Найти в Дзене
c.i.h.

Дворец Голицына — Госдума

Оглавление

Ансамбль, включавший дворец князя Голицына, палаты Троекуровых и церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду в Москве, был одним из красивейших архитектурных комплексов города в XVII–XVIII веках. Расположенный в районе современного комплекса зданий Государственной думы РФ, рядом с Георгиевским переулком, он сочетал светскую и культовую архитектуру, отражая богатство и влияние своих владельцев. К периоду революции 1917 года ансамбль утратил первоначальную роскошь, но сохранял историческую и культурную значимость.

Охотный Ряд. Проект реконструкции Д. П. Сухова. Вариант. 1928 г.
Охотный Ряд. Проект реконструкции Д. П. Сухова. Вариант. 1928 г.

Состав ансамбля:

Дворец князя Голицына

Располагался в Охотном Ряду, на территории, ныне занимаемой зданиями Госдумы.

Построен в 1680-е годы для князя Василия Васильевича Голицына, фаворита царевны Софьи Алексеевны. Это была резиденция князя, центр политической и светской жизни в конце XVII века.

3D реконструкция Москвы нач XX в., с видом на ансамбль со стороны Охотного ряда
3D реконструкция Москвы нач XX в., с видом на ансамбль со стороны Охотного ряда

После опалы Голицына в 1689 году дворец конфисковали в казну. В 1691 году его передали сыновьям грузинского царя Арчила — Александру и Матвею Арчиловичам. В XVIII–XIX веках здание использовалось для жилых и административных нужд. В 1871 году продано частным владельцам, после чего превратилось в рыбокоптильню и извозчичий двор.

Дворец князя Голицына в 1920-х гг.
Дворец князя Голицына в 1920-х гг.

Палаты Троекуровых

Расположены по адресу: Георгиевский переулок, 4–6, рядом с Охотным Рядом.

Построены в середине XVII века для бояр Троекуровых, влиятельного рода, связанного с царским двором. Это жилая резиденция, позднее — многоквартирный дом.

-4

После пожара 1680 года деревянный верхний этаж был заменён каменным в 1691 году. В XVIII–XIX веках палаты использовались как жилые помещения, сохраняя элементы архитектуры XVII века.

Западный фасад дома Троекурова в конце XVII в., реконструкция
Западный фасад дома Троекурова в конце XVII в., реконструкция

Церковь Параскевы Пятницы

Располагалась в Охотном Ряду, вблизи дворца Голицына. Домовая церковь, связанная с дворцом Голицына, и приходской храм для окрестных жителей.

-6

Построена в XVII веке, она подчёркивала статус ансамбля. Церковь была важным элементом композиции, связывая светскую и духовную функции комплекса. В XIX веке храм сохранял религиозное значение, но к началу XX века находился в упадке.

3D реконструкция Москвы нач XX в., церковь Параскевы Пятницы на переднем плане
3D реконструкция Москвы нач XX в., церковь Параскевы Пятницы на переднем плане

Архитектура ансамбля

Ансамбль сочетал черты московского барокко XVII века и более ранней русской архитектуры. Дворец Голицына и палаты Троекуровых отличались декоративностью, характерной для гражданских построек того времени.

Дворец Голицына – представлял из себя протяжённые каменные палаты с деревянным верхним этажом, увенчанные «кровками» и шатром.

Дворец В.В. Голицына в Охотном Ряду в XVII веке. Реконструкция Д.П. Сухова
Дворец В.В. Голицына в Охотном Ряду в XVII веке. Реконструкция Д.П. Сухова

Фасады украшали золочёные резные прапоры, белокаменные наличники, колонки и фризы.

Внутренние помещения включали сводчатые залы и подвалы, а также потайные лестницы, обнаруженные при обследовании 1918 года.

Общий вид дворца Голицына по археологическим обследованиям. Рис. арх. Д.П. Сухова, 1925 г.
Общий вид дворца Голицына по археологическим обследованиям. Рис. арх. Д.П. Сухова, 1925 г.

Польский дипломат де Невиль отмечал роскошь интерьеров, называя дворец «одним из великолепнейших в Европе».

-10

Палаты Троекуровых — это каменное здание с элементами XVI–XVII веков, перестроенное после пожара 1680 года.

Детали окон домов Голицына и Троекурова. Рис. арх. Д.П. Сухова
Детали окон домов Голицына и Троекурова. Рис. арх. Д.П. Сухова

Были сохранены сводчатые перекрытия, белокаменные детали и компактную планировку, типичную для боярских палат.

Фасады были скромнее, чем у дворца Голицына, но гармонировали с ансамблем.

3D реконструкция Москвы нач XX в., Палаты Троекуровых на переднем плане
3D реконструкция Москвы нач XX в., Палаты Троекуровых на переднем плане

Церковь Параскевы Пятницы — небольшой храм с традиционной русской архитектурой: шатровый или купольный верх, возможно, с декоративными кокошниками.

Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду до революции
Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду до революции

Её расположение связывало дворец и палаты, создавая визуальную и функциональную целостность ансамбля.

Ансамбль был гармонично вписан в ландшафт Охотного Ряда, с дворцом как центральным элементом, палатами как жилым дополнением и церковью как духовным акцентом. Улицы Охотного Ряда и Георгиевского переулка обеспечивали доступность и подчёркивали значимость комплекса.

В начале XX века

Дворец Голицына к началу XX века утратил былое великолепие. После продажи в 1871 году использовался как рыбокоптильня и извозчичий двор, что привело к разрушению декора.

Обследование 1918 года выявило сохранившиеся элементы: сводчатые подвалы, лестницы и следы белокаменного убранства под штукатуркой. Однако здание было надстроено и перестроено, что изменило его облик.

Палаты Троекуровых использовались как жилой дом, сохраняя элементы XVII века, но без значительных реставраций.

Палаты Троекурова во время реставрации. Фото 1920-х гг.
Палаты Троекурова во время реставрации. Фото 1920-х гг.

Состояние было удовлетворительным, хотя утрата декоративных деталей и перестройки сказывались на внешнем виде.

Церковь Параскевы Пятницы после революции
Церковь Параскевы Пятницы после революции

Церковь Параскевы Пятницы — к началу XX века храм находился в упадке, но продолжал функционировать. Его архитектурный облик пострадал из-за окружающей застройки и общего запустения района.

Ансамбль утратил целостность из-за функциональных изменений и перестроек. Дворец Голицына был в худшем состоянии, палаты Троекуровых сохранялись лучше, а церковь оставалась связующим звеном, но также ветшала.

Несмотря на упадок, ансамбль привлекал внимание краеведов и архитекторов как памятник XVII века, особенно в начале XX века, когда начались первые попытки его изучения.

Культурное и историческое значение

XVII век: Ансамбль отражал могущество Василия Голицына и бояр Троекуровых. Дворец был центром политической жизни, а церковь подчёркивала духовный статус владельцев.

Вид из арки дворца Голицына на церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду и Кремль в XVII веке. Д.П. Сухов. Реконструкция.
Вид из арки дворца Голицына на церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду и Кремль в XVII веке. Д.П. Сухов. Реконструкция.

XVIII–XIX века: После конфискации дворца и смены владельцев ансамбль утратил элитарный характер, но оставался частью исторического ландшафта Москвы.

Начало XX века: Ансамбль признавался памятником архитектуры. Комиссия «Старая Москва» и архитектор Пётр Барановский в 1920-х годах выступали за его сохранение и создание музея в палатах Голицына.

Церковь Параскевы Пятницы до революции
Церковь Параскевы Пятницы до революции

Описание дворца Голицына как «великолепнейшего в Европе» (де Невиль) может быть преувеличением, характерным для дипломатических отчётов XVII века. К началу XX века его состояние было плачевным, что снижает достоверность таких характеристик.

Источники о первоначальном облике ансамбля ограничены, так как чертежи и подробные описания не сохранились. Реконструкция опирается на археологические данные и поздние обследования (например, 1918 года).

Дворец Голицына в 1920-х гг., реставрационные работы
Дворец Голицына в 1920-х гг., реставрационные работы

Упоминания ансамбля как «одного из красивейших» в Москве могут отражать ностальгию краеведов начала XX века, а не реальное состояние комплекса, который к тому времени был частично перестроен и деградировал.

Снос дворца и церкви в 1928–1934 годах, несмотря на протесты (например, академика Игоря Грабаря), указывает на низкую оценку их ценности в советский период, что осложняет изучение дореволюционного облика.

Вид на ансамбль в Охотном ряду до революции
Вид на ансамбль в Охотном ряду до революции

Судьба после революции

В 1920-х годах Пётр Барановский проводил реставрацию дворца Голицына, планировалось создать музей. Однако в 1928 году церковь Параскевы Пятницы была разрушена, а в 1934 году снесли дворец для строительства комплекса Совета Труда и Обороны (ныне Госдума).

Палаты Троекурова. Продольный разрез. Обмерный чертеж ЦГРМ. Конец 1920-х – начало 1930-х годов
Палаты Троекурова. Продольный разрез. Обмерный чертеж ЦГРМ. Конец 1920-х – начало 1930-х годов

Палаты Троекуровых частично сохранились, но были перестроены и интегрированы в новые здания. Сегодня они признаны памятником архитектуры, но их исторический облик сильно изменён.

Перекрёсток Охотного ряда и Тверской до революции
Перекрёсток Охотного ряда и Тверской до революции

Ансамбль из дворца князя Голицына, палат Троекуровых и церкви Параскевы Пятницы в Охотном Ряду до революции 1917 года был значимым архитектурным комплексом, сочетавшим роскошь московского барокко и функциональность боярских резиденций. В XVII веке он символизировал власть и богатство своих владельцев, но к началу XX века утратил целостность и великолепие из-за перестроек, смены функций (дворец стал рыбокоптильней) и общего упадка. Дворец Голицына был в худшем состоянии, палаты Троекуровых сохранялись лучше, а церковь оставалась духовным центром. Ансамбль привлекал внимание как памятник, но его снос в 1928–1934 годах завершил историю большинства элементов.

