Найти в Дзене
c.i.h.

Гранд-отель, Тверская, пассажи: Москва до революции

Оглавление

Продолжаем наше путешествие по дореволюционной Москве, реконструированной в 3D модели. Сам полёт по Москве начала XX века смотрите на видео в конце статьи.

Другие части: Зарядье — Чудов монастырь | Малый Николаевский дворец — Охотный ряд | Владимирские ворота — страховое общество Россия

Площадь Охотного Ряда

До 1935 г.

Охотный Ряд, дореволюционная открытка
Охотный Ряд, дореволюционная открытка

Охотный Ряд как топоним появился в XVII веке, хотя территория около Кремля была заселена гораздо раньше. Название связано с торговыми рядами, где продавали дичь, мясо, птицу и другие продукты охоты. В то время Москва активно развивалась как торговый центр, и специализированные рынки были важной частью экономики. Охотный Ряд находился недалеко от Кремля, что делало его удобным местом для торговли.

Площадь Охотного Ряда, 3D реконструкция
Площадь Охотного Ряда, 3D реконструкция

В XVII веке Охотный Ряд был шумным рынком, где собирались охотники, крестьяне и купцы. Улица была узкой, застроенной деревянными лавками и домами. Рядом находились важные городские объекты, такие как Китай-город и Красная площадь. В XVIII веке начали появляться каменные здания после пожаров 1737 года.

Охотный Ряд, Церковь Параскевы Пятницы
Охотный Ряд, Церковь Параскевы Пятницы

В XIX веке Охотный Ряд стал частью центра столицы. В 1812 году район сильно пострадал от пожара, но быстро восстановился. Здесь строили гостиницы, трактиры и жилые дома для купцов. Улица Охотный Ряд соединяла Театральную площадь с Тверской улицей. В конце века построили здание Городской думы (ныне Центральный выставочный зал «Манеж»), что придало району официальный и культурный статус.

-4

После революции 1917 года Охотный Ряд претерпел значительные изменения. В 1930-х годах историческая застройка района была почти полностью уничтожена. На месте рынка построили станцию метро «Охотный Ряд» и гостиницу «Москва». В 1990-х годах начали формировать современную Манежную площадь, включающую территорию Охотного Ряда.

Сегодня Охотный Ряд — это символ исторического центра Москвы. Улица проходит от Манежной площади до Театральной площади, рядом находятся Кремль, Большой театр и Государственная дума. Район стал туристическим и административным центром, сохраняя память о торговом прошлом.

Гостиница Континенталь

1887—1972 гг.

Гостиница «Континенталь» в Москве представляла собой примечательное здание, связанное с историей города. Она находилась на Театральной площади, в доме № 3/6, принадлежавшем Н.А. Журавлеву, потомственному почетному гражданину. Здание было перестроено в 1887 году по проекту архитектора А.П. Белоярцева специально под гостиницу. До этого на этом месте располагались различные учреждения, включая штаб корпуса жандармов и сенатскую типографию, а еще раньше — школа.

-5

Гостиница «Континенталь» стала известна не только как место размещения гостей, но и как культурный объект. В начале XX века в ней открылся синематограф «Восток-кино», который позже стал единственным в Москве стереокинотеатром.

Гостиница «Континенталь», 3D реконструкция
Гостиница «Континенталь», 3D реконструкция

Здесь демонстрировались стереофильмы, а в некоторых случаях экспериментировали с добавлением запахов, чтобы усилить впечатления зрителей — например, ароматов цветущего сада или болота в зависимости от сюжета. Среди постояльцев гостиницы были заметные личности, такие как писатель Глеб Успенский, который в 1889 году проживал здесь под негласным надзором полиции из-за связей с революционерами-народовольцами.

Рекламная открытка гостиницы Континенталь
Рекламная открытка гостиницы Континенталь

Владелицей гостиницы в начале XX века (по данным справочника «Москва 1901 год») была Пинчер Анна-Беттина Карловна. Здание простояло до 1972 года, когда его снесли для расширения территории гостиницы «Москва».

-8

Таким образом, «Континенталь» просуществовала с 1887 года, когда была открыта после перестройки, до 1972 года, оставив след в истории Москвы как уникальное место, сочетавшее гостиничные функции с культурными инновациями.

Гостиница Гранд-отель

1878—1975 гг.

В дореволюционной Москве существовала гостиница под названием «Гранд-отель», которая находилась в районе Охотного ряда, на месте нынешней гостиницы «Москва» (сегодня — Four Seasons Hotel Moscow), главный фасад выходил на Воскресенскую площадь. Этот отель был построен в конце XIX века и считался одним из самых комфортабельных и роскошных заведений своего времени.

