Я люблю кино - с самого детства. Дня не проходит, чтобы я не посмотрел хоть один фильм или серию телесериала. И, конечно же, я не мог не сделать подобную публикацию рано или поздно. Публикацию о фильмах, которые я смотрю годами и не могу перестать пересматривать - да и не хочу это делать. И эту десятку фильмов я готов порекомендовать вам к просмотру! Обращаю ваше внимание на то, что это - не список десяти лучших фильмов всех времён и ни в коем случае не топ. Это просто размышления о дорогих моему сердцу картинах, коих, конечно, больше, чем десять, но объять необъятное невозможно, как говаривал Козьма Прутков.
Кроме того, рекомендую вам заглянуть в подобные десятки моих любимых альбомов, книг и сериалов! Уверен, вы и там найдёте что-нибудь для хорошего досуга!
"Гранд-отель" (1932 г.)
Жанр: мелодрама
Режиссёр: Эдмунд Гулдинг
Авторы сценария: Уильям Дрейк, Бела Балаж
Страна: США
В ролях: Грета Гарбо, Джон Бэрримор, Лайонелл Бэрримор, Джоан Кроуфорд, Уоллес Бири и др.
И начнём мы с картины, которой в этом году исполнится 92! "Гранд-отель", поставленный по роману Вики Баум "Люди в отеле"- прекрасный пример нестареющей классики, которую не грех и пересмотреть. Это отличная, лихо закрученная история, в которой есть место грусти, радости, любви, трагедии, блеску и нищете всего на свете. В фильме бесподобные актёрские работы: моя любимица Грета Гарбо блистает в образе уставшей от жизни балетной примы, а компанию ей составляют лихой Джон Бэрримор в роли дворянина, ставшего вором, его брат Лайонел Бэрримор, чьё исполнение роли смертельно больного клерка я бы изучал во всех школах актёрского мастерства. Что уж тут говорить - это шедевр...
Пересматривая "Гранд-отель", я поймал себя на мысли, что с удовольствием бы посмотрел современную версию этой картины. Ох, не те фильмы идут на ремейки - что в родной стране, что за кордоном. Нужно давать новую жизнь уже забытым историям, а не любимым многими поколениями классическим сюжетам. И "Гранд-отель" вполне может стать основой для хорошего фильма! Главное, подойти к нему с умом, без модных повесточек. Снять кино про людей и для людей... но кто меня услышит!
"Гражданин Кейн" (1941 г.)
Жанр: драма
Режиссёр: Орсон Уэллс
Авторы сценария: Орсон Уэллс, Херманн Манкевич
Страна: США
В ролях: Орсон Уэллс, Уильям Олланд, Джозеф Коттен, Дороти Камингор и др.
Тут перед нами фильм, который многими признаётся лучшим во всей истории кино. "Гражданин Кейн" от Орсона Уэллса - легендарная картина, так обласканная всеми критиками и киноведами, что рядовой зритель за туманом всего этого легендарного пафоса подчас не может разглядеть главного: действительно великолепного и вечно живого фильма, который за ним скрывается.
Речь в картине идёт о жизни газетного магната Чарльза Фостера Кейна (Орсон Уэллс), который из креативного парня с живым умом и сердцем постепенно превращается в памятник самому себе, в восковую фигуру без чувств... или почти без них. По сути, фильм представляет собой один сплошной флешбек: репортёр Томпсон (Уильям Олланд) по крупицам восстанавливает жизнь уже покойного богача в попытках понять, почему последним словом, которое произнёс умирающий Кейн было "rosebud" (рус. - "розовый бутон").
Смотря "Гражданина Кейна", вы можете очень быстро забыть о дате его выхода. Фильм этот смотрится очень и очень современно. Удивительно, как Уэллсу, которому на тот момент было всего 25, удалось создать картинку, которая бы весьма недурно смотрелась бы и через 80 лет после премьеры! "Кейн" разительно отличается ото всех выходивших в те годы фильмов и, глядя на него, понимаешь, что он может одарить вдохновением ещё не одно поколение кинематографистов.
Но не это главное. В фильме рассказывается вечная история - история того, как человек не выдерживает испытания медными трубами и как от чёрствости и холодности страдают не только окружающие, но и сам холодный и чёрствый человек...
Позволю себе дать вам ещё одну рекомендацию: после просмотра (а может, и перед ним) посмотрите фильм Дэвида Финчера "Манк", в котором рассказывается история создания сценария "Кейна". Сценариста Хермана Манкевича там сыграл Гэри Олдман, да и вообще фильм заслуживает вашего внимания (подробнее о нём я писал ЗДЕСЬ).