Палаты Троекуровых — единственное сохранившееся здание ансамбля в настоящее время
Палаты Троекуровых — единственное сохранившееся здание ансамбля в настоящее время

Строительство нынешнего здания Госдумы

Идея возведения крупного представительного здания на месте исторической застройки у Дома Союзов возникла в середине 1920-х годов. В 1926 году проводился конкурс на проект здания Госбанка СССР, но от строительства на этом месте отказались. В начале 1930-х годов объявили конкурсы на гостиницы Москва и Интурист, однако эти планы также были оставлены, и в итоге было решено построить Дом Совета Труда и Обороны.

Здание Совета Труда и Обороны в Охотном Ряду. Неосуществленный конкурсный проект А.А., В.А. и Л.А. Весниных. 1933 год.
Здание Совета Труда и Обороны в Охотном Ряду. Неосуществленный конкурсный проект А.А., В.А. и Л.А. Весниных. 1933 год.

Совет Труда и Обороны

Строительство началось в 1932 году и завершилось в 1935 году. Архитектором проекта стал Аркадий Яковлевич Лангман, при участии С.В. Сергиевского и Н.В. Мезьера, хотя официального конкурса на проект не объявляли.

Здание Совета Труда и Обороны в Охотном Ряду. Неосуществленный конкурсный проект А.В. Щусева. Вариант. 1933 год
Здание Совета Труда и Обороны в Охотном Ряду. Неосуществленный конкурсный проект А.В. Щусева. Вариант. 1933 год

Для расчистки территории под строительство были снесены исторические здания, включая церковь Параскевы Пятницы и палаты Голицыных XVII века, несмотря на возражения искусствоведов. Палаты Троекуровых, находившиеся рядом, уцелели и ныне расположены во дворе дома.

Снос церкви Параскевы Пятницы, 1928 г.
Снос церкви Параскевы Пятницы, 1928 г.

Здание относится к ранней сталинской архитектуре и характеризуется монументальностью, что сделало его эталоном для советских правительственных зданий. Высота была согласована с соседним зданием гостиницы Москва, чтобы создать единый ансамбль и сгладить рельефные различия от Лубянской площади до Манежной.

Строительство здания Совета Труда и Обороны, 1933-1934 гг.
Строительство здания Совета Труда и Обороны, 1933-1934 гг.

Материалы для строительства включали белый известняк, известный как протопоповский мрамор, добытый недалеко от Коломны, и красный гранит с Беломорско-Балтийского канала. Интересно, что для отделки пилястр использовались плиты, снятые с Храма Христа Спасителя, хранившиеся с 1931 года.

-30

Также для штукатурки использовалась терразитная смесь, изготовленная из каменной крошки, полученной путём измельчения мраморных облицовок снесённых московских церквей и памятников архитектуры. Эти детали подчёркивают сложную историю использования материалов в советской архитектуре 1930-х годов.

Дом Совнаркома СССР, вид с Манежной площади, кон. 1930-х.
Дом Совнаркома СССР, вид с Манежной площади, кон. 1930-х.

Первоначально здание предназначалось для Совета Труда и Обороны, но в 1937 году стало Домом Совнаркома СССР, а позже размещались Совет Министров СССР и Госплан СССР. С 1992 года в нём находилось Министерство экономики РФ, а с 1994 года — Государственная Дума. Это изменение использования потребовало значительных адаптаций.

Государственная Дума

После передачи зданию Государственной Думы в 1994 году была проведена масштабная реконструкция, включающая модернизацию инженерных сетей: систем вентиляции, кондиционирования воздуха и теплохолодоснабжения. Это было необходимо для создания условий для работы в залах, представительских и служебных помещениях. В 2018 году, согласно новости ТАСС, планировалась реконструкция зала пленарных заседаний, чтобы сделать его концептуально иным.

Здание является выявленным объектом культурного наследия (№ 2958123, см.). Однако существуют планы по его возможному сносу после строительства нового парламентского центра в районе Мневников, о чём упоминал Михаил Гуцериев, хотя конкретные сроки не указаны. Эти планы обсуждаются с 2000-х годов, но реализация отложена.

Ключевые этапы истории здания

1920-е годы — Идея строительства крупного здания — Конкурсы на Госбанк и гостиницы, не реализованы

1932–1935 гг. — Строительство здания — Архитектор А.Я. Лангман, снос исторических зданий

1937–1992 гг. — Размещение различных госучреждений — Совнарком, Госплан, Минэкономики

1994 г. — Передача Государственной Думе, реконструкция — Адаптация под парламентские нужды

2018 г. — Планировка реконструкции зала заседаний — Концептуальные изменения

См. также: