В 2024 году Samsung Display прекратила закупки золота, тантала и вольфрама российского происхождения — эти данные зафиксированы в официальной отчетности компании. Решение связано с риском вторичных санкций, а также изменением цепочек поставок на фоне геополитической обстановки.
В 2024 году Samsung Display, специализирующаяся на выпуске экранов для различных электронных устройств, прекратила использование металлов российского происхождения — золота, тантала и вольфрама. Эти изменения в сырьевой политике компании зафиксированы в официальной отчетности, размещенной на ее сайте, узнал «КоммерсантЪ».
Несмотря на то, что данные о поставках этих металлов в 2022 и 2023 годах недоступны, в документах за 2021 год указано, что к поставкам были причастны 11 российских предприятий. Среди них в качестве поставщиков золота фигурировали такие компании, как Новосибирский аффинажный завод, «Уралэлектромедь», Московский завод специальных сплавов, «Красцветмет», Приокский и Щелковский заводы цветных металлов. Тантал поступал с Соликамского магниевого завода, а вольфрам — с предприятий «Гидрометаллург», Унечский завод и московский завод «Молирен». Почти все эти компании, за исключением Унечского завода, также упоминаются в отчетности головной корпорации Samsung за 2023 год. Отчет за 2024 год от основного подразделения Samsung пока еще не представлен.
Ранее сообщалось, что первой иностранной компанией, отказавшейся от поставок российских металлов из-за санкций, стала Apple. На тот момент Samsung еще закупал материалы из России. Однако нужно учитывать, что дисплеи, производимые Samsung Display, используются не только в продукции самой Samsung, но и поставляются другим ведущим производителям, включая Apple. В частности, в конце мая 2024 года стало известно, что Samsung и LG получили от Apple разрешение начать массовое производство экранов для нового поколения смартфонов — iPhone 16 Pro.
На заявления об исключении российских поставщиков отреагировали и в ряде российских компаний. Так, представитель Соликамского магниевого завода заявил изданию, никогда не осуществляло прямых поставок тантала по контрактам с Samsung Display, и, возможно, поставки тантала осуществлялись через посредников. Остальные компании, упомянутые в отчетах, отказались комментировать ситуацию.
По мнению Олега Изумрудова, возглавляющего консорциум российских разработчиков СХД, шаг Samsung можно рассматривать как стремление избежать риска вторичных санкций. При этом он не исключает, что российское сырье все же продолжает попадать в производственные цепочки Samsung, но уже через более сложные логистические маршруты и посреднические структуры. Это, по его словам, может отразиться на себестоимости продукции. Если закупки ведутся через глобальные структуры, итоговая цена устройства может увеличиться на 2–5%, тогда как при использовании китайских производств стоимость может, напротив, снизиться на тот же процент.
Другой источник издания придерживается противоположной точки зрения: отказ от российских металлов был окончательным, и южнокорейская корпорация сместила фокус в сторону азиатских поставщиков. Это не окажет влияния на деятельность самой компании, но демонстрирует стратегическое намерение сократить экономические связи с Россией, ограничившись поставками готовой продукции на ее рынок без стремления к глубокой кооперации.
В «Красцветмете» уточнили, что доля использования золота в электронной промышленности составляет менее 6% от общего мирового объема потребления. В Южной Корее на нужды электроники уходит около 6 тонн золота в год, при этом в одном смартфоне содержится не более 30–70 миллиграммов этого металла. Из-за глобального характера рынка золота закупочные решения отдельных компаний почти не влияют на деятельность его производителей.