"План 9 из открытого космоса" (1956 г.)
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссёр: Эдвард Вуд-младший
Авторы сценария: Эдвард Вуд-младший
Страна: США
В ролях: Грегори Уэлкотт, Мона МакКинон, Тор Йохансон, Бела Лугоши, Вампира и др.
Большим поклонником Орсона Уэллса был амбициозный, но страшно невезучий Эдвард Вуд-младший, который многими признаётся худшим режиссёром всех времён и народов. Дешёвые декорации и спецэффекты уровня провинциального ТЮЗа - вот чем отметился в истории Вуд... но я очень люблю его картины и, конечно, не могу пройти мимо "худшего фильма всех времён", magnum opus Вуда, "Плана 9 из открытого космоса". Это фильм из категории "так плохо, что даже хорошо", однако его всё-таки стоит оценить.
Над Голливудом всё чаще замечают летающие тарелки. Кроме того, на окрестном кладбище начинают подниматься из могил покойники - сначала молодая красавица (Вампира), затем её пожилой муж (Бела Лугоши), а затем и полицейский инспектор (Тор Йохансон), погибший в схватке с первыми двумя. Оказывается, это шалят инопланетяне... но не просто так, а с благородной миссией. Какой? Узнаете, когда посмотрите кино.
Фильм был снят за 50 000 долларов практически на голом энтузиазме. "План 9" сделали ещё в 1956-м, однако выпущен только спустя три года - ни один нормальный дистрибьютор не хотел прокручивать ленту с картонными надгробиями и рубками космических кораблей со шторками от душа, с пледом, изображающим кладбищенскую землю, со спонтанной сменой дня и ночи, с персонажами, которые иногда забывают свои имена...
Конечно, с нормальной точки зрения, кино это ужасно. Но есть два фактора благодаря которым я в своё время очень полюбил "План 9..." и, я надеюсь, вы сможете полюбить его тоже. Во-первых, в фильме присутствует весьма интересная идея о человечестве с его гонкой вооружений как о самом большом зле во Вселенной. Кроме того, фильм повествует об укрывании правительством контактов с НЛО, чем предвосхищает многие теории заговора (кстати, "План 9..." частенько смотрит и упоминает "чудик" Фокс Малдер из сериала "Секретные материалы" - не случайно). А во-вторых, фильм этот снят с большой любовью. Он очень атмосферный и приятный. Сейчас такого (во всех смыслах) рукотворного кино уже не сыскать...
Перед просмотром "Плана 9..." и "Невесты монстра" очень советую вам посмотреть байопик об Эде Вуде, который снял Тим Бёртон с Джонни Деппом в главной роли. Многое для вас станет ясно.
"В джазе только девушки" (1959 г.)
Жанр: комедия
Режиссёр: Билли Уайлдер
Авторы сценария: Билли Уайлдер, И. А. Л. Даймонд
Страна: США
В ролях: Мэрилин Монро, Джек Леммон, Тони Кёртис, Джо Э. Браун, Джордж Рафт и др.
Кто из нас не любит посмеяться - таких довольно мало. Чувство юмора у всех разное, но все современные зрители более-менее сходятся в одном - старые кинокомедии почти никого не веселят. Однако есть уникальные примеры вневременных картин, над которым смеётся уже не первое поколение. Среди них - и моя любимая комедия "В джазе только девушки" Билли Уайлдера.
Перед нами - Америка времён Сухого закона. Нищие джазовые музыканты (их гениально сыграли Джек Леммон и Тони Кёртис) становятся свидетелями гангстерской разборки и вынуждены бежать в составе оркестра на другой конец страны. Загвоздка в том, что оркестр этот - женский... а значит и нашим героям придётся примерить женские платья! А по дороге - влюбится и немного побегать от головорезов...
Этот фильм напитан удивительной жизненной энергией и оптимизмом. Искромётные шутки, бесподобные актёрские работы, лихая постановка - всё это "В джазе только девушки", признанный эталон комедии... что уж тут говорить! Тут надо смотреть!
И на Мэрилин Монро тоже!
"Крёстный отец" (1972 г.)
Жанр: драма
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
Авторы сценария: Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола
Страна: США
В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Роберт Дюваль, Дайан Китон и др.
Ещё одна бронебойная классика мирового кино, в любви к которой я признавался уже великое множество раз (например, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ). Полагаю, моя любовь к криминальному кино и криминальной тематике в искусстве вообще появилась именно после просмотра этой саги. Да и не только у меня: "Крёстный отец" стал культовым фильмом, открыв дорогу многим другим картинам о плохих парнях.
Перед нами - история падения. Падения старого криминального босса дона Вито Корлеоне (Марлон Брандо), не выдерживающего наступления новых времён и морального падения его сына Майкла (Аль Пачино), до определённого момента не хотевшего принимать участия в кровавом бизнесе отца. Однако покушение на жизнь родителя заставляют Майкла взять в руки оружие.
Если на секунду забыть о криминальном сюжете фильма и преступной сущности большинства его героев, то "Крёстный отец" - как фильм, так и книга, лежащая в его основе - может служить настоящим учебником человеческих взаимоотношений, и в первую очередь - отношений семейных и деловых. Кино это очень психологично, очень достоверно... да и вообще - это один из краеугольных камней современного кинематографа. Ознакомьтесь, если ещё не смотрели. А если смотрели, то не грех освежить...
"Осенний марафон" (1979 г.)
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Георгий Данелия
Авторы сценария: Георгий Данелия, Александр Володин, Александр Адабашьян
Страна: СССР
В ролях: Олег Басилашвили, Норберт Кухинке, Марина Неёлова, Наталья Гундарева и др.
Помню, что, впервые посмотрев "Осенний марафон" ещё в школьные годы, я пересмотрел его два или три раза подряд. Почему он так зацепил меня, сказать сложно. Попробую объясниться, а заодно пригласить к просмотру и вас.
Немолодой переводчик Андрей Павлович (Олег Басилашвили) страдает тем, что никому не может отказать. Ни жене (Наталья Гундарева), ни любовнице (Марина Неёлова), ни друзьям, ни коллегам. Из-за этого он всё время попадает в дурацкие, комические и трагические, ситуации.
В тех или иных героях "Осеннего марафона", как бы банально это не звучало, каждый зритель может узнать себя. Это камерное кино охватывает большой пласт проблем, знакомых и близких - от семейных отношений до кризиса среднего возраста, от профессиональной несостоятельности до извечного противостояния отцов и детей. Оформлено это всё в спокойное, приятное кино с видами моего родного Петербурга-Ленинграда и прекрасной музыкой Андрея Петрова.
"Сталкер" (1980 г.)
Жанр: драма, фантастика
Режиссёр: Андрей Тарковский
Авторы сценария: Аркадий и Борис Стругацкие
Страна: СССР
В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих и др.
Заслышав фамилию "Тарковский", многие начинают плеваться и переходить на другую сторону дороги, а многие многозначительно задирают полузакрытые глаза к небу и, прищурившись, тараторят: "дададада...". Но мы-то с вами не такие (хотелось бы верить) и можем смотреть кино спокойно. Особенно если это медитативная драма "Сталкер".
В неназванной стране после таинственной катастрофы образуется Зона, огромная пустынная территория, где не действуют законы физики и логики. И в эту самую Зону, а точнее - к Комнате, исполняющей желания - устремляется весьма колоритная троица: циничный Писатель (Анатолий Солоницын), прагматичный Профессор (Николай Гринько) и юродивый Сталкер (Александр Кайдановский), который ведёт первых двух через подстерегающие их опасности. По пути герои ведут философские диалоги о вере и предназначении человека...
Свои воззрения на творчество режиссёра я когда-то изложил в эссе "Несколько слов о Тарковском", и с момент выхода этого материала я только утвердился в своей позиции. Я не страдаю синдромом поиска глубинного смысла, и на мой взгляд все идеи "Сталкера" - на поверхности. И всё, что может сделать хороший зритель - это на три часа отдаться "Сталкеру" без остатка. Отдаться филигранной вязи диалогов, медитативному визуалу, гениальной, пробивающей насквозь музыке Эдуарда Артемьева... это то кино, под которое можно и нужно отрешиться от суеты нашего века и погрузиться в удивительную атмосферу "Сталкера" - щекочущую нервы и вместе с тем притягательную.
"Офицер с розой" (1987 г.)
Жанр: мелодрама
Режиссёр: Деян Шорак
Авторы сценария: Деян Шорак, Ранко Мунитич, Душан Перкович
Страна: Югославия
В ролях: Ксения Паич, Жарко Лаушевич, Драгана Мркич, Вицко Руич и др.
Пожалуй, отдохнём немного от носимых на руках шедеврах и вспомним кино поспокойнее. Наша следующая остановка - югославская мелодрама "Офицер с розой", один из лучших фильмов о любви, что я видел.
Перед нами - послевоенный Загреб. Молодая интеллигентка Матильда Иванчич (Ксения Паич), признанная женой врага народа, вынуждена дать приют молодой коммунистке из провинции, доброй, но недалёкой Лилине (Драгана Мркич), которую частенько посещает любовник - молодой красивый офицер, поручик Петер Хорват (Жарко Лаушевич). Классовая неприязнь между Матильдой и Петером постепенно перерастает в любовь, угрожающую трагической развязкой.
На первый взгляд, перед нами самая обычная мелодрама. Она и есть. Простые чувства, простые судьбы простых людей. Война, боль, слёзы, отчаяние, а рядом - любовь и надежда на сказочное будущее. Но этим фильм и хорош. Именно поэтому он когда-то очаровал вашего покорного слугу и, надеюсь, очарует и вас.
"Охранник для дочери" (1997 г.)
Жанр: мелодрама, криминальный фильм
Автор сценария и режиссёр: Мацей Шлесицкий
Страна: Польша
В ролях: Богуслав Линда, Агнешка Влодарчик, Марек Перепечко, Цезари Пазура и др.
Ещё один наш сегодняшний гость из бывшего соцлагеря - фильм Мацея Шлесицкого "Охранник для дочери", названный в оригинале по имени главной героини, "Sara". Люблю я его ничуть не меньше, а может и больше, чем историю об офицере с розой и именно его назову своим самым любимым фильмом о любви.
Бывший военный Леон (Богуслав Линда) давно расстался с женой, много пьёт и не видит дальнейшего смысла в жизни. Неожиданно он становится телохранителем дочери высокопоставленного криминального босса, которую пытаются похитить (Агнешка Влодарчик). После того, как Леон закрывает юную Сару от пули, девушка, до того настроенная к новому цепному псу отца враждебно, проникается к нему, и между взрослым мужчиной и совсем юной девушкой возникает опасный роман.
Этот фильм я посмотрел довольно рано, и не скрою - именно он многое раскрыл для меня в вопросе, касающегося отношений полов. Кроме того, "Охранник для дочери" сочетает в себе элементы тех жанров, которые я люблю больше всего - сентиментальной мелодрамы и брутального криминального фильма. В результате получается крепкое кино, под которое можно скоротать не один приятный вечер - как в компании друзей, так и в компании второй половинки. Редкий образчик...
"Властелин Колец" (2001- 2003 гг.)
Жанр: фэнтези, драма
Режиссёр: Питер Джексон
Авторы сценария: Питер Джексон, Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс, Стивен Синклер
Страна: Новая Зеландия, США
В ролях: Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Вигго Мортенсен, Кристофер Ли и др.
Я долго думал, какой фильм из нового века взять мне в этот список. И в конечном итоге остановился на том, который могу назвать безоговорочным шедевром, на трилогии "Властелин Колец" от Питера Джексона, снятой по мотивам одноимённого романа Дж. Р. Р. Толкина. А чего вы ещё ждали от толкиниста со стажем? Многие скажут, что я немного сжульничал, поместив сюда целую кинотрилогию, но согласитесь - эти фильмы воспринимаются как один. Они снимались одновременно, к тому же представляют из себя слитную историю, и каждый отдельный фильм не живёт без другого.
Страна Средиземье в опасности: на востоке проснулось древнее зло в виде Тёмного Властелина Саурона, стремящегося к уничтожению мирных народов и торжеству хаоса. Сила Саурона заключена в магическом Кольце Всевластия: разрушь его - и Тёмный Властелин падёт. Увы, эта ноша ложится на молодого полурослика, хоббита Фродо Бэггинса (Элайджа Вуд), и его друзей. Начинается тяжёлый поход Фродо к Роковой горе, где Кольцо было некогда отлито, и вместе с тем начинается Война Кольца, когда свободные народы Средиземья - эльфы, люди, гномы и другие - встают на путь борьбы с Врагом Мира.
На мой скромный взгляд, "Властелин Колец" - пример почти идеального кино, великолепно написанного, отлично поставленного и сыгранного. Съёмочной группой проделана титаническая работа, в результате которой фэнтезийный мир Средиземья ощущается едва ли не реальнее, чем наш собственный мир. И просмотр "Властелина Колец" - всегда немножечко экскурсия, из которой чоень часто не хочется возвращаться.
Обязательно пишите, как вы относитесь к перечисленным выше фильмам, а также составляйте собственные десятки любимых картин - поспорим о вкусах, о чём ещё нам спорить! И почаще смотрите хорошее кино...
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..