Найти в Дзене

10 ФИЛЬМОВ МАРТИНА СКОРСЕЗЕ, КОТОРЫЕ ВЫ МОГЛИ НЕ ВИДЕТЬ

Оглавление

Мартин Скорсезе... стоит настоящему киноману услышать это имя, как перед его мысленным взором начинают витать виды утопающего в неоне Нью-Йорка, прекрасные (в основном - белокурые) девушки и заострённые воротники рубашек лихих мафиози. "Алиса здесь больше не живёт", "Таксист", "Бешеный бык", "Последнее искушение Христа", "Славные парни", "Казино", "Отступники" - сколько же чудесных часов я провёл под фильмы маэстро, о боги, боги мои! Но есть и другой Скорсезе...
Давненько я уже хотел написать о фильмах постановщика, которые, как правило, ускользают от взора современного кинозрителя. В фильмографии Скорсезе я отобрал десять таких картин, которые, на мой скромный взгляд, заслуживают хотя бы одного просмотра...

Мартин Чарльз Скорсезе (род. 17 ноября 1942, Куинс, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и актёр. Фильмам Скорсезе присущи жестокость и насилие, в кинематографических кругах он известен как мастер гангстерских лент. Скорсезе предпочитает не менять создателей своих проектов, постоянно работая с Робертом Де Ниро, Леонардо Ди Каприо и монтажёром Тельмой Скунмейкер. 28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы. Он является обладателем ряда наград, включая премии "Оскар", BAFTA, "Золотой глобус", "Эмми", "Грэмми", "Золотой пальмовой ветви", "Золотого медведя", "Сезар", "Серебряного льва" и премии Гильдии режиссёров Америки. Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности
Мартин Чарльз Скорсезе (род. 17 ноября 1942, Куинс, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и актёр. Фильмам Скорсезе присущи жестокость и насилие, в кинематографических кругах он известен как мастер гангстерских лент. Скорсезе предпочитает не менять создателей своих проектов, постоянно работая с Робертом Де Ниро, Леонардо Ди Каприо и монтажёром Тельмой Скунмейкер. 28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы. Он является обладателем ряда наград, включая премии "Оскар", BAFTA, "Золотой глобус", "Эмми", "Грэмми", "Золотой пальмовой ветви", "Золотого медведя", "Сезар", "Серебряного льва" и премии Гильдии режиссёров Америки. Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности

Сегодня поговорим только о полнометражных художественных фильмах, о короткометражках и документалках - как-нибудь в другой раз!

"Кто стучится в мою дверь?" (1967 г.)

-2

И начнём, пожалуй, с первой полноценной работы Мартина Скорсезе - его студенческого фильма "Кто стучится в мою дверь", снятой будущим классиком в 1967-м году с друзьями. Среди этих друзей затесалась и другая будущая звезда, актёр Харви Кейтель, который в будущем ещё не раз блеснёт в картинах своего друга Марти.
Джей Ар (Кейтель) - молодой парень, занимающийся мелким криминалом вместе со своими друзьями - знакомится на пароме с необычной девушкой (
Зина Бетьюн), с которой они сходятся на разговорах о кино. Джей Ар - личность противоречивая: с одной стороны он - правоверный консервативный католик, которого шокирует новость о том, что его новая возлюбленная не девственна, с другой же стороны его окружают криминал, девушки лёгкого поведения, алкоголь. О противоречивом Джей Аре и его отношениях с друзьями и милой девушкой с французским журналом под мышкой повествует эта картина...
Фильм снимался Скорсезе в годы его обучения в
Нью-Йоркском университете. В 1967-м фильм, много раз поменявший действующих лиц и основной сюжет, был представлен публике на Международном кинофестивале в Чикаго под названием "Я звоню первым", где неординарного молодого режиссёра и приметили. Так парень из Куинса смог проложить себе дорогу в Голливуд...
"Кто стучится в мою дверь" (в нашей родной стране его частенько обзывают "Кто стучится в дверь ко мне", очевидно, памятуя о стихотворении Маршака) снят под большим влиянием французской новой волны. Рваный монтаж, неожиданные ракурсы, кажущиеся длинными и пустыми диалоги (а иногда и не кажущиеся) - всё это отдаёт
Годаром и Трюффо. При этом в фильме представлены практически все важные для скорсезевского творчества темы и мотивы: католическая религия, традиционализм, насилие, криминал. ПРиятно посмотреть, с чего у автора всё начиналось...
Однако на протяжении всего просмотра не покидает мысль, что перед нами - растянутая на полтора часа короткометражка. Лирические отступления подчас слишком лирические (и слишком отступления), некоторые сцены непомерно и неоправданно растянуты. Полагаю, если бы картина шла на час меньше, коллизия сюжета только выиграла бы. Однако уже здесь 25-летний Скорсезе проявил себя как большой мастер визуального повествования и работы с саундтреком. Несмотря на все недостатки, нельзя назвать этот фильм неудачной ученической работой. Это Скорсезе - такой, каким мы его полюбили за более зрелые ленты.

Оценка - 7/10

"Берта по прозвищу "Товарный вагон" (1972 г.)

-3

А вот какую ленту можно назвать "ученической", так это второй полнометражный фильм в карьере Скорсезе - драму с вестерновым акцентом, "Берта по прозвищу Товарный Вагон".
В основе сюжета - судьба Берты Томпсон (
Барбара Херши), сироты, путешествующей "зайцем" на товарняках по раздираемой Великой Депрессией Америке. По ходу своих бдений Берта влюбляется в социалиста-оратора Билла Шелли (Дэвид Кэррадайн), затем сталкивается с карточным шулером Рэйком Брауном (Барри Праймус) и чернокожим преступником Воном Мортоном (Берни Кейси). Вместе они сколачивают банду налётчиков-робингудов, которые от "прекрасных" идей разрушения буржуйского класса переходят к банальному грабежу...
Эта картина была снята за 600 000 долларов на студии знаменитого независимого продюсера
Роджера Кормана, который прославился большим количеством малобюджетных картин в 50-70-е годы, а также тем, что дал дорогу в жизнь многим известным постановщикам. Корман стал кинопапой для Джеймса Кэмерона, Джонатана Демме, Фрэнсиса Форда Копполы и, конечно, для Мартина Скорсезе. И когда я сказал, что "Берта..." стала для нашего сегодняшнего героя учебной лентой, я не соврал: по сути, это было упражнение в жанре, попытка сделать заказное кино. Попытку признали неудачной. Так актёр и режиссёр Джон Кассаветис после просмотра картины подошёл к Скорсезе и сказал ему: "Марти, ты потратил год жизни, чтобы снять полное д*рьмо!" И поныне к "Берте..." принято относится снисходительно - как к недоразумению, после которого мастер начал снимать "настоящее кино".
Скажу страшное: "Берта по прозвищу Товарный Вагон" мне понравилась гораздо больше скорсезевского дебюта. Это довольно крепкое жанровое кино, за которым видна глыба пока не слишком развитого режиссёрского таланта. Это ёмкая история, хоть и страдающая всеми болезнями малобюджетного коммерческого кино. Картина напичкана клише вестернов и фильмов о грабителях, что насмотренному в этой области зрителю, скорее всего, не понравится. И даже в начале 70-х история Берты Томпсон выглядела эпигонской попыткой вернуть современное кино к устоям кино сороковых. Однако получить удовольствие от картины можно, если не обращать внимание на клише... и раздражающий подчас кантри саундтрек.

Оценка - 7/10

"Злые улицы" (1973 г.)