Большая Московская гостиница / Гранд-отель
Большая Московская гостиница / Гранд-отель

Он относился к типу гранд-отелей, появившихся в Европе в XVIII–XIX веках, которые отличались примечательной архитектурой, высоким уровнем сервиса и экстравагантными интерьерами. В «Гранд-отеле» останавливались купцы, иностранные гости и представители высшего общества.

Гостиница Гранд-отель, 3D реконструкция
Гостиница Гранд-отель, 3D реконструкция

Здание гостиницы было возведено в 1870-х годах купцом С.С. Карзинкиным, который первоначально приобрёл трактир Гурина и перестроил его в современный отель. К началу XX века «Гранд-отель» стал важной частью городской инфраструктуры, конкурируя с такими известными гостиницами, как «Националь», «Метрополь» и «Славянский базар». Однако после революции 1917 года судьба этого здания изменилась.

-11

В 1930-х годах, в рамках реконструкции центра Москвы и строительства гостиницы «Москва» по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева, старый «Гранд-отель» был снесён (окончательно это произошло в 1976 году при достройке второй очереди «Москвы»).

-12

На его месте и прилегающих территориях вырос новый архитектурный ансамбль, который со временем трансформировался в современный Four Seasons Hotel Moscow, открытый в 2014 году после полной перестройки.

Тверская улица до революции

С XII века

Тверская улица начала формироваться ещё в XII–XIII веках как дорога, соединяющая Кремль с северо-западными землями Руси. В то время она представляла собой узкий путь, окружённый деревянными постройками. С развитием Москвы как центра государства дорога становилась всё более значимой. В XIV веке, после строительства каменного Кремля при Дмитрии Донском, Тверская начала приобретать черты городской улицы.

В XV–XVI веках вдоль улицы селились ремесленники, торговцы и бояре. Здесь появлялись первые каменные здания, а сама улица стала важной торговой артерией. В 1598 году, во времена Бориса Годунова, Тверская уже была оживлённым местом, где проходили ярмарки и торговые сделки.

Тверская ул., нач. XX века, угол нынешнего Никитского переулка
Тверская ул., нач. XX века, угол нынешнего Никитского переулка

В XVII веке Тверская улица пережила несколько крупных пожаров, которые уничтожали деревянную застройку. После одного из таких пожаров в 1641 году началось постепенное возведение каменных строений. В это время улица стала местом расположения усадеб знати и церквей, таких как церковь Святых Косьмы и Дамиана.

Начало Тверской ул. от Воскресенской площади, 3D реконструкция
Начало Тверской ул. от Воскресенской площади, 3D реконструкция

В XVIII веке, при Петре I и Екатерине II, Москва утратила статус столицы, но Тверская продолжала развиваться. Екатерина II инициировала масштабную перестройку Москвы после пожара 1773 года. Архитектор Матвей Казаков разработал план благоустройства улицы, который предусматривал расширение проезжей части и строительство новых зданий в классическом стиле.

-15

В XIX веке Тверская стала одной из самых престижных улиц Москвы. После Отечественной войны 1812 года и очередного пожара, уничтожившего большую часть города, улицу начали активно застраивать зданиями в стиле классицизма и ампира. Здесь появились особняки аристократов, гостиницы, магазины и театры. В 1830-х годах на Тверской открылся знаменитый Английский клуб — место встреч дворянской элиты.

К концу XIX века улица стала центром городской жизни: по ней ходили конки (первые трамваи), а вдоль тротуаров выстроились модные лавки и рестораны.

Тверская улица до революции, 3D реконструкция
Тверская улица до революции, 3D реконструкция

В 1930-х годах, после переноса столицы обратно в Москву, Тверская улица пережила кардинальные изменения. В рамках сталинского Генерального плана реконструкции Москвы улицу решили расширить с 18–20 метров до 40–60 метров, чтобы превратить её в парадную магистраль. Для этого снесли множество исторических зданий, включая церкви и старые усадьбы, а некоторые постройки буквально передвигали на новые места с помощью инженерных технологий.

С 1935 по 1990 год Тверская носила название улица Горького в честь писателя Максима Горького. На ней появились монументальные здания в стиле сталинского ампира, такие как Центральный телеграф, гостиница «Москва» и жилые дома с магазинами на первых этажах. В 1938 году на Тверской площади установили памятник Пушкину (первоначально он стоял на другой стороне улицы).

Гостиница Лоскутная

1877—1938

Гостиница «Лоскутная» — одна из наиболее известных гостиниц Москвы второй половины XIX — начала XX веков. Она располагалась на Тверской улице, в доме №5, на территории, которая в то время примыкала к нынешней Манежной площади. Сегодня на этом месте находится вход в торговый комплекс «Охотный ряд».

