Найти тему

10 ЛУЧШИХ ПЕСЕН ГРУППЫ "КИНО". ЛИЧНЫЙ ТОП

Оглавление

Сегодняшним вечером, в честь дня рождения безвременно ушедшего Виктора Цоя, я предлагаю вам вспомнить несколько отличных песен группы "Кино" - пожалуй, самой любимой русской рок-группы всех времён и народов. У меня отношение к "Кино" весьма и весьма сложное - я говорил об этом в давнишнем эссе "Процоенная музыка". Тогда я, возможно, высказался чересчур резко, но факт остаётся фактом - при всём уважении полюбить группу "Кино" у меня не получилось...

Однако это не отменяет того факта, что ряд песен коллектива мне очень даже нравится. И этот самый ряд я сегодня и представляю на суд людской в виде личного топа. Вопреки заголовку песен здесь будет немного больше, чем десять, но, думаю, никто от этого не расстроится.
И, наплодив такое количество противоречий уже во вступлении, я, пожалуй, начну...

10. "В наших глазах" (1988 г.)

И начну с песни "В наших глазах", вышедшей в 1988-м году на альбоме "Группа крови". Я эту композицию впервые услышал в одном из любимейших своих фильмов, в криминальной драме Сергея Бодрова-младшего "Сёстры". А вот общественность впервые ознакомилась с композицией на Пятом фестивале Ленинградского рок-клуба в 1987-м. С тех пор песня считается одной из самых популярных не только у рядовых фанатов рока, но и у разного рода исследователей (кому интересно, залезьте в "Википедию" - там всевозможным анализам текста песни посвящена львиная доля статьи, пересказывать это всё мне совсем не хочется). Песня получилась бодрая, живая и лихая, как и почти все песни "Кино" конца 80-х. Спустя десять лет после выхода именно эта композиция начала вещание радиостанции "НАШЕ РАДИО", радиостанции, которая по сей день радует фанатов русского рока. Правда, не всех. Но это уже другой разговор...

9. "Когда-то ты был битником" (1982 г.)

На дебютном альбоме "Кино" под названием "45", записанном в начале 80-х, когда "Кино", по сути, ещё было дуэтом из Виктора Цоя и Алексея Рыбина, было довольно много интересных песенок. Слушая иные из них, сложно представить себе, что уже скоро группа эта заговорит с публикой гимнообразными композициями, зовущими вперёд. Среди них - и "Когда-то ты был битником", ироничное обращение к старшему товарищу, предавшему идеалы молодости. Эта песня наряду с ещё несколькими номерами с "45" прозвучала на концерте дуэта в Ленинградском рок-клубе весной 1982-го года. Это была, говоря современным языком, презентация возможностей "Кино". Песня завершала выступления, и по ходу её исполнения Борис Гребенщиков* (признан иноагентом в РФ) вышел на сцену с огромным барабаном на животе. Затем к группе присоединился лидер группы "Зоопарк" Майк Науменко (они с Гребенщиковым взяли шефство над молодыми "киношниками") и сыграл энергичное гитарное соло в стиле Чака Берри, а закончил песню приятель музыкантов Игорь "Монозуб" Гудков, исполнив протяжную партию на саксофоне. Публика осталась довольной, да и руководство рок-клуба отозвалось о выступлении одобрительно.
Сейчас молодые фанаты "Кино" уже редко вспоминают такие древности. А вот старшее поколение помнит их, любит и даже иногда исполняет. Можете, например, оценить исполнение этой песни
Гариком Сукачёвым и его группой "Бригада С" (мой личный топ по его песням вы найдёте ЗДЕСЬ):

8. "Красно-жёлтые дни" (1991 г.)

Теперь пришла пора поговорить об альбоме, который я могу назвать лучшим во всей дискографии "Кино". Речь о так называемом "Чёрном альбоме", выпущенном в 1991-м году, уже после смерти Виктора Цоя. Музыканты доделали его на основе демозаписей, оставшихся после гибели их лидера... но была одна песня, которая была полностью готова уже при жизни артиста - это "Красно-жёлтые дни".
История говорит нам, что после легендарного концерта "Кино" на стадионе
"Лужники" 24 июня 1990 года Виктор Цой, его подруга Наталия Разлогова и режиссёр Рашид Нугманов (он снимал Цоя в своей картине "Игла") отправились в квартиру музыканта, в которой он спел песни, позже вошедшие в "Чёрный альбом", включая "Красно-жёлтые дни". Нугманов записал их на диктофон. Тем же летом Цой и гитарист "Кино " Юрий Каспарян в Плиеньциемсе, Латвия, сделали демозапись песен для нового альбома.
Переслушивая эту песню для написания статьи, я поймал себя на мысли, что она вызывает у меня невыносимо щемящие душу чувства обострённой ностальгии - по юности, друзьям и подругам тех лет. А ведь фанатом "Кино" я никогда не был. Воистину удивительно влияние музыки на наши души...

О песнях из "Чёрного альбома" мы сегодня поговорим ещё не раз. А пока что держите кавер на песню в исполнении отличной питерской фолк-рок-группы "Тролль Гнёт Ель". В их исполнении "Красно-жёлтые дни" обрели совершенно сказочное послевкусие!

7. "Стук" (1989 г.)

Продолжаем разговор.
И на очереди - бешеный трек с привкусом альтернативного металла под названием
"Стук", также известный под именами "Верь" и "Одно лишь слово". Эта песня предстала перед публикой в 1989-м, на альбоме "Звезда по имени Солнце" и сразу стала одним из главных концертных номеров группы.
У вашего покорного слуги композиция эта стойко ассоциируется с уже упоминавшимся здесь фильмом Бодрова-младшего "Сёстры", где она сопровождает жуткую сцену расправы. Именно поэтому я сопроводил текст о песне клипом из фильма, а не официальным музыкальным видео, снятым творческой группой телепрограммы "Взгляд" в 89-м.

Весьма своеобразную кавер-версию на эту песню - версию с полностью переписанным текстом, но сохранённой музыкой - сделала главная американская ленинградка Джоанна Стингрей. Получилось несколько попсово, но в целом, довольно недурно.

6. "Хочу перемен!" (1987 г.)

Ну а это уже неприлично популярная песня, дополнительных слов к которой не требуется совсем... или же всё-таки требуется?
Песня, ставшая гимном перестройки и политических треволнений в принципе, по сути своей, стала заложником образа. Юрий Каспарян говорил в одном из интервью:

"Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это всё глубоко личное."

Против политической направленности песни высказывался и бывший коллега Цоя по "Кино", публицист Алексей Рыбин:

Перемены, о которых пел Виктор, — это не перемены политического строя. <…> Это перемены гораздо более глубокие внутри себя, о которых пели, писали, рисовали, лепили все художники мира.

Так-то оно так, но судите сами. Что ещё может прийти на ум молодому неокрепшему homo sapiens, когда он слышит зазывные аккорды, бодрый ритм и срывающийся на крик вокал Цоя, ему в голову приходят вовсе не философские думы о мироздании...

Кстати, вступление этой песни всегда напоминало мне вступление к песне "Barbarism Begins at Home" британской группы "The Smiths".

5. "Спокойная ночь" (1988 г.)

Вспомним ещё один бронебойный хит "Кино", песню "Спокойная ночь" из альбома "Группа крови". Звукорежиссёр Алексей Вишня рассказывал, что когда записывался первый вариант песни, в квартире ниже умер пожилой инвалид, и к музыкантам пришли его родственники, попросив соблюдать тишину в течение девяти дне. Этот случай описывает первая строчка третьего куплета композиции: "Соседи приходят — им слышится стук копыт. Мешает уснуть — тревожит их сон…".
Даже если история эта додумана для красного словца, я охотно поверю в неё. Есть в этой песне, что-то мистическое. Она как никакая другая песня на русском языке описывает настроение ночи. Возможно, и не самой спокойной...

Ваш покорный слуга познакомился с этой песней в исполнении группы "АлисА", фанатом которой был в школьные годы (об этом я тоже как-то писал подробнее в эссе "Красно-чёрные дни"). В репертуаре "Алисы" вообще достаточно много каверов, но именно "Спокойную ночь" Кинчев и компания всегда исполняли с каким-то особенным пиететом:

"Петь чужие песни — очень большая ответственность. Мне кажется, что песню „Спокойная ночь“ я чувствую, как свою, поэтому дерзнул её петь"
Константин Кинчев

4. "Сосны на морском берегу" (1996 г.)

А сейчас поговорим о не такой уж хитовой, но по-настоящему прекрасной песне "Сосны на морском берегу". Её редко встретишь в сборниках по типу "Кино. The Best", и это оглушающая несправедливость. Эта неторопливая (не медленная, а именно неторопливая) созерцательная композиция может дать прикурить многим шлягерам коллектива. Песня эта также красива, как и описываемый ею пейзаж. Сосны на морском берегу, кстати, типичный пейзаж латвийского побережья, где в последние годы жизни любил отдыхать Виктор Цой. В Латвии и прервалась его жизнь...

Сосны на морском берегу в Плиеньциемсе, где отдыхал Цой
Сосны на морском берегу в Плиеньциемсе, где отдыхал Цой

Первый вариант песни был записан в 1988-89-м годах на студии Валерия Леонтьева для альбома "Звезда по имени Солнце", но тогда опубликован не был. До ума песню доводили уже после смерти Цоя, и первый официальный релиз "Сосен..." состоялся в 1996-м, на переиздании "Чёрного альбома".

3. "Группа крови" (1988 г.)

Не мог, нет, не мог я закрыть глаза на один из главных (если не самый главный) хитов группы "Кино", тем более, что, по-моему скромному мнению, это одна из лучших песен как самого коллектива, так и всего отечественного рока.
В поединке на тему "Кто подсказал идею для песни" сошлись виолончелист золотого состава
"Аквариума" Всеволод Гаккель и актёр Александр Баширов, с которым Цой снимался в фильме "Игла". Каждый из них рассказывает свою версию того, что именно их разговоры с артистом вдохновили его на этот хит. Так или иначе, всё это не очень важно: в голову к Цою мы не залезем и доподлинно не узнаем, как сработал его творческий механизм в тот раз. Факт остаётся фактом, песня эта знаковая и влиятельная. Даже зарубежного слушателя впечатлила: в 2008 году она была включена в саундтрек к популярной игре "GTA IV".

Видимо, и сами "киношники" что-то такое подозревали, и в январе 1989 года на портастудии ударника группы Георгия Гурьянова записали англоязычную версию этой песни.

2. "Следи за собой" (1990 г.)

В шаге от "золота" этого топа остановилась первая песня группы "Кино", которую я услышал ещё в глубоком детстве. "Следи за собой", пронизывающая до костей, мрачная песня-предостережение увидела свет на пресловутом "Чёрном альбоме", однако написана была гораздо раньше. Это, к слову, одна из немногих песен Цоя, написанная в соавторстве. Текст "Следи за собой" был написан в 1986-м году Виктором Цоем вместе с другом, художником Олегом Котельниковым. Дописывали же песню всей группой по время съёмок фильма "Асса". Сначала "Следи за собой" хотели включить в альбом "Звезда по имени Солнца", но сочли, что она в него не вписывается. В контексте же "Чёрного альбома" песня слушается ещё мрачнее...

Олег Котельников
Олег Котельников

Очевидно, именно мрачность композиции привлекла участников легендарной группы "Король и Шут", которые решили сделать кавер на неё в рамках проекта "КИНОпробы" в начале нулевых. Вышло весьма своеобразно, но душевно.

1. "Дерево" / "Кончится лето" (1982 / 1991 гг.)

И да, я таки не смог определиться с конкретным победителем. И уж коли топ этот личный, почему бы мне не поделить первое место между двумя композициями. В этом есть своего рода символизм: песни эти очень разные, к тому же вышли, так сказать, в разных концах истории: песня "Дерево" - на первом альбоме группы, "45", а "Кончится лето" - на последнем, "Чёрном альбоме".

"Дерево" - песня медитативная, почти буддистская. Я бы нисколько не удивился, если бы, скажем, услышал её на каком-нибудь альбоме раннего "Аквариума"...
Одинокой гитаре в песне составляет компанию сиротливая блокфлейта, партию которой исполнил легендарный звукорежиссёр, недавно почивший в бозе
Андрей Тропилло.

Андрей Владимирович Тропилло (21 марта 1951, Ленинград — 28 апреля 2024, Финляндия) — советский и российский звукорежиссёр, музыкальный издатель (основатель лейбла "АнТроп"), музыкальный продюсер, рок-музыкант. Внёс существенный вклад в становление и развитие русского рока, оказывая поддержку многим музыкантам на базе кружка звукозаписи в Доме юного техника, коим руководил; Тропилло можно назвать первым продюсером СССР в мировом понимании этого термина
Андрей Владимирович Тропилло (21 марта 1951, Ленинград — 28 апреля 2024, Финляндия) — советский и российский звукорежиссёр, музыкальный издатель (основатель лейбла "АнТроп"), музыкальный продюсер, рок-музыкант. Внёс существенный вклад в становление и развитие русского рока, оказывая поддержку многим музыкантам на базе кружка звукозаписи в Доме юного техника, коим руководил; Тропилло можно назвать первым продюсером СССР в мировом понимании этого термина

Что же касается песни "Кончится лето", то это просто роскошная по музыке и аскетичная по тексту композиция, которую я бы включил в топ-5 лучших песен отечественного рока 90-х. Это одна из последних песен, написанных и записанных Виктором Цоем и именно её, думаю, можно считать громким прощальным приветом от артиста.

Но наше лето не закончится, пока мы помним свою молодость, её песни, её стихи и её любимых людей... спасибо музыке за память...

-5

Обязательно пишите о ваших любимых песнях группы "Кино" в комментариях! Загляните в подобные топы по песням "Наутилус Помпилиус", "The Matrixx" и Насти Полевой, если любите русский рок, а также дайте знать, о каких ещё артистах мне стоит сделать подобные публикации!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин