Найти в Дзене
Альтернативная история

Какими будут боевые корабли через 50 лет. Взгляд из 2019 года

Я умышленно указал дату, когда была написана эта статья, так как после начала украинских событий взгляды на дальнейшую эволюцию военной техники и флотов в частности радикально изменился. В этой публикации мы увидим, как автор видел эти процессы ещё до начала упомянутых событий.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Эволюция без революций

В настоящее время не составляет особого труда предвидеть направление развития военно-морских сил ведущих стран мира. Каких-либо революционных изменений в ближайшее время не предвидится. Однако, эта стабильность может оказаться иллюзорной. История свидетельствует о частых и радикальных сменах представлений об «идеальном» флоте. Достаточно вспомнить Вторую мировую войну, когда теория и практика применения флота претерпели значительные изменения. Хотя потенциал авианосцев был известен и до этого, именно Вторая Мировая продемонстрировала их доминирующую роль на море, отправив в прошлое гигантские линкоры, такие как японский «Ямато». Увлечение атомными подводными лодками в период холодной войны также не оправдало себя в полной мере. Подводные лодки, хотя и останутся важной частью ядерной триады в обозримом будущем, не способны полностью заменить крупный надводный флот.

Ключевым элементом тактического потенциала флота остаются авианесущие корабли, внешний вид которых в целом хорошо знаком. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Будущее военно-морского флота США тесно связано с новыми авианосцами типа «Джеральд Р. Форд», которые должны заменить авианосцы типа «Нимиц». Планируется построить десять таких кораблей. Вероятно, даже к середине текущего века корабли типа «Джеральд Р. Форд» будут играть ключевую роль в обеспечении морской мощи Америки.

Авианосцы этого типа представляют собой дальнейшее развитие кораблей типа «Нимиц» и не содержат каких-либо кардинально новых конструктивных решений. Стоит отметить использование электромагнитной катапульты EMALS для запуска самолетов и новейшего аэрофинишера AAG. На авианосцах типа «Нимиц» используется паровая катапульта, которая также хорошо себя зарекомендовала. EMALS обеспечивает более плавный разгон боевых самолетов, снижая тем самым нагрузки на их конструкцию. Это особенно важно в связи с тем, что ВМС США активно вводят в эксплуатацию истребители пятого поколения F-35C, которые, несмотря на относительную простоту в управлении, имеют значительную массу. Максимальная взлетная масса палубного F-35 превышает 30 тонн, что почти на треть больше, чем у истребителя F/A-18C/D, который он должен заменить.

Развитие стелс-технологий оказывает значительное влияние на облик военно-морских сил. Это уже заметно: F-35 считается одним из самых малозаметных самолетов в мире и, по мнению некоторых экспертов, может даже превосходить F-22 по радиолокационной малозаметности. Постепенно такие самолеты будут вытеснять истребители четвертого поколения, определяя ударный потенциал флотов ведущих мировых держав, включая и Соединенные Штаты.

-2

Стелс-технологии применяются не только к палубным самолетам, но и к самим кораблям-носителям. Сообщалось, что авианосец «Джеральд Р. Форд» также обладает сниженной радиолокационной заметностью, насколько это возможно для корабля такого размера. Наиболее ярким примером применения стелс-технологий на море является новейший американский эсминец «Замволт», конструкция которого позволяет снизить его эффективную площадь рассеяния (показатель радиолокационной заметности) в 50 раз по сравнению с другими крупными боевыми кораблями.

Однако, и здесь не все так просто. Американцы столкнулись с проблемами, и эсминец будущего отчасти превратился в эсминец прошлого. Причина – высокая стоимость: один «Замволт» обходится примерно в четыре миллиарда долларов. Это огромная сумма даже для США. Для сравнения, эсминец «Арли Бёрк» стоит около полутора миллиардов долларов, при этом их тактический ударный потенциал сопоставим. В итоге, флот США заказал не 32 эсминца «Замволт», а всего три, что привело к дальнейшему увеличению стоимости каждого корабля. Получился замкнутый круг.

-3

Эсминцы типа «Замволт» могли бы послужить предвестниками кораблестроения будущего, в частности, из-за интереса ВМФ США к рельсотрону, который планировалось интегрировать в качестве основного артиллерийского вооружения этих кораблей. Рельсотрон – это система, использующая два параллельных электрода (рельсы), подключенных к мощному источнику постоянного тока. Проводящий снаряд, расположенный между рельсами, выстреливается под воздействием силы Ампера, возникающей из-за взаимодействия тока с собственным магнитным полем. Эта сила также воздействует на рельсы, вызывая их отталкивание.

Теоретически, такая конструкция позволяет поражать цели на расстоянии до 400 километров, что значительно превышает возможности традиционных корабельных орудий, чья дальность обычно не превышает 100 километров. В 2011 году американские военные испытывали перспективную систему AGS с управляемыми GPS-снарядами, успешно поразив цели на дистанции 81 километр. Однако впоследствии от этих снарядов отказались из-за их высокой стоимости, достигавшей миллиона долларов за штуку.

Основной причиной отказа от рельсотрона стала его высокая цена. Испытания, усовершенствования и техническое обслуживание потребовали огромных финансовых вложений. При этом дальность стрельбы рельсотрона оказалась меньше, чем у крылатых ракет, способных поражать цели на расстоянии более 2500 километров (хотя стоимость крылатой ракеты также может превышать миллион долларов).

Неудача американцев не остановила Китай. В прошлом году стало известно, что Китай, возможно, первым в мире испытал рельсотрон, установленный на борту корабля. Орудие было размещено на десантном корабле «Хайяншань» типа Type 072-III. Дальнейшие перспективы этой разработки остаются неясными, так как Китай строго засекречивает свои военные технологии. Зачастую «достижения» китайского ВПК оказываются лишь пропагандистским ходом, хотя это не должно приводить к недооценке военного потенциала Китая.

-4

Вкратце мы рассмотрели современные тенденции в военно-морских силах, которые, вероятно, сохранят свою актуальность и в будущем. В следующей части мы обсудим разработку принципиально новых типов кораблей, которые могут заменить современные авианосцы, эсминцы и фрегаты.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Американские авианосцы будущего - Альтернативная История
Альтернативный корвет для ВМФ РФ - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/kakimi-budut-boevye-korabli-cherez-50-let-vzglyad-iz-2019-goda/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