Гостиница «Лоскутная», 3D реконструкция
Гостиница «Лоскутная», 3D реконструкция

Гостиница «Лоскутная» была построена в 1870-х годах купцами Мамонтовыми, известными своими предпринимательскими инициативами. Предшественником гостиницы был «Лоскутный трактир», славившийся на всю Москву своей биллиардной. В начале 1870-х годов Мамонтовы решили преобразовать трактир в полноценную гостиницу. Проект здания разработал известный архитектор Александр Каминский, зять Павла Третьякова, который активно работал над застройкой Москвы, включая Китай-город. Угловой корпус гостиницы был выполнен в русском стиле из красного кирпича с изразцовыми вставками, а на фронтоне значился год завершения строительства — 1877. Лестницы внутри здания были изготовлены из каслинского литья, что было типичным для того времени.

Лоскутная гостиница, дореволюционная реклама
Лоскутная гостиница, дореволюционная реклама

Название «Лоскутная» связано с местностью, где она находилась. Рядом располагались Обжорный и Лоскутный переулки, названные так из-за торговли в Охотном ряду: в первом продавали провизию, во втором — обрезки мехов и сукна. Существует легенда, что историк Николай Костомаров убедил Мамонтовых назвать гостиницу «Лоскутной», чтобы сохранить память об этой местности, хотя изначально они рассматривали более «европейские» варианты вроде «Монополь» или «Националь».

-19

Гостиница насчитывала 145 номеров на трёх этажах. Интерьеры отличались богатством: дорогие номера украшали обоями, а мебель из светлого ясеня, покрытая красным шерстяным трипом, изготавливалась известным московским мастером Шмидтом. Фасад здания делился на две части: правая — новый красный корпус, левая — оштукатуренная, выкрашенная в тёмно-серый цвет, с чугунным балконом над входом. Гостиница имела собственный телефонный номер (77-34), что было редкостью для того времени.

«Лоскутная» стала важным культурным и социальным центром Москвы. Её часто упоминали в литературе: Иван Бунин в новелле «Генрих» из «Тёмных аллей» описывал, как лихач мчал героя вниз по Тверской в эту гостиницу, а Борис Акунин включил её в маршруты Эраста Фандорина. Здесь останавливались известные личности, такие как корнет Николай Савин из рассказа Гиляровского, а после революции в здании жили большевики, о чём вспоминала актриса Галина Коновалова.

Гостиница «Лоскутная», в конце 1920-х
Гостиница «Лоскутная», в конце 1920-х

В начале XX века гостиница сохраняла свою популярность, но после революции 1917 года её судьба изменилась. В 1930-х годах, в рамках масштабной реконструкции центра Москвы, был снесён целый квартал, включая «Лоскутную», для строительства гостиницы «Москва» (открыта в 1935 году, позже снесена и заменена Four Seasons Hotel Moscow). Этот процесс был частью советской политики обновления города, и «Лоскутная» прекратила своё существование.

Дом Благородного собрания

1783—1908 гг. (перестроен)

История здания начинается в первой половине XVIII века, когда оно было построено как усадьба князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Первоначально это был жилой дом, выполненный в традициях раннего классицизма. В 1784 году московское дворянство, нуждавшееся в постоянном месте для своих собраний и светских мероприятий, выкупило усадьбу у наследников князя. Для адаптации здания под новые функции был приглашен выдающийся архитектор Матвей Фёдорович Казаков, который в 1784–1787 годах провел масштабную реконструкцию.

Казаков перестроил здание, придав ему строгий классический облик: фасад украсили колонны ионического ордера, портики и антаблементы, а внутренний двор был преобразован в просторный зал, позже названный Колонным. Этот зал, благодаря уникальной акустике, стал одной из главных особенностей здания. Купчая на дом была оформлена на имя князя Алексея Борисовича Голицына, а в 1792 году по указу императрицы Екатерины II здание официально закрепили за Благородным собранием.

Дом Благородного собрания, 1907 г.
Дом Благородного собрания, 1907 г.

Московское Благородное собрание, основанное в 1783 году по инициативе Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Голицына, стало важным центром дворянской жизни. Здесь проводились балы, маскарады, концерты и собрания, на которых решались вопросы дворянского самоуправления. В XIX веке император Александр I вступил в члены собрания и повелел именовать его Российским Благородным собранием, что подчеркивало его общероссийский статус.

Дом Благородного собрания, 3D реконструкция
Дом Благородного собрания, 3D реконструкция

Здание стало местом значимых исторических событий. Например, 30 марта 1856 года император Александр II выступил здесь с речью о необходимости отмены крепостного права, что стало важным шагом к реформам. В 1812 году во время московского пожара дом серьёзно пострадал, но был восстановлен в 1814 году архитектором Алексеем Бакарёвым, учеником Казакова. После восстановления его значение как культурного центра только возросло.

-23

Во второй половине XIX века Колонный зал превратился в первую московскую филармонию. Здесь выступали такие выдающиеся музыканты, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов и Ференц Лист. В 1880 году, во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину, Фёдор Достоевский произнёс в этом зале знаменитую речь о поэте, ставшую культурным событием эпохи.

-24

После Октябрьской революции 1917 года Благородное собрание было ликвидировано, а здание передано профсоюзам. 1 ноября 1917 года Московский военно-революционный комитет реквизировал его для Центрального совета московских профессиональных союзов, и с тех пор оно стало называться Домом Союзов. Колонный зал сохранил своё значение как место проведения важных мероприятий, но приобрёл новый характер.

В 1924 году здесь проходило прощание с Владимиром Лениным, что закрепило традицию использования зала для траурных церемоний государственных деятелей. В советское время в Доме Союзов проводились партийные съезды, концерты и культурные события. Акустика Колонного зала продолжала привлекать артистов, среди которых были Фёдор Шаляпин, Клавдия Шульженко и Леонид Утёсов.

Александровский и Голофтеевский пассажи

1878—1970 гг.

Александровский и Голофтеевский пассажи — это два исторических торговых комплекса, которые существовали в Москве во второй половине XIX — начале XX века и играли важную роль в торговой и общественной жизни города. Они располагались в районе улиц Неглинная, Петровка и Кузнецкий Мост, составляя часть крупного торгового узла столицы. Оба пассажа были снесены в 1970-х годах, и на их месте появилась вторая очередь ЦУМа. Давайте разберём их историю подробнее.

Александровский пассаж

Александровский пассаж был построен в 1878 году архитектором Александром Львовичем Обером на участке, арендованном у Дирекции Императорских театров предпринимателями Александром Александровичем Шиловым и Алексеем Михайловичем Федюкиным. Название пассажу, вероятно, дал император Александр II, что подчёркивало его значимость. Располагался он на Неглинной улице, рядом с Малым театром, с входами со стороны Неглинного проезда и Театральной площади (через так называемый «декорационный сарай» театра).

Александровский пассаж
Александровский пассаж

Пассаж открылся 17 сентября 1878 года с торжественного молебна, после чего владельцы устроили пышный завтрак для арендаторов в «Русской палате» Славянского базара. Это был современный для своего времени торговый комплекс с магазинами, сдаваемыми в аренду. Условия аренды были выгодными: в 1910-е годы чистый доход владельцев составлял около 40 000 рублей в год. Со временем у пассажа сменились собственники, среди которых были купцы И.Н. Бровкин, И.Ф. Городничев, А.Д. Егоров и мещанин В.Ф. Прянишников.

Александровский и Голофтеевский пассажи, 3D реконструкция
Александровский и Голофтеевский пассажи, 3D реконструкция

Интересно, что в 1895 году известный купец и меценат Гаврила Солодовников предлагал обменять Александровский пассаж на здание театра на Большой Дмитровке (ныне Театр оперетты) с доплатой в 600 тысяч рублей, но сделка не состоялась. В советское время пассаж перешёл к Мосторгу и продолжал функционировать до 1970-х годов, когда было принято решение о его сносе.

Голофтеевский пассаж

Голофтеевский пассаж имеет более сложную историю, так как он вырос на основе более раннего торгового сооружения — Голицынской галереи. Галерея князя Михаила Николаевича Голицына появилась на Кузнецком Мосту в 1835 году по проекту архитектора Михаила Быковского. Это был один из первых московских пассажей, располагавшийся между Петровкой и Неглинной. В 1870-х годах князь Голицын продал галерею купцу Конону Голофтееву, чьё имя позже закрепилось за новым зданием.

Голофтеевский пассаж и Т-во Мюр и Мерлиз
Голофтеевский пассаж и Т-во Мюр и Мерлиз

В 1913 году Голофтеевский пассаж был радикально перестроен по проекту инженера и архитектора Ивана Рерберга, известного такими работами, как Киевский вокзал и Центральный телеграф. Рерберг применил прогрессивные для того времени материалы — железобетон, стекло и металл. Благодаря этому окна пассажа превратились в огромные панорамные витрины, что было новаторским решением. Здание стало последним крупным пассажем, построенным в Москве перед революцией, и считалось архитектурным шедевром своего времени.

Голофтеевский пассаж, 3D реконструкция
Голофтеевский пассаж, 3D реконструкция

Голофтеевский пассаж гармонично вписывался в торговую сеть района, соседствуя с Александровским и Солодовниковским пассажами. Вместе они создавали пешеходно-торговый комплекс, сопоставимый с подобными центрами в Париже или Милане.

Продолжение следует...

Москва до революции в 3D, 27 утраченных достопримечательностей: