Что такое дисграфия?
Дисграфия — это нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо.
Нарушение встречается не только у детей, но и у взрослых. У взрослых такая проблема чаще всего — следствие нелеченой дисграфии в детстве, но может возникать и после инсульта или черепно-мозговых травм.
У детей дисграфия часто связана с:
- патологиями беременности,
- родовыми травмами,
- поражениями или недоразвитием определённых участков мозга.
Причины и факторы риска
В группе риска находятся дети:
- с задержкой речевого развития,
- с нарушениями памяти и внимания,
- левши,
- те, кто не ползал на первом году жизни,
- перенёсшие травмы головы (включая родовые),
- у которых к началу школы не исправлены нарушения звукопроизношения,
- посещавшие логопедический детский сад.
Признаки дисграфии
Ошибки при письме:
- замены букв: «дом» → «дон», «кот» → «кто», «для» → «дял»
- пропуски или добавления букв: «белка» → «блка»
- перестановки: «пришёл» → «присёл»
- отсутствие логических ошибок, но невозможность объяснить их правилами
Почерк:
- мелкий, крупный или нестабильный
- буквы кривые, разной величины
- строки наползают друг на друга
- неразборчивый, «как курица лапой»
Нарушения написания букв:
- зеркальное изображение
- пропуски элементов
- лишние элементы
Когда стоит беспокоиться?
Ошибки могут быть нормой в начале обучения письму. Но если они сохраняются и медленно уходят даже при тренировках — это повод обратиться к специалисту.
Ребёнок с дисграфией может не любить писать, так как сам процесс вызывает у него трудности. Это не вопрос лени, а объективная проблема в развитии навыков письменной речи.
Диагностика дисграфии
Раннее выявление — ключ к успешной коррекции. Диагностику проводит логопед. При необходимости подключаются:
- нейропсихолог,
- невролог.
Идеально — пройти первую диагностику ещё до начала школьного обучения: в 3, 5 лет и перед школой.
Профилактика дисграфии
Речевое развитие начинается с рождения. Родителям стоит:
- внимательно следить за речевыми и моторными навыками,
- при малейших отклонениях обращаться к специалистам,
- использовать методики раннего развития речи,
- не запускать логопедические проблемы до школы.
Как мы можем помочь
В нашем центре работают:
- специалисты по раннему развитию
Мы применяем:
- развивающие занятия для мелкой моторики с массажем, упражнениями и спецматериалами