Литература в разных странах имеет свои уникальные традиции. Раньше я уже разбирал специализацию мировой фантастики, не избежал ее и детективный жанр.
У англичан все достаточно предсказуемо. Главная задача следствия - выяснить, кто станет конечным получателем наследства убитого или каким образом убийство приближает того или иного подозреваемого к получению вожделенных капиталов. С вероятностью 90% убийцей окажется наследник - явный или скрытый. Часто на эту роль может претендовать внешне незаметный персонаж, являющийся каким-нибудь внебрачным сыном/дочерью.
И эту сюжетную линию королева английского детектива Агата Кристи "отыграла" по полной. Хотя и у нее были и отклонения как например "Убийство в Восточном экспрессе", не такое частое блюдо за английским столом.
Не стоит забывать Артура Конан Дойла, в рассказах которого нашлось место и борьбе за наследство Чарльза Баскервиля, и криминальной паутине профессора Джеймса Мориарти.
Советский детектив выработал свой специфический почерк. От русской классической литературы он унаследовал большое внимание этическим вопросам. Даже в произведениях об организованной преступности - как например в "Эре милосердия" братьев Вайнеров, главным остается моральный выбор человека. А такое произведение как "Визит к минотавру" целиком построено вокруг морально-нравственного поведения людей. Эти черты мы можем увидеть и в политических детективах Юлиана Семенова. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" - вот главный вопрос советского детектива.
Современный российский детектив, увы, скатившись при своем рождении в жанр "бульварного романа" так и не смог из него вырваться. Главный герой - это следователь, чья богатая практика остается главным источником для сюжетов. Их творческая адаптация не дает появится чему-то новому и интересному. Пожалуй самой яркой чертой отечественного детектива стало некоторое увлечение прошлым, как антуражем для детектива. Действие может разворачиваться в Российской империи или в СССР - сама атмосфера, как правило, ценнее расследуемого преступления.
Французский детектив - это совершенно иная история. Здесь главной причиной преступления становится социальная пропасть между персонажами. Эта разность потенциалов между двумя полюсами жизни и является питательной пищей для преступлений.
Так получилось, что я посмотрел сразу три экранизации одного и того же рассказа Жоржа Сименона "Мегрэ расставляет сети/ловушку/силки". Французскую, английскую и итальянскую. Отличный повод для сравнения!
Жаль что наши не сподобились снять именно этот рассказ - картинка была бы шире.
Несмотря на то что во всех фильмах события разворачиваются в Париже, на деле мы видим три разных страны. Меньше всего утруждали себя итальянцы они даже не пытались изображать Францию. Их сцена залита южным солнцем, воздух пропитан соленым морем - разве Монмартр выглядит иначе? Качественная работа английских кинематографистов, напротив, сильно выигрывает, но всё равно получается Лондон с французскими названиями (хотя съемки проходили в Будапеште, ну и ладно).
Кстати самым человечным Мегре оказался именно англичанин Аткинсон, Габен - циничен, он глыба и наслаждается своей тяжеловесностью, а итальянец... он просто итальянец. Микеле Плачидо в роли комиссара Каттани был больше похож на Мегрэ, чем Серджио Кастеллитто.
В целом именно персонажу Аткинсона хочется сочувствовать, актер так далеко ушел от мистера Бина, что даже пара шуток, брошенных по ходу сюжета, не вызывают ассоциаций с его комическим образом.
Главная претензия к фильму в целом - англичане не умеют играть французов от слова совсем. Все персонажи, даже бандиты соответствуют британскому культурному канону. В них нет разгильдяйства, хулиганства, сибариства.
Французскую линию вытягивает жена Мегрэ, она пытается получить от жизни удовольствие, просмаковать успехи.
В итоге мы получаем отличный британский фильм по мотивам французской классики.
Так что настоящая "Франция", доступна нам только во французском фильме. Габен не торопится. Он всего достиг в жизни, суета политиков его не беспокоит. И при этом он достаточно жесток в достижении своих целей.
Статьи по теме:
Английский детектив по-советски