Найти в Дзене

Три тела китайской фантастики, и источники ее вдохновения. По книге "Задача трех тел". Часть1.

Трилогия "В память о прошлом Земли" "Задача трех тел" Будучи старым поклонником жанра фантастики не могу не поделиться свежими ощущениями об относительно свежем фантастическом романе "Три тела". Тем более что это мой первый опыт знакомства с китайской фантастикой. Для начала немного о национальном колорите, дело в том что в фантастической литературе есть достаточно четкое "разделение труда". Американская фантастика - это прежде всего менеджмент. Американские фантасты моделируют управленческие и организационные проблемы, будь то Айзек Азимов или Нил Стивенсон, Айн Рэнд или даже безумный гений Филип Дик, у нас есть некая организация/государство которое сталкивается с вызовом и дает на этот вызов управленческий ответ, или напротив демонстрирует тупик предыдущего ответа. Хотя тот же Лавркафт явно не вписывается в эту канву. Английская фантастика - это жесткое социальное моделирование. Артур Кларк, Герберт Уэлс, Джон Уиндмен, Джордж Оруэл - это взаимодействие социальных систем с лично

Трилогия "В память о прошлом Земли"

"Задача трех тел"

Будучи старым поклонником жанра фантастики не могу не поделиться свежими ощущениями об относительно свежем фантастическом романе "Три тела". Тем более что это мой первый опыт знакомства с китайской фантастикой.

Для начала немного о национальном колорите, дело в том что в фантастической литературе есть достаточно четкое "разделение труда".

Убик повествует о фантастическом бизнесе.
Убик повествует о фантастическом бизнесе.

Американская фантастика - это прежде всего менеджмент. Американские фантасты моделируют управленческие и организационные проблемы, будь то Айзек Азимов или Нил Стивенсон, Айн Рэнд или даже безумный гений Филип Дик, у нас есть некая организация/государство которое сталкивается с вызовом и дает на этот вызов управленческий ответ, или напротив демонстрирует тупик предыдущего ответа. Хотя тот же Лавркафт явно не вписывается в эту канву.

День Трифидов, знакомый нам по переводу А.Стругацкого, как и Война миров, рассказывает нам о деформации общества в условиях вторжения.
День Трифидов, знакомый нам по переводу А.Стругацкого, как и Война миров, рассказывает нам о деформации общества в условиях вторжения.

Английская фантастика - это жесткое социальное моделирование. Артур Кларк, Герберт Уэлс, Джон Уиндмен, Джордж Оруэл - это взаимодействие социальных систем с личностью и наоборот, отслеживание взаимосвязей и их моделирование.

В его руках целая вселенная.
В его руках целая вселенная.

Польская фантастика - Лем... Это просто вселенная, циничная холодная, но всеохватывающая и всепроникающая. Технократизм познания доведенный до абсурда.

Русская(советская) фантастика - гуманоцентрична. Здесь человек в центре процессов социальных, технологических будь то Беляев, Стругацкие, Ефремов, Лукьяненко. Для них главное ответ на вопрос "тварь я дрожащая или право имею?" - суровое наследие русской литературы. Поэтому она конфликтна, поэтому Тарковский ругается с Лемом, по этому главной "точкой сборки" для братьев Стругацких является кухня с дешевым пойлом, на которой по пьяни открывается тайна мироздания.

Чай они там пьют...
Чай они там пьют...

И вот китайская фантастика. Вернее один из ее представителей. Прежде чем знакомиться с произведением Лю Цысиня, я бы посоветовал прочитать что-нибудь по истории Китая и обязательно предисловие автора. А уже потом осилив первые главы залезть в википедию (если конечно вы не технарь) и ознакомиться в кратком изложении с некоторыми аспектами астрофизики.

Строго говоря для меня Лю (это фамилия) написал расширенную версию "1000 000 000 лет до конца света" Стругацких. Параллели на столько сильны, что я почти на 100% уверен в знакомстве китайца с творчеством АиБ. Ключевые диалоги главных героев то же проходят в процессе распития чего покрепче - чем не доказательство?

Если без иронии, то Три тела - это жесткое столкновение исторической реальности (наложившееся на личный опыт автора) с "научной фантастикой" - в классическом понимании этого жанра. Автор действительно выстраивает "логичную вселенную" в рамках современных фундаментальных знании, и здесь он не тождественен Стругацким. Для их героев теория противостояния прогрессу стала результатом цепочки рассуждений о мире в рамках замкнутого пространства кухни, герой же Лю обосновывают научное торможение вполне себе с рациональной точки зрения.

Испытал от книги истинное удовольствие, тем более что мир "Трисоляриса", действительно существует.