Пришло время посоветовать моим уважаемым читателям ещё десяток отличных картин, которые вполне могут скрасить вечер после жаркого летнего дня. За качество этих фильмов я, что называется, отвечаю. Сегодня, как и в предыдущих публикациях, будут картины самых разных жанров, лет и стран. А предыдущие десятки вы найдёте ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ! Обязательно загляните и в них... конечно, после того, как оцените этот материал!
"Что случилось с Бэби Джейн?" (1961 г.)
Жанр: триллер, драма
Страна: США
Режиссёр: Роберт Олдрич
Авторы сценария: Лукас Хеллер
В ролях: Джоан Кроуфорд, Бетт Дейвис, Виктор Буоно, Уэсли Эдди и др.
"Что случилось с Бэби Джейн?" - восхитительный, но, увы, подзабытый в наши дни триллер (в наших широтах - и вовсе не слишком известный). Благодаря этому фильму в одном кадре сошлись две огромные звезды классического Голливуда, Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд, что привело к череде скандалов на съёмочной площадке. Неясно, как картина вообще состоялась... но она состоялась и она достойна вашего внимания.
Фильм основан на одноимённой книге Генри Фаррелла и повествует о двух вышедших на пенсию сёстрах-актрисах. Бланш (Джоан Кроуфорд), бывшая в молодости чрезвычайно востребованной, теперь прикована к инвалидному креслу, а сумасшедшая алкоголичка Джейн (Бетт Дейвис) вынуждена за ней присматривать. В детстве Джейн была звездой водевиля, но затем спилась и всё потеряла. Она изводится от ненависти и зависти к Бланш, а та старается вырваться из-под опеки, которая становится для неё всё более опасной.
Дейвис и Кроуфорд враждовали на протяжении большей части карьер обеих. Однако режиссёр Роберт Олдрич дружил с обеими и знал, что если свести их вместе в подобной картине, на экране будет невероятная химия. Чуть не перехимичили: на съёмках стареющие дивы доводили друг друга бесконечными придирками и скандалами. Они срывали дубль за дублем, чтобы насолить друг другу, но картина была доснята. И её ждал грандиозный успех: при бюджете в 980 000 долларов картина принесла в американском прокате порядка десяти миллионов, была номинирована на пять премий "Оскар" (приз за работу костюмера взять удалось), а также на два "Золотых глобуса" и две премии BAFTA. Бэби Джейн Хадсон в, не побоюсь этого слова, гениальном исполнении Бетт Дейвис заняла 44-е место среди 50 лучших злодеев американского кино в списке Американского института киноискусства. Фильм также включён Стивеном Кингом в свой список "100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980 год". В 2021 году картина была признана национальным достоянием США, попав в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса. И все эти регалии более, чем заслужены: картина смотрится на одном дыхании и вызывает живейшие эмоции - от отчаяния и отвращения до неистового мефистофелевского смеха. Обязательно найдите время для этой картины, но перед этим очень советую ознакомиться с мини-сериалом "Вражда", повествующем как раз-таки о вражде Дейвис и Кроуфорд и о съёмках картин. Кинодив сыграли прекрасные Джессика Лэнг и Сьюзан Сарандон.
"Кабаре" (1972 г.)
Жанр: мюзикл, драма
Страна: США
Режиссёр: Боб Фосс
Автор сценария: Джей Аллен
В ролях: Лайза Миннелли, Майкл Йорк, Джоэл Грей, Хельмут Грим и др.
Полагаю, именно картина Боба Фосса "Кабаре", основанная на романе Кристофера Ишервуда "Прощай, Берлин" и мюзикле Джона Кэндера и Фреда Эбба, привила мне любовь к музыкальному театру. В подростковые годы фильм серьёзно сказался на моих кинематографических вкусах... а равно и на вкусах к музыке.
Действие происходит в Берлине начала 1930-х. Время сильного расслоения общества и постепенного прихода к власти нацистов. Британец Брайан Робертс (Майкл Йорк) оказывается в этом бедламе и знакомиться со взбалмошной и забавной, при этом по-детски ранимой и, по сути, одинокой певичкой из местного кабаре Салли Боулз (Лайза Минелли). Брайан проваливается в привлекательный мир, где соседствуют богатство и бедность, беззаботность и ужас, грех и святость. Роман Салли и Брайана - сначала на двоих, а потом и на троих - сопровождается яркими музыкальными номерами кабаре "Кит Кэт" и комментариями обаятельного, хоть и слегка инфернального Конферансье (Джоэл Грей)...
"Кабаре" стал для Боба Фосса второй работой в качестве кинорежиссёра, и права на ошибку он не имел. Предыдущая лента, "Милая Чарити", с треском провалилась в прокате, и если бы та же судьба постигла и фильм о берлинском кабачке, то дорога в Голливуд постановщику была бы заказана. Однако всё сложилось как надо: роскошные песни Кэндера и Эбба, правдивые актёрские работы, филигранный сценарий. Голос Лайзы Миннелли, которая до работы в фильме не смогла пройти четырнадцать прослушиваний в сценическую версию мюзикла, стал голосом эпохи. Лично я считаю "Кабаре" великолепным фильмом, одним из лучших, снятых в прошлом веке. В нём в идеальных пропорциях смешались юмор и трагедия, любовь и горе - прямо как в жизни!
Я пересматривал "Кабаре", наверное, сотню раз и буду пересматривать ещё и ещё. Ещё не раз зайду в прокуренный клуб "Кит Кэт". И вы заходите... в кабаре! И заодно читайте мой большой материал о создании этой картине.
"Таксист" (1976 г.)
Жанр: триллер, драма, неонуар
Страна: США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Автор сценария: Пол Шредер
В ролях: Роберт де Ниро, Джоди Фостер, Сибил Шеперд, Харви Кейтель и др.
А вот и ещё одна бронебойная классика американского кино 1970-х, легендарный "Таксист" от Мартина Скорсезе, фильм, влияние которого довольно трудно переоценить. Не будь "Таксиста" - не видать нам и многих других мрачных картин в стиле "неонуар"... включая и "Брат" Алексея Балабанова!
Вьетнамский ветеран Трэвис Бикл (Роберт де Ниро) работает в нью-йоркском таксопарке. Он страдает бессонницей и, наматывая круги по ночному городу, наблюдает раздражающие его разврат и криминал. Бикл мечтает о том, что "однажды дождь смоет всю эту грязь с улицы". Однажды в его машину прыгает малолетняя проститутка Айрис (Джоди Фостер), и потихоньку сходящий с ума Бикл решает, что должен во что бы то ни стало вытащить её из этого грязного бизнеса.
"Таксист" стал огромным хитом мирового проката и мгновенно сделал молодого Скорсезе первым режиссёром на голливудской деревне. Не меньший профит от съёмок получили начинающие артисты де Ниро, Джоди Фостер, Харви Кейтель и Сибил Шеперд. Правда, в случае с юной мисс Фостер популярность фильма скорее сыграла ей в минус. Сумасшедший поклонник фильма по имени Джон Хинкли, возомнивший себя тем самым таксистом, преследовал актрису, а затем, 30 марта 1981 года, стрелял в президента США Рональда Рейгана, дабы привлечь внимание актрисы.
Несмотря на все тёмные стороны, "Таксист" до сих пор остаётся одним из самых психологически достоверных фильмов. Этому способствует и игра актёров, и гипнотическая музыка Бернарда Херманна, и залитый неоном ночной Нью-Йорк.
"Шарлотта навсегда" (1986 г.)
Жанр: драма
Страна: Франция
Автор сценария и режиссёр: Серж Генсбур
В ролях: Серж Генсбур, Шарлотта Генсбур, Ролан Бертен, Ролан Дюбильяр и др.
Всё в этой жизни однажды приедается. И фильм/книга/песня/et cetera, некогда вызвавшие у вас бурю эмоций, постепенно выцветают, как оставленная на солнце фотография старого друга. Но есть и особо стойкие экземпляры, чьи авторы хорошенько поработали эмоциональным закрепителем, и даже если в небытие утекут все воды этого старого мира, ты будешь всё также переживать, пересматривая/перечитывая/переслушивая их. К таким (у вашего покорного слуги, по крайней мере) относится и авторская драма Сержа Генсбура "Шарлотта навсегда".
Фильм повествует о сценаристе по имени Стэн (его сыграл сам Генсбур), который находится в глубокой депрессии, усугублённой алкоголизмом, Его любимая жена погибла в аварии, которую сам Стэн нечаянно и устроил, и теперь тёмный алкоголик Стэн остался один на один со своей дочерью Шарлоттой (за неё отдувалась дочь артиста Шарлотта Генсбур). Между отцом и дочерью возникают полные противоречий сложные отношения, где смешались боль, страх, любовь и одиночество...
По сути, Генсбур в этой картине метафорически рассказал историю собственного расставания с любимой женой Джейн Биркин. Шарлотта Генсбур в дальнейшем вспоминала, что сниматься в этой картине было довольно тяжело и что она не любит вспоминать времена работы над картиной своего имени.
Да, когда б вы знали, из какого сора... Это честное, шокирующее и при этом душещипательное кино о сложных чувствах, которые мы подчас испытываем к нашим близким. Камерная драма на двоих - отца и дочь, на экране и в жизни - заслуживает вашего внимания. Выкройте время и посмотрите её - со второй половинкой, в гордом одиночестве... а может, и со своим родителем.
А затем забегайте в мой литературный бар, чтобы почитать материал о создании и судьбе этой картины и её создателей!
"Игла" (1988 г.)
Жанр: криминальная драма
Страна: СССР
Режиссёр: Рашид Нугманов
Авторы сценария: Александр Баранов, Бахыт Килибаев
В ролях: Виктор Цой, Марина Смирнова, Александр Баширов, Пётр Мамонов и другие
Хотелось для этого обзора вспомнить какую-нибудь перестроечную картину из моей рокерской юности. И здесь долго думать не пришлось, сразу вспомнился криминально-сюрреалистический фильм Рашида Нугманова "Игла"!
Таинственный молчаливый герой по кличке Моро (Виктор Цой) приезжает в родной город, чтобы стрясти долг с бывшего подельника, Спартака (Александр Баширов). По ходу дела Моро встречается с бывшей возлюбленной Диной (Марина Смирнова), которая мало того, что сама подсела на наркотики, так ещё и по уши влезла в дела наркомафии. Моро решает спасти подругу...
Ваш покорный слуга никогда не был поклонником творчества Виктора Цоя и его группы "Кино" - уважаю, но без фанатизма. Картину эту я впервые посмотрел в пятнадцать лет от любви к разному необычному и фантасмагорическому в кино. Фильм Рашида Нугманова действительно можно назвать фантасмагорией, киноколлажом. Таинственные аудио- и визуальные образы, отстранённые диалоги и монологи героев - всё это создаёт весьма колоритную картину, которая гипнотизирует тебя как зрителя, в результате чего ты в течение полутора часов глядишь в экран. Конечно, "Игла" - это кино не для всех. Любители стройных простых историй, рассказанных в простой форме, пройдут мимо этого кино. "Игла" - это, конечно, жемчужина нашего кино, но жемчужина неправильной формы, которая войдёт далеко не в каждую оправу...
"Арбитр" (1992 г.)
Жанр: криминал, триллер, арт-хаус
Страна: Россия
Автор сценария и режиссёр: Иван Охлобыстин
В ролях: Иван Охлобыстин, Алёна Хмельницкая, Ролан Быков, Фёдор Бондарчук и др.
Продолжаем топтаться по отечественному кинематографу из окаянных дней. В 1992-м свет увидела "румба на крыле самолёта в полёте". Так сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли Иван Охлобыстин описал свой авторский дебют, криминальный триллер "Арбитр". И если "Игла", несмотря на всю свою колоритность, всё ещё ментально (и материально) советское кино, то "Арбитр" мог появиться только в переломные 90-е.
Речь в картине идёт о молодом следователе прокуратуры Андрее (Охлобыстин), который вместе со своим начальником Владимиром Ивановичем (Ролан Быков) и коллегой-фотографом Романом (Фёдор Бондарчук) идёт по следу киллера по прозвищу Арбитр, которого нанимают, чтобы вершить правосудие и справедливость. Арбитра боятся все преступники города, а сам Арбитр (Александр Соловьёв) всякий раз уходит от преследования властей. А в голове Андрея звучат бесконечные философские монологи разной степени безумия...
Искусство перестроечных лет и лихих девяностых с их вычурным авангардом, временами похожим на милый праздник непослушания, всегда радовало меня. И "Арбитр" был и остаётся одним из любимейших представителей кинематографа тех жутких лет: артхаусный, сюрреалистический, при этом не лишённый определённой философии и абсурдного юмора. Дополняет неповторимую атмосферу русского андерграунда музыка групп "Пикник" и "Оберманекен", таинственная и томная одновременно.
В целом, "Арбитр" предстаёт перед нами более серьёзной версией сумасшедшего мира, нарисованного в сценариях авторства Охлобыстина в 90-00-е. В компанию к этому сюрреалистическому триллеру отлично подойдут картины "Урод", "Максимиллиан", "ДМБ" и "Даун Хаус".
"Основной инстинкт" (1992 г.)
Жанр: эротический триллер
Страна: США
Режиссёр: Пол Верховен
Автор сценария: Джо Эстерхаз
В ролях: Майкл Дуглас, Шэрон Стоун, Джордж Дзундза, Джинн Триплхорн и др.
Ваш покорный слуга - далеко не самый большой фанат кровавых и откровенных триллеров (как и триллеров вообще), однако есть исключения, и среди них - легендарный "Основной инстинкт" Пола Верховена.
Расследование убийства рок-н-ролльщика Джонни Боза поручают детективу Нику Каррэну (Майкл Дуглас), бывшему алкоголику и наркоману, только-только отмывшемуся после истории со стрельбой по случайным прохожим. Под подозрения Каррэна попадает близкая знакомая Боза, развратная писательница Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун). Кэтрин заинтересовывается Ником и между ними возникает интеллектуальное и сексуально напряжение. Ник в свою очередь также всё больше увлекается коварной Кэтрин и всё меньше хочет верить в её виновность...
Что можно здесь сказать нового... перед нами - культовый образец жанра и квинтэссенция атмосферы 90-х: на неё работают музыка, машины, одежда и непередаваемое чувство свободы. Да, воистину 1990-е были последним десятилетием, когда кинематограф не стеснялся самого себя, не боялся экспериментов и вечно обиженной на весь свет публики. Здесь эта атмосфера соединяется в потрясающей постановкой, убедительной актёрской игрой и увлекательным сюжетом, который держит в напряжении даже при десятом или двадцатом просмотре...
"Готти" (1996)
Жанр: криминальная драма
Страна: США
Режиссёр: Роберт Хармон
Автор сценария: Стив Шаган
В ролях: Арманд Ассанте, Уильям Форсайт, Энтони Куинн, Винсент Пасторе и др.
Давние подписчики этого канала знают, что гангстерское кино - один из любимейших моих жанров. И в связи с этим хотелось бы вспомнить телевизионный фильм Роберта Хармона "Готти". Несмотря на то, что не выходил в широкий мировой прокат, стал достаточно значительным в фильмографии американской мафии.
Нью-йоркский мафиози Джон Готти (Арманд Ассанте) проходит путь от рядового бандита до одного из тузов, получившего за свою неуловимость прозвище "Тефлоновый дон". Устранив своего прямого конкурента, действующего босса семьи Пола Кастеллано (Ричард С. Сарафьян), Готти стал править сильной рукой, помня при этом о важности кодекса чести и своей семьи...
Несомненным плюсом картины является мощный актёрский состав. Арманд Ассанте невероятно харизматичен и убедителен в роли Готти. Несмотря на явное портретное несоответствие, созданный Ассанте персонаж получил всеобщее одобрение. Даже бывший капореджиме семьи Коломбо, а ныне известный писатель Майкл Франчезе ставил этого героя на первое место с своём рейтинге самых убедительных кинонегодяев. Интересно, что многие актёры, снявшиеся в это фильме НВО буквально через три года собрались в сериале "Клан Сопрано", выпущенном на том же канале. Среди них Винсент Пасторе, Доминик Кьянезе, Фрэнк Винсент, Тони Сирико и многие другие. Также нельзя не отметить восхитительного Энтони Куинна, который сыграл Нила Деллакроче, старшего товарища и наставника Готти.
Я не раз пересматривал фильм Роберта Хармона, чего и вам желаю. Это действительно прекрасное кино, которое смотрится на одном дыхании. Выходным вечером в компании товарищей и боевых подруг посмотреть "Готти" - в самый раз!
"Убить Билла" (2003-2004 гг.)
Жанр: криминал, триллер, боевик
Страна: США
Автор сценария и режиссёр: Квентин Тарантино
В ролях: Ума Турман, Дэвид Кэррадайн, Дэрил Ханна, Люси Лью и др.
В одном из предыдущих выпусков я рассказывал вам об одном из двух моих любимых фильмов авторства Квентина Тарантино, о "Бешеных псах". Пришла пора рассказать и о другом, об эпической поэме в двух частях под названием "Убить Билла".
Беатрикс Киддо (Ума Турман) - опытная наёмная убийца, трудившаяся под началом таинственного Билла (Дэвид Кэррадайн), который питал к ней отнюдь не только профессиональное уважение. Но однажды Беатрикс сбегает и решает начать новую жизнь - без криминала, в спокойной обстановке, воспитывая ребёнка. Однако бывшие братья по оружию по главе с Биллом находят беременную Беатрикс и устраивают кровавую баню. Но Беатрикс выживает и, пролежав четыре года в коме, восстаёт из пепла, чтобы отомстить тем, кто лишил её счастья и материнства.
Я не даром назвал фильм Тарантино эпической поэмой. Назвать "Убить Билла" просто боевиком не получается. Герои здесь максимально мифологизированы. Они скорее похожи на героев древних сказаний, нежели на героев обычных криминальных картин. Это очень эстетизированная картина, украшенная роскошным саундтреком, броской операторской работой и не менее броским монтажом. "Убить Билла" - настоящая "библия" для киномана. Хотя бы раз в жизни этот опыт должен пережить каждый!
"Довольно слов" (2013 г.)
Жанр: мелодрама, комедия
Страна: США
Автор сценария и режиссёр: Николь Холофсенер
В ролях: Джулия Луис-Дрейфус, Джеймс Гандольфини, Тони Коллетт, Кэтрин Киннер и др.
И под конец давайте вспомним что-нибудь более доброе и сентиментальное. Чего греха таить, люблю я мелодрамы и романтические комедии - я ведь рос в нулевые, как могло быть иначе! Однако мне редко встречаются мелодрамы, которые я мог бы пересматривать раз за разом и советовать их другим. И фильм "Довольно слов" с Джулией Луис-Дрейфус и Джеймсом Гандольфини - один из тех, которые не грех и пересмотреть, и порекомендовать.
Разведённая массажистка Ева (Луис-Дрейфус) случайно знакомится на вечеринке с двумя людьми: неуклюжим, но милым мужчиной Альбертом (Гандольфини) и возвышенной особой, поэтессой Мэриэнн (Кэтрин Киннер). Последняя всё время рассказывает новой подруге о своём ужасном бывшем муже, которым оказывается... да, естественно Альберт. А ведь у них с Евой уже
Фильм"Довольно слов" режиссёр и сценаристка Николь Холофсенер во многом создала под впечатлением от собственной холостой жизни... за что ей большое спасибо! Получилась очень нежная, при этом лишённая голливудского лоска история любви уже не очень молодых людей. Она украшена чудесными актёрскими работами (картина стала последней работой Джеймса Гандольфини, который, увы, не дожил до её премьеры), добрым юмором и... не самой очевидной концовкой. "Довольно слов" - о примирении с недостатками, своими и своей второй половинки; о влиянии на наше мнение других людей; о силе и слабости, о любви и о материнстве.
Рекомендую в ближайшее время выделить полтора часа для просмотра этого маленького шедевра... ну, и всех остальных фильмов из подборки!
Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..