-4

А вот и первый по-настоящему хитовый фильм Мартина Скорсезе, который, как я заметил, в нашей стране знают далеко не все. А жаль!
Коллизия фильма чем-то напоминает "Кто стучится в мою дверь". Он рассказывает о Чарли (Харви Кейтель), молодом парне из итальянского района, и трёх его товарищах. Все четверо находятся в тени своих старших родственников, опытных гангстеров, а Чарли так и вовсе - племянник одного из главарей. Несмотря на это парень очень религиозен и периодически пытается вправить мозги своему легкомысленному другу Джонни-Бою (
Роберт де Ниро), который любит играть в игры с опасными людьми. Постепенно игры становятся всё опаснее, сомнения Чарли относительно праведности образа жизни - его и всех его окружающих - всё сильнее, что приводит к драматичнейшей развязке.
После неудачной попытки поработать на студию простым подённым рабочим, о чём мы вспоминали выше, Скорсезе выпал шанс снять кино о том, что он видел в детстве и юности каждый день - об убогих итальянских кварталах; о парнях, мечтающих многого добиться и о гангстерских разборках. Во многом кино снималось на энтузиазме: на фильм выделили смехотворную сумму в 500 000 долларов, 250 из которых ушли на покупку прав на песни. В фильме звучит множество хитовых групп тех лет, в том числе и
"The Rolling Stones".
Именно с этого фильма началось легендарное сотрудничество Скорсезе с Робертом де Ниро, которое во многом изменило облик Голливуда. Надеюсь, когда-нибудь этой легендарной дружбе посвятят байопик...
Фильм стоит смотреть хотя бы ради уникальных в своей свежести великих актёров. Молодые и ещё не забронзовевшие де Ниро, Кейтель и
Дэвид Провал выдают здесь просто сумасшедший перфоманс (в особенности - первые двое). Всё это вместе с отличным сценарием и весьма интересной манерой съёмки: несмотря на явное желание создателей сделать свой фильм близким к документалистике, камера не трясётся в кинематографическом Паркинсоне, как это модно в современных картинах.
Эту картину я когда включил в свой список пяти ретро-фильмов о гангстерах, которые стоит посмотреть. Загляните в тот
материал тоже... конечно, после того, как дочитаете эту статью!

Оценка - 9/10

"Нью-Йорк, Нью-Йорк" (1977 г.)

-5

После коммерческого успеха мелодрамы "Алиса здесь больше не живёт" и просто грандиозного коммерческого и критического успеха драмы "Таксист" Скорсезе получил карт-бланш: снимай что хочешь и как хочешь. Режиссёр захотел старомодный мюзикл. Его и снял! Дамы и господа - "Нью-Йорк, Нью-Йорк"!
Перед нами - непростая история любви беспринципного, но обаятельного саксофониста Джимми Дойла (Роберт де Ниро) и талантливой певицы Франсин Эванс (
Лайза Минелли). Карьеры обоих идут вверх, однако личные отношения всё время проверяются на прочность: неверностью, амбициозностью, завистью...
Когда-то я достаточно подробно описал историю создания этой картины в
отдельном материале. Если кратко, то и съёмки, и последующий выпуск ленты смахивали на ад: Скорсезе пристрастился к запрещённым веществам и часто не понимал, что он снимает. Кроме того, он закрутил роман с Минелли, из-за чего затрещал по швам его брак. Фильм по выходе ждал мощный финансовый провал, а также проклятие критиков. Учитывая, что кино вышло дорогостоящее, а Скорсезе и не думал доставать голову из ведра с дурными препаратами, постановщика, который ещё вчера подавал большие надежды принялись хоронить. А о том, как и благодаря кому режиссёр-таки выжил и продолжил радовать нас хорошими фильмами, читайте в моей статье "Мрак Мартина Скорсезе".
"Нью-Йорк, Нью-Йорк" стал первой картиной Скорсезе, которую я посмотрел когда-то давным-давно. Я очень увлекался творчество Лайзы Минелли, которую заприметил ещё в
"Кабаре", и фильм Скорсезе стал очень приятным подарком для моего фанатеющего сердца. Конечно, эта лента - её бенефис. Восхитительные песни Джона Кэндера и Фреда Эбба, в числе коих - и легендарный номер "New York, New York", который не перепел только ленивый, а также роскошные костюмы, танцы - всё это не может не радовать. Однако нельзя не признать, что фильм этот, мягко говоря, не для всех. Его продолжительность - 2 часа 44 минуты, что для мелодрамы - смерти подобно. При этом нельзя сказать, что фильм хоть где-то просаживается по динамике, теряет в остроумии диалогов или в изобретательности постановки. Но много ли среди вас любителей музыкальных драм почти в три часа длиной? Вот и я думаю, что немного...
Фильм безумно красив, актёрский состав в нём ни разу не плошает... но смотреть его я посоветую только самым отважным фанатам старого доброго Голливуда.

Оценка - 8/10

"Король комедии" (1982 г.)

-6

В 80-е годы тандем "Де Ниро-Скорсезе" выдал всего две картины. Одна из них - великая спортивная драма "Бешеный бык", а вторая - почти не вспоминавшееся до недавних пор немного сумасшедшее драмеди "Король комедии". Недавно о нём снова вспомнили, ведь режиссёр Тодд Филлипс назвал его в числе главных вдохновителей своего нашумевшего триллера "Джокер" с Хоакином Фениксом в главной роли.
И действительно сюжеты двух этих лент очень похожи. Герой Роберта де Ниро, комик-неудачник Руперт Папкин, стремится добиться успеха и проникнуть на популярное вечернее телешоу. Таланта к комедии у Папкина немного, а методы, которыми от торит себе дорогу к вожделенному эфиру, начинают пугать...
Как и многие работы Мартина Скорсезе, "Король комедии" с треском провалился в прокате, и по сей день имеет весьма противоречивую критику. Одни фильм любят за экстраординарность, другие порицают его как скучный и тягостный. Я в большей степени отношу себя ко второму лагерю: кино действительно местами больно смотреть. Из Папкина не получилось хоть сколько-нибудь интересного персонажа. Ощущение такое, что после "Бешенного быка" Скорсезе нужно было где-то пересидеть и подкопить сил для будущих свершений...
Однако сюжет фильма действительно необычен, актёрские работы радуют. А смотреть "Джокера" после "Короля комедии" - отдельное развлечение. Становится понятно, насколько же распиаренный триллер Филлипса вторичен.

Оценка - 4/10

"После работы" (1985 г.)

-7

Странное время - восьмидесятые. Самоценное, монолитное, зацикленное на самом себе. Мастера прошлых десятилетий в восьмидесятые как будто немного потеряли самих себя. Это время своей особенной эстетики, в которой кто-то заплутал, а кто-то нашёл новый язык для общения с вечностью.
"После работы" - плоть от плоти эстетики восьмидесятых, увы, далеко не самая известная картина Мартина Скорсезе. Однако, полагаю, именно с неё маэстро взял новый разбег, чтобы одарить нас множеством шедевров в 90-е.
Пол Хэкетт (
Гриффин Данн), рядовой клерк, знакомится с милой девушкой-скульптором Марси (Розанна Аркетт), которая вечером приглашает его к себе, в трущобный район Нью-Йорка. Пол приезжает, даже не подозревая о том, что ближайшая ночь станет, пожалуй, самой тяжёлой ночью в его жизни...
Эта независимая картина принесла своим создателям сдержанный успех. Кроме того, участвовавший в производстве британский режиссёр
Майкл Пауэлл на съёмках познакомился с постоянным соавтором Скорсезе, монтажёром Тельмой Скунмейкер, и вскоре они поженились. Так что, по крайней мере, двух людей в этом мире "После работы" сделал чуточку счастливее.
Жанр ленты варьируется. Начинается он как рядовая романтическая комедия 80-х, а заканчивается кафкианским ужасом, глядя на который хочется закричать в экран: "Боже, хватит! Отстаньте уже от главного героя!". Это элегантно написанная, бесподобно срежиссированное кино, которое хватает зрителя за локоть и увлекает в суматошное ночное приключение, разрешающееся в конце ударным катарсисом. Это настоящая жемчужина в фильмографии Скорсезе. Однако если вы слишком впечатлительны, смотреть кино не стоит: есть ряд весьма жёстких с эмоциональной точки зрения моментов. Хотя, если вы открыли статью о Скорсезе, вас вряд ли можно назвать нежным зрителем...

