Улица Тверская в Москве имеет богатую историю, охватывающую несколько веков, и до революции 1917 года была одной из ключевых артерий города, сочетая в себе историческое значение, архитектурное разнообразие и культурную важность.
Ранняя история Тверской
Исследования указывают, что уже в XII веке на месте современной Тверской существовала дорога, соединяющая Москву с Тверью, что делает её одной из старейших транспортных артерий региона. К XV веку эта дорога также связывала Москву с Новгородом, и поселенцы из этих городов основали слободу на Тверской улице. К XVI веку улица стала местом жительства знати, где появились церкви, монастыри и дворцы. Например, в 1595 году был построен каменный Воскресенский мост через реку Неглинную, соединяющий Тверскую с Красной площадью, что подчёркивает её стратегическое значение.
В XVII веке Тверская стала главной улицей для иностранных посольств и царских въездов. На ней располагались боярские дворцы, преимущественно каменные, с деревянными заборами, воротами, конюшнями и амбарами, обращёнными к улице. Также здесь были два монастыря: Моисеевский (на месте современной Манежной площади) и Воскресенский (напротив Брюсова переулка). Четыре церкви, включая Илью Пророка, Преображение Спасителя, Василия Кесарийского и Дмитрия Солунского, дополняли религиозный ландшафт. Улица была узкой, с шириной от 8,5 до 14,9 метров, и имела деревянное покрытие из брёвен, с крутым уклоном от площади Революции до Тверской площади. За стеной Белого города, за Пушкинской площадью, находились кузницы и поселения ремесленников, стрельцов, привратников и палачей, что подчёркивает её многофункциональность.
Развитие в XVIII-XIX веках
К XVIII веку Тверская стала главной городской магистралью, где сосредоточились лучшие дома, гостиницы и магазины. Это было связано с её ролью в императорских церемониях: цари въезжали в Кремль через Тверскую, и для коронаций возводились триумфальные арки. Например, в 1792 году была установлена Тверская площадь для публичных процессий и парадов, а в 1954 году там появился памятник Юрию Долгорукому, хотя это уже позже исследуемого периода.
Архитектурно улица отличалась разнообразием. Среди заметных зданий были дворец князя М.П. Гагарина с аквариумными потолками (1707-1708 годы), Английский клуб, основанный в 1780-х годах, и магазин Елисеевский, перестроенный в 1790-х и 1898 годах. В 1820-х годах на Тверской начал действовать дилижансный маршрут между Москвой и Петербургом, что сделало её важным транспортным узлом. В 1872 году по улице прошла первая в Москве конка (лошадиный трамвай), стартуя от Страстной (ныне Пушкинской) площади. В 1876 году Московская городская дума выделила 50 000 рублей на эксперименты с асфальтобетоном, и участки с асфальтом появились на Тверской. К 1890-м годам на улице установили 99 электрических фонарей, что сделало её одной из самых современных улиц города.
Начало XX века
К началу XX века Тверская оставалась узкой улицей с изгибами, что, как отмечалось в 1910-х годах, ограничивало её развитие по сравнению с 1-й Тверской-Ямской. Тем не менее, в 1900-х годах началась первая крупная плановая реконструкция, связанная с введением трамвайного движения. На Страстной площади был построен новый трамвайный павильон по проекту архитектора Франца Когновицкого, включающий ватерклозет, киоск и зону ожидания. На 1-й Тверской-Ямской прямо посреди улицы проложили трамвайную линию с ажурными опорами контактной сети.
Появились новые многоэтажные доходные дома, формировавшие облик улицы. Например, в 1913 году Николай фон Мекк заказал проект многоэтажного жилого дома на углу с Глинищевским переулком, спроектированный Иваном Машковым, но из-за превышения высоты (по сравнению с домом Нирнзее) проект не был утверждён, и процесс затянулся.
Ещё один крупный проект между Газетным и Никитским переулками был куплен страховым обществом "Россия" перед Первой мировой войной, планировалось строительство жилых, коммерческих и офисных помещений с гостиницей, но к 1920-м годам строительство не было завершено, и подвалы использовались для нелегального жилья. Только в 1927 году здание было достроено Иваном Рербергом как телеграфное здание, что уже выходит за рамки периода до 1917 года.
Культурное и социальное значение Тверской
Тверская была не только транспортной артерией, но и культурным центром. С 1831 по 1917 год в здании на Тверской располагался Английский клуб, упоминаемый в произведениях Александра Пушкина ("Евгений Онегин", "львы на воротах"), Льва Толстого ("Анна Каренина") и Александра Герцена ("Былые годы и думы"). Это место было важным социальным узлом для московской элиты. Также на улице находились доходные дома и кинотеатр "Арс", построенный в 1874 году.
В 1860-х годах на Тверской, в доме №30/2, жил и работал художник Василий Перов, основатель общества передвижников, создавший такие работы, как "Похороны крестьянина", "Птицелов" и "Тройка". В середине 1860-х годов здесь же жил писатель Алексей Литвинов, описывавший жизнь Москвы XIX века. В 1880-х годах в этом здании находился редакционный офис журнала "Детское чтение", который посещали такие фигуры, как Дмитрий Мамин-Сибиряк, Иван Бунин, Антон Чехов, Николай Телешов, Николай Златовратский и Константин Стасюквич, что подчёркивает культурное значение улицы.
Ключевые этапы развития Тверской улицы до 1917 года:
- XII век — Дорога, соединяющая Москву с Тверью.
- XV-XVI вв. — Поселения знати, церкви, монастыри, расширение до Земляного города.
- XVII век — Главная улица для посольств и царей, боярские дворцы, небольшая ширина.
- XVIII-XIX вв. — Главная магистраль, магазины, гостиницы, царские процессии, конка 1872.
- XIX век (кон.) — Асфальт 1876, электрические фонари 1890-х, Английский клуб активен.
- Нач. XX века — Реконструкция 1900-х, трамваи, новые дома, планы, нереализованные.
Тверская до 1917 года была не только важной транспортной артерией, но и центром культурной и общественной жизни Москвы, отражая её историческое и архитектурное развитие.
Расширение улицы Тверской и перемещение зданий в 20 веке
Улица Тверская, одна из главных артерий Москвы, претерпела значительные изменения в 20 веке, особенно в период советской реконструкции. Этот обзор охватывает историю расширения улицы и уникальный процесс перемещения зданий, который стал инженерным подвигом того времени.
Улица Тверская, известная как дорога, соединяющая Москву с Тверью с XII века, к началу 20 века оставалась узкой, с шириной от 8,5 до 15 метров. В начале века начались первые плановые реконструкции, связанные с появлением трамвайного движения, но основные изменения произошли в советский период. В 1932 году улица была переименована в улицу Горького в честь писателя Максима Горького, что отражало идеологические изменения.
Ключевым моментом стало принятие Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году, инициированного Сталиным. Этот план предусматривал значительное расширение магистральных улиц, включая Тверскую, для соответствия статусу столицы СССР. Улица была расширена до 40 метров у Пушкинской площади и 56 метров у начала, что требовало сноса значительной части исторической застройки. Однако, учитывая ценность некоторых зданий, было принято решение не разрушать их, а перемещать.
Процесс расширения включал выравнивание рельефа от Центрального телеграфа до Советской площади, укладку асфальта и создание новых тротуаров. Новые здания, такие как жилые дома от Охотного Ряда до Советской площади, были спроектированы архитекторами, включая А. В. Щусева, И. Л. Маркузе и А. Я. Изакасона, хотя позже проект был передан А. Г. Мордвинову в 1937 году из-за скандала.
Перемещение зданий: технология и примеры
Перемещение зданий стало уникальной инженерной задачей, выполненной под руководством инженера Е. М. Генделя. Специально созданный трест по разборке и перемещению зданий начал работу в 1936 году. Технология включала использование рельсов, катков, тросов, лебедок, домкратов и временных систем коммуникаций, таких как резиновые трубки для воды, канализации, электричества, телефона и радио.
Вот несколько примеров перемещенных зданий на Тверской:
- Саввинское подворье — 1939 г. (примерно) — Самое тяжелое здание, 23 000 тонн, перемещено за одну ночь, скорость ~10 см/ч
- Здание Моссовета (Тверская, 13) — 1940 г. — Перемещено на 13,5 м, с подвалом, чиновники работали — 20 000 тонн, за 41 минуту
- Глазная больница — 1940 г. (примерно) — Перемещена вглубь квартала, хирурги продолжали работу
Перемещение часто проводилось ночью, чтобы минимизировать неудобства. Например, жители Саввинского подворья даже не проснулись во время перемещения, а в случае с Моссоветом чиновники продолжали работать, что подчеркивает плавность процесса. Подготовка к таким операциям могла занимать до четырех месяцев, особенно для тяжелых зданий, как Саввинское подворье.
Интересно, что первые опыты перемещения зданий в Москве начались еще в 1897 году, когда двухэтажный особняк на Каланчевской улице был перемещен с помощью лошадиной тяги. В 1930-х годах технология была значительно улучшена, что позволило перемещать здания весом десятки тысяч тонн.
Жители часто не знали о предстоящем перемещении, и не требовалось выселение. Услуги, такие как свет, вода и отопление, поддерживались через временные системы. Этот процесс стал частью массовой культуры: поэтесса Агния Барто увековечила тему в своей книге "Дом переехал", которая широко цитировалась.
После 1940-х годов значительных реконструкций улицы Тверской в 20 веке не проводилось. В 1990 году, после распада СССР, улица вернула свое историческое название, но это было лишь переименование, без крупных строительных работ. В 1990-х годах, как указано в некоторых источниках, многие деревья на улице погибли из-за реагентов и увеличения трафика, но это не связано с расширением или перемещением зданий.
Во время поздних работ, например, в 2016 году, были найдены археологические артефакты, такие как деревянные мостовые XVII-XVIII веков и стены монастырей. Некоторые москвоведы, такие как Константин Михайлов и Александр Усольцев, выражали обеспокоенность по поводу сохранения исторического облика, но это относится к более позднему периоду.
Расширение улицы Тверской в 1930-х годах стало важным этапом в истории Москвы, сочетая модернизацию с сохранением архитектурного наследия. Перемещение зданий, таких как Саввинское подворье и Моссовет, демонстрирует инженерные достижения того времени, позволив сохранить исторические здания при значительных градостроительных изменениях.
См. также: