Найти в Дзене
Extreme Sound

Как встретились Grateful Dead: История легендарной группы от джаг-бэндов до психоделии

Какое же долгое и странное путешествие проделали Grateful Dead за шесть десятилетий! В 2025 году "Мертвецы" отметят свой 60-летний юбилей – огромная веха в карьере, отмеченной триумфами и трагедиями, взлетами и падениями, и, конечно, морем тай-дая. Даже когда "настоящие" Dead ушли на покой, они продолжили свой путь как Dead & Company, радуя новые поколения фанатов, открывших для себя мощное сообщество Deadheads.

"Мы говорим на языке, на котором не говорит никто другой," – сказал ритм-гитарист Боб Вейр журналу Rolling Stone. "Мы общаемся, обмениваемся идеями, а затем делаем наше маленькое заявление на более универсальном языке."

-2

Но как вообще появились Grateful Dead? Как пятеро молодых людей нашли друг друга в Сан-Франциско и положили начало целой эпохе? Эта история начинается с каждого музыканта по отдельности.

Джерри Гарсия: Путеводная звезда

Лучше всего начать с Джерри Гарсии, направляющего света Grateful Dead. В 1961 году Гарсия встретил человека по имени Роберт Хантер, который станет его давним другом и автором текстов для Dead. Тогда они играли в местных заведениях Сан-Франциско, иногда дуэтом, иногда с группами вроде Wildwood Boys и Hart Valley Drifters.

-3

В 1962 году Гарсия познакомился с волонтером-радиоинженером по имени Фил Леш, своим будущим коллегой по Dead. Но в то время Леш и Гарсия сосредоточились на записи Гарсии на магнитофон Леша для программы на радиостанции KPFA в Беркли. К Лешу мы еще вернемся...

Тем временем Гарсия активно играл в местных джаг-бэндах и блюграсс-коллективах, включая Mother McCree's Uptown Jug Champions, где он и встретил пару других будущих участников группы.

"Поскольку мне всегда нравилось играть, будь то блюграсс или нет, я решил собрать джаг-бэнд," – вспоминал Гарсия в интервью Rolling Stone в 1972 году, – "потому что в джаг-бэнде могли играть парни, которые едва умели играть, или играли очень хорошо, или как угодно."

Боб Вейр: Встреча в канун Нового года

Хорошая новость заключалась в том, что некоторые из этих парней были действительно отличными музыкантами. Вейру тогда было всего 16 лет, но он уже был очень талантливым гитаристом и даже давал уроки. Однажды он с другом зашел в музыкальный магазин Dana Morgan's Music Store в Пало-Альто и услышал интригующую музыку банджо. Это играл один из тогдашних сотрудников магазина – Гарсия.

-4

“Он сказал, что ждет своих учеников, а мы с другом сообщили ему, что вряд ли кто-то придет, ведь был канун Нового года," – вспоминал позже Вейр. “Он сказал, что у него есть ключ от комнаты с инструментами, и спросил, не хотим ли мы поджемить. Мы играли часами и поняли, что у нас достаточно полу-таланта, чтобы основать джаг-бэнд, который каким-то образом стал успешным. Год спустя у нас была рок-н-ролльная группа, а остальное довольно хорошо задокументировано."

Таким образом, Вейр стал частью Mother McCree's Uptown Jug Champions, вместе с еще одним будущим основателем Grateful Dead...

Рон "Пигпен" МакКернан: Идея электрического блюза

Этим человеком был Рон "Пигпен" МакКернан, который также работал в Dana Morgan's Music Store. МакКернан, Гарсия и Вейр сошлись на почве джаг-музыки, но очень скоро их взгляды устремились к чему-то более высоковольтному.

-5

"Это была идея Пигпена," – объяснял Гарсия в упомянутом интервью Rolling Stone. "Он некоторое время приставал ко мне, хотел, чтобы я создал электрическую блюз-группу. Это был его загон... потому что в джаг-бэндах мы играли блюзовые номера вроде песен Джимми Рида и даже пару рок-н-ролльных мелодий, и это был просто следующий шаг. И The Beatles... и вдруг появились The Beatles, и это, вау, The Beatles, понимаете. Фильм 'A Hard Day's Night' и все такое. Эй, здорово, это действительно выглядит весело."

Билл Кройцманн: Под гипнозом Гарсии

Электрическая блюзовая версия Dead изначально называлась The Warlocks (имя, от которого пришлось отказаться, так как уже существовала группа с таким названием), и в нее входили все вышеперечисленные, плюс басист по имени Дана Морган-младший и барабанщик Билл Кройцманн.

-6

Кройцманн видел выступление Mother McCree's Uptown Jug Champions и понял, что в Гарсии есть что-то особенное.

"Он держал весь зал в своих руках, и все просто слушали и смотрели на все, что он делает. Он был совершенно заразителен," – сказал Кройцманн NPR в 2015 году. "В ту ночь я просто сказал себе: я буду следовать за этим парнем повсюду. И где бы он ни играл, я пойду смотреть, как он играет. И, вероятно, в течение двух недель мне позвонил Джерри и сказал: 'Хочешь быть в группе?' И я подумал, что это очень хорошая идея. Оказалось, довольно хорошая идея, не так ли?"

Фил Леш: Последний элемент пазла

Не думайте, что мы забыли о Леше, последнем, кто присоединился к Warlocks, ставшему основой Grateful Dead. Интересно, что у Леша был опыт как в классической, так и в джазовой музыке, но, как и Кройцманн, он влюбился в дух Гарсии.

-7

Лешу, можно сказать, предложили работу прямо на одном из концертов Warlocks, несмотря на то, что у него почти не было опыта игры на басу.

"Гарсия отводит меня в сторону, сует мне в руку пиво и говорит: 'Слушай, чувак, ты будешь играть на басу в моей группе'. 'Но я... э-э... кто, я? Ну, Иисусе, это может быть возможно'," – вспоминал позже Леш об этом разговоре. "На самом деле, это меня чертовски взволновало, потому что это было чем заняться. И вспышка была: 'О, черт, ты имеешь в виду, мне могут платить за то, что я веселюсь!' Конечно, это было так иронично, потому что до этого я дошел до точки, когда просто хотел бросить музыку совсем."

Рождение Grateful Dead

И вот, The Warlocks стали Grateful Dead, и свой первый концерт под этим именем они отыграли в Сан-Хосе, Калифорния, 4 декабря 1965 года.

"Быть в группе с Джерри было чем-то космическим. Всегда казалось, что это судьба," – сказал Леш в 2000 году. "Было просто ошеломляющее чувство правильности для всех участников. И, в конечном счете, я думаю, мы все усиливали друг друга. Сердце было распределено между нами."

Не то чтобы участники Dead чувствовали себя как-то выше других.

"Я никогда не хотел, чтобы люди думали, что мы лучше их," – сказал Кройцманн в 2015 году. "Мы были хорошими музыкантами-единомышленниками, которые нашли друг друга в нужное время и в нужном месте. Это все удача."

В лице Гарсии Grateful Dead нашли лидера-новатора, чье авантюрное отношение распространялось на все – записи, концерты и, возможно, самое главное, связь с фанатами.

"Grateful Dead всегда находятся в процессе становления чем-то," – сказал Гарсия журналу Spin в 1987 году. "Никогда не бывает так, что мы достигаем этого момента, оглядываемся и говорим: 'О, эй, слишком круто, мы теперь Grateful Dead'. Это всегда на грани прорыва в какое-то новое пространство."

Так, шаг за шагом, из случайных встреч, общей любви к музыке и капельки волшебства Сан-Франциско 60-х родилась одна из самых влиятельных и уникальных групп в истории.