессмысленно. Никакого сражения за Смоленский кремль не предполагалось — тем более такого, в котором русские будут использовать крепость для обороны от разгромленных и преследуемых ими по пятам и замерзающих от холода французов. Кроме того, Смоленская крепость уже не представляла собою единого сооружения — ряд её башен и прясел (участков стены между ними) был утрачен в ходе многочисленных предыдущих осад и штурмов твердыни и от времени.
Это был акт злобной ненависти к России и русским, акт бессильной и подлой мести дикаря и варвара.
В итоге французы по приказу Наполеона в ночь с 04—05.11.1812 взорвали девять из 38 башен Смоленского кремля — среди них Безымянную, Богословскую, Кассандаловскую, Лазаревскую, Молоховскую, Микулинскую, Стефанскую, Четвероугольную. С этого момента крепость окончательно перестаёт быть единым целым и фрагментируется на ряд отдельных участков со стенами и башнями.
Всякий раз, когда Вы восхищаетесь Францией, французами и их столицей а ля «увидеть Париж и умереть», помните об этом.
И вот об этом тоже:
«Цивилизованные» французы в Москве и «дикие» русские в Париже: сравнение (кликнуть)
Для сравнения:
Как "цивилизованно" поляки управляли Россией (кликнуть)
«Свет» немецкой «цивилизации» в оккупированном Донецке (кликнуть)