Оценка - 9/10

"Эпоха невинности" (1993 г.)

-8

Те, кто давно читает мои записки о всевозможных фильмах, знают, что я большой любитель сопливых чувственных мелодрам. Таких в фильмографии нашего сегодняшнего героя тоже есть. Это "Эпоха невинности", экранизация культового в США романа "первой леди американской литературы" Эдит Уортон.
1870-е годы. Преуспевающий адвокат-конформист Ньюланд Арчер (
Дэниел Дэй-Льюис) готовится жениться на милой девушке из респектабельного семейства Мэй Уэлланд (Вайнона Райдер). Однако внезапно он встречается с кузиной своей невесты, графиней Эллен Оленской (Мишель Пфайффер). Графиня - женщина с прошлым, к тому же намеревающаяся развестись с мужем, скандальная особа, не принимаемая чопорным нью-йоркским обществом. Однако она пробуждает в Арчере сначала доброе участие, а затем - и любовную страсть. Герои мечутся между своими чувствами и обязанностями перед обществом и своими родными, которые уверены, что между Арчером и графиней - лишь дружба и не более того. Чем разрешиться эта история - узнаете, когда посмотрите фильм!
А посмотреть его стоит. "Эпоха невинности" идеально вписывается в волну экранизаций классических произведений, которая захлестнула нас в девяностые. Сразу приходят на ум
"Дракула" Фрэнсиса Форда Копполы (героиня Райдер словно перепрыгнула из одной картины в другую), "Гордость и предубеждение" Саймона Лэнгтона и "Разум и чувства" Энга Ли. При этом фильм снят в чисто скорсезевском духе, с почти триллеровым нагнетением интриги, его излюбленными монтажными склейками и символистской операторской работой. Фильм украшают бесподобные актёрские работы. Вы видели эти имена - чего тут ещё добавить!
А самое главное, что фильм этот, скорее всего, понравится даже нелюбителям любовных историй. В картине поднимаются проблемы, актуальные для всех землян - чувство долга, семья, конформизм. Так что смотрите "Эпоху невинности" смело - в одиночестве и вместе с любимыми!

Оценка - 10/10

"Кундун" (1997 г.)

-9

После "Эпохи невинности" Скорсезе на секунду вернулся к излюбленным уголовным элементам в чудесном фильме "Казино" с де Ниро, Шэрон Стоун и Джо Пеши, а затем снял одну из самых нетипичных своих работ, "Кундун". Фильм этот в Голливуде вспоминать не любят, почему - скажем дальше. Но мы с вами, слава Богу, не в Голливуде, так что можем наслаждаться...
"Кундун" - это биографическая драма, повествующая о ранних годах жизни Далай-Ламы XIV (его посменно играют
Тензин Тхутхоб Царонг, Гьюрме Тетхонг, Тулку Джамаянг Кунга Тензин). Мы наблюдаем путь духовного лидера буддистов от непослушного ребёнка до мудрого не по годам правителя непокорного Тибета, видим его борьбу с внутренними врагами, с китайскими коммунистами во главе с великим кормчим Мао Цзэдуном (Роберт Лин), а также - с собственными страхами.
Картина вызвала большой скандал в год выхода. Китайское правительство выступило против распространения картины, создателям "Кундуна" запретили въезд в Китай, а глава корпорации
"Disney" Майк Эйснер, под эгидой которого и выходила новая лента Скорсезе в дальнейшем извинялся перед китайскими товарищами за появление фильма, называя его "глупой ошибкой". Конечно, убогий ремейк "Мулан" не ошибка, а вот фильм Скорсезе...
"Кундун" может стать одним из самых красивых фильмов, что вы увидите в жизни. Бесподобная операторская работа
сэра Роджера Дикинса, плавный монтаж, игра света и тени, великолепные виды Тибета, яркий и вместе с тем умиротворяющий мир буддизма - всё это превращает фильм Скорсезе в медитативное путешествие, из которого не хочется возвращаться. Несмотря на продолжительность (2 часа 18 минут) и неспешность повествования от "Кундуна" невозможно оторваться. Это не по-буддистски эмоциональная и по-голливудски захватывающая лента, которая приковывает к экрану. Конечно, найдутся любители бодрого монтажа и яркого экшна - они смело могут пропускать "Кундун" мимо глаз. Всем остальными предлагаю совершить мысленное паломничество на Тибет, увиденный глазами тонкого художника...

Оценка - 10/10

"Воскрешая мертвецов" (1999 г.)

-10

Следом за "Кундуном" Скорсезе поставил весьма неожиданное кино - мистическую драму "Воскрешая мертвецов". Некоторые называют эту ленту самой нетипичной в карьере постановщика, однако в ближайшее время я постараюсь убедить вас в том, что это чисто скорсезевский сюжет. Скажу больше: Скорсезе уже раньше снимал это кино, только под другим названием!
Перед нами - 48 рабочих часов парамедика (сотрудника скорой помощи) Фрэнка Пирса в исполнении
Николаса Кейджа. У Пирса налицо полное выгорание, помноженное на усталость. Он, чуткий и опытный врач, в последнее время не может спасти ни одного пациента, а вокруг него - утопающий в неоне грязный город... и сонмы призраков неспасённых им людей!
Насмотренные зрители уже всё поняли. По сути перед нами вариация на тему главного скорсезевского шедевра, "Таксиста". Мрачный невротичный герой за рулём машины, недружелюбный город, грязь, ужас и мрачные мысли. По сути, это мистическое переосмысление "Таксиста" вплоть до отдельных мизансцен. Что не делает "Воскрешая мертвецов" хуже. Это цельное, вдумчивое кино, не лишённое ярких героев и чёрного юмора.

Оценка - 8/10

"Молчание" (2016 г.)

-11

Пришло время взять кино из нашего столетия. Даже если вы следите за обновками кинопроката, вы вполне могли пропустить историческую драму "Молчание", вышедшую в 2016-м году. А пропускать такое не стоит!
В основу ленты лёг
одноимённый роман Сюсаку Эндо. Молодые иезуитские священники, Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) и Франсиско Гарупе (Адам Драйвер) отправляются в Японию на поиски миссионера Криштована Феррейры (Лиам Нисон). Прибыв в Страну Восходящего Солнца, миссионеры понимают, что местное правительство преследует христиан, а обернувшиеся в христову веру японцы скрываются. Родригесу и Гарупе вынуждены претерпеть множество страданий за свои убеждения.
"Молчание" стало последним крупным кинотеатральным релизом Скорсезе. Свои следующие ленты,
"Ирландца" и "Убийц цветочной луны" режиссёр делал совместно с известными стриминг-сервисами. Виной тому - мощный провал "Молчания" в прокате. Оно и ясно - фильм получился медленный и, что называется не для всех. Есть в нём ряд жестоких сцен, сюжет разворачивается неспешно, кроме того в картине множество рассуждений о вере и неверии, столь важных для творчества Скорсезе, но увы, далеко не всегда востребованных массовым кинозрителем.
Смотреть "Молчание" стоит не только ради сценария и философских открытий, но и ради великолепных актёрских работ почти всех исполнителей (особенно порадовал японский актёр
Ёсукэ Кубодзукэ, сыгравший ренегата Китидзиро) и сверхъестественной визуальной красоты.

Оценка - 8/10

-12

Если вы видели все эти фильмы, можете считать себя настоящим ценителем творчества Мартина Скорсезе. Я вами горжусь.
Пишите в комментариях о ваших любимых работах режиссёра. Кроме того дайте знать, о чьих малоизвестных работах мне рассказать вам в следующий раз!

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин