Найти в Дзене
Extreme Sound

50 Величайших исполнителей прогрессивного рока

Все мы знаем, что любой топ "лучших" от музыкальных критиков — это результат строжайших научных экспериментов, а итоги заверяются консилиумом коллег.

Шутка! Конечно же, наш список 50 лучших прог-рок исполнителей — это чистая вкусовщина, а не объективная истина. У нас не было секретной формулы или четкой методологии: мы не пытались втиснуть определенное количество групп из конкретной эпохи или стиля; не сверялись с Metacritic или чартами Billboard; не требовали наличия минимум трех «Минимугов» в арсенале клавишника. Мы просто много думали об этом — и доверились своей интуиции.

Тем не менее, это было непросто. Хотя бы из-за ограничений по объему пришлось оставить за бортом множество менее известных, но заслуживающих внимания артистов (эх, если бы нашлось место для аргентинцев Invisible или французов Mona Lisa из конца 70-х!). Некоторые группы, как Harmonium, великолепны по качеству, но, увы, слишком скромны по количеству материала для нашего топа. И, конечно, вечная дилемма: "Сколько прога нужно, чтобы считаться прог-группой?" Вот Electric Light Orchestra, например, кажутся недостаточно "проговыми", хотя у них точно есть солидный кусок такой музыки.

Но мы уверены, что вы будете не согласны с некоторыми нашими выборами, и это абсолютно нормально! Если вы здесь, чтобы цивилизованно поспорить о проге — вы среди друзей.

От Kansas до Can, от King Crimson до Curved Air — встречайте Топ-50 Прогрессивных Рок-Артистов по версии нашего канала!

50. Manfred Mann's Earth Band

Карьера Манфреда Манна — одна из самых извилистых в истории рока. Уроженец Южной Африки, переехавший в Британию в начале 60-х, он начал как хитмейкер в R&B-роке, прославившись легкими каверами вроде "Do Wah Diddy Diddy". Но когда его одноименная группа распалась в конце десятилетия, он двинулся в сторону прога — сначала с экспериментальным джаз-рок проектом Chapter Three, а затем с Earth Band. Последние прославились радикальной переработкой чужих песен, включая дикие версии "Blinded by the Light" Брюса Спрингстина (хит №1 в США!) и "Spirit in the Night". Но эти каверы были лишь трамплином для их мощных, плотно аранжированных выступлений, где особенно блистал сам Манн на органе и синтезаторе. Earth Band выпустили около дюжины альбомов в диапазоне от крепких до превосходных, но так и не создали одного общепризнанного шедевра. Возможно, именно поэтому они до сих пор остаются недооцененными.

49. Haken

-2

Один пользователь RateYourMusic удачно поместил Haken в свой список "Не-самолюбующегося Прогрессив-метала". И это отличное описание для английского секстета. Хотя каждый участник группы способен на головокружительные соло, их песни ставят во главу угла мелодию и развитие, а не голую демонстрацию техники. Ключевая фигура — Росс Дженнингс, фронтмен, одинаково убедительный и в трогательных балладах ("The Path"), и в экспрессивном вокале стадионного масштаба ("Initiate"). А какой холст ему предоставлен! Haken непредсказуемы в своем размахе, заигрывая со всем: от глитчевой электроники и эмбиента до джаза и синт-попа в духе 80-х.

48. Leprous

-3

Слишком многие современные прог-метал группы попадают в ловушку перегруженных джент-риффов и пустой виртуозности. Но норвежцы Leprous никогда не были обычной прог-метал командой. Их тщательно выстроенные песни вращаются вокруг оперного голоса Эйнара Сольберга. Его парящий вокал и многослойные гармонии сочетают грандиозность винтажного метала с безупречной техникой Фредди Меркьюри и динамическим диапазоном Джеффа Бакли — звучит как высокая похвала, но он ее заслуживает. Эволюция группы завораживает: на альбомах вроде "Pitfalls" (2019) и "Aphelion" (2021) они смягчили острые углы своего звука, добавив оркестровки и атмосферные баллады, что лишь подчеркнуло мощь их металлических моментов.

47. Grobschnitt

-4

Описать Grobschnitt одной фразой невозможно. Но вот несколько ярких штрихов: эта немецкая группа ценила как космичность, так и дурашливость. Они использовали маски, костюмы, странные голоса и выразительные сценические имена (Eroc! Mist!), чтобы выделиться из толпы. Но за всей этой внешней эксцентрикой скрывался изящный, мелодичный симфо-прог, не уступающий многим грандам эпохи — от воздушных вихрей "Rockpommel's Land" (1977) до их масштабного концертного опуса "Solar Music: Live" (1978).

46. Strawbs

-5

"Strawbs инстинктивно играют ради песен – песни это жизненная сила группы", – говорил Дэйв Казинс. "Мы не ставим целью записать виртуозные пассажи поверх сложных аккордовых последовательностей, что, кажется, является сутью некоторых прог-рок групп". Эта философия логична, учитывая, что Strawbs начинали как фолк-коллектив и пришли к прогу, лишь украшая края своих сказочных мелодий. Настоящим поворотным моментом стал их четвертый альбом "From the Witchwood" (1971), где появился более мощный рок-саунд (включая клавишные партии Рика Уэйкмана, будущего участника Yes, с классическим образованием). И они оставались в отличной форме все десятилетие, создавая один почти шедевр ("Grave New World") за другим ("Hero and Heroine").

45. Procol Harum

-6

Procol Harum появились в переломный момент, помогая зарождению прото-прога с пышным барочным флером своего дебютного альбома 1967 года. Но их редко ставят в один ряд с гигантами жанра — возможно, потому что проникновенный голос Гэри Брукера и выверенный ритм текстов Кита Рида делали группу доступной даже в самые амбициозные моменты. Но мало кто создавал такой царственный, триумфальный звук — особенно когда они привлекали оркестр на классических треках вроде "Grand Hotel" и "A Salty Dog". Сам Брукер говорил: "Не думаю, что Procol когда-либо вписывались в какую-то конкретную нишу... На какую букву их ставить? 'П' — 'Прогрессивный'? 'Психоделический'? Я говорю: 'На 'П', и 'П' значит 'Procol'".

44. Steve Hillage

-7

В 70-е Стив Хилледж стал королем Кентерберийской сцены (особое направление британского прога) — и как гитарный виртуоз в других группах (включая Gong и менее известную, недолговечную Khan), и как сольный артист, всегда готовый к экспериментам. Его альбомы этого плодотворного периода — особенно трио "Fish Rising", "L" (спродюсированный Тоддом Рандгреном) и "Motivation Radio" — выдерживают любое сравнение, полные возвышенной спейс-рок гитары и сбалансированных аранжировок. Как и его бывший коллега по Gong Дэвид Аллен, он обладал причудливым чувством юмора, что заметно в знаковых вещах вроде "Solar Musick Suite" и "Light in the Sky".

43. Henry Cow

-8

Называть Henry Cow просто "прогом" в каком-то смысле нечестно, так как их музыка яростно сопротивлялась любым жанровым рамкам, особенно коммерческому року. Группа, основанная в 1968 году кембриджскими студентами Фредом Фритом и Тимом Ходжкинсоном, стала неформальным лидером экспериментального движения Rock in Opposition (RIO), которое черпало вдохновение скорее в современной классике и авангарде, чем в чартах Billboard. На нескольких альбомах начала-середины 70-х Henry Cow прекрасно стирали грань между диссонансом и благозвучием, сочетая традиционные рок-инструменты со скрипкой, кларнетом, фаготом, ксилофоном и органом Farfisa. Из этого семени выросла целая плеяда групп, но ни одна не была столь захватывающей, как сама "Корова".

42. Area

-9

Основанная неподражаемым фронтменом Деметрио Стратосом, группа Area появилась в Милане в 1972 году — через два года после PFM из того же города. Но их хаотичное сочетание было совершенно уникальным: джаз-фьюжн грувы с безладовым басом и синтезаторами, абсурдность фри-джаза, экспериментальный нойз, социально-политические концепции, восточные мелодии и голос Стратоса, порхающий по октавам. Первые пять альбомов группы — от "Arbeit macht frei" (1973) до "Gli Dei Se Ne Vanno, Gli Arrabbiati Restano!" (1978) — отмечают одну из самых ярких серий в истории прога. Но уход Стратоса (и вскоре его смерть) всё остановил. Барабанщик PFM Франц Ди Чоччо вспоминал: "Дружба с ним натолкнула меня на мысль написать песню со словами: 'Ты — повелитель голоса, научи меня петь'". Достойная дань уважения.

41. Curved Air

-10

Смены состава и относительно короткий пиковый период сделали Curved Air интригующим "А что, если бы?". Немногие прог-группы могли убедительно смешивать психоделию, классику и хард-рок — смесь, продемонстрированная в их хите "Back Street Luv". Скрипач Дэррил Уэй, клавишник Фрэнсис Монкман и вокалистка Соня Кристина были движущей силой их классических ранних альбомов, включая "Second Album" (1971) и "Phantasmagoria" (1972). Обновленный состав Curved Air уже не достиг тех же высот, за одним огромным исключением: "Metamorphosis", 10-минутный эпик, ведомый волнующим фортепиано недолго пробывшего в группе мультиинструменталиста Эдди Джобсона (будущего участника Roxy Music и U.K.).

40. Focus

-11

"Я не верю в слова 'прогрессивный рок'", – сказал Тейс ван Лер из Focus в 2019 году. "Думаю, единственным настоящим прогрессивным рокером, который, к сожалению, умер, был Фрэнк Заппа, потому что он сочетал современную классическую музыку, которую сам сочинял, с роком". Возможно, его определение слишком узкое: Focus, конечно, создали свой уникальный сплав звуков, приправляя свой звуковой шведский стол классикой, джаз-фьюжном и разухабистым хард-роком. Все эти ингредиенты присутствуют в их самой известной вещи, хите 1971 года "Hocus Pocus" — сюрреалистической демонстрации мастерства, где сплетаются металлические риффы, йодль, свист, скэт, аккордеон, длинное барабанное соло и абсурдно высокий фальцет, подпевать которому врачи бы не советовали. Но голландская группа была в ударе большую часть 70-х, особенно на отрезке от "Focus II" (1971) до "Hamburger Concerto" (1974).

39. Goblin

-12

Итальянская группа Goblin почитаема в двух редко пересекающихся лагерях фанатов: прог-маньяков и ценителей саундтреков к хоррорам. И им удавалось с легкостью ориентироваться в обоих мирах, начиная с середины 70-х, после смены названия с Cherry Five. Их первый крупный проект под вывеской Goblin оказался ключевым — создание жуткого саундтрека к классическому фильму Дарио Ардженто "Profondo Rosso" ("Кроваво-красное", 1975). Их особый стиль — смесь тяжести в духе Crimson, джаз-фанковых навыков и готической атмосферы — стал их визитной карточкой на протяжении того и следующего десятилетий, когда они сотрудничали с режиссерами вроде Джорджа Ромеро ("Мартин") и многими другими. Они стали постоянными партнерами Ардженто, работая над несколькими его проектами, особенно ярко проявив себя в их общем шедевре 1977 года — "Суспирии". Не-саундтрековые альбомы группы не достигли такой же славы, но они не менее достойны изучения — начните с инструментальной классики "Roller" (1975), полной бешеных фанк-грувов и дьявольской органной атмосферы.

38. Steve Hackett

-13

Все участники Genesis создавали убедительную сольную музыку, но не всегда в прог-идиоме. А вот Стив Хэкетт последовательно нес знамя прога, начиная со своего дебютного сольника "Voyage of the Acolyte" (1975) и продолжая через множество альбомов, разовые коллаборации (Squackett, проект с Крисом Сквайром из Yes) и специальные туры (серия Genesis Revisited). Его послужной список не идеален (эпоху GTR лучше пропустим), но он всегда бесстрашно выходил на поле, готовый взяться почти за любой проект — от заигрываний с мультикультурными звуками до записей с Королевским филармоническим оркестром. Мало кто из артистов, если вообще кто-либо, оставался в проге — и, что важнее, оставался интересным — так долго.

37. Coheed and Cambria

-14

Если не считать их очевидных подражателей (а их немало), ни одна другая группа не звучит как Coheed and Cambria. Как и у большинства актуальных прог-групп XXI века, их музыка во многом основана на пониженном строе и искаженных риффах, но они с той же вероятностью могут выдать пауэр-поп припев, устроить гитарный фейерверк в стиле эмо-метала или погрузиться в синтезаторный эмбиент. Эта комбинация была в значительной степени на месте уже на дебютнике 2002 года "The Second Stage Turbine Blade", первой части масштабной концептуальной саги Клаудио Санчеса "The Amory Wars". Но их композиторское мастерство со временем только оттачивалось — от слащавых хитов ("A Favor House Atlantic") до эпиков на полной скорости ("No World for Tomorrow").

36. Hawkwind

-15

Хотя их справедливо называют праотцами спейс-рока, Hawkwind не вписывались легко ни в какие рамки. За десятки альбомов, включая такие вехи, как "In Search of Space" (1971) и двойной концертник "Space Ritual" (1973), они отточили рычащий, психоделический звук, приправленный синтезаторами, электроникой, тяжелыми гитарами, духовыми и потусторонней поэзией Роберта Калверта. "Я всегда считал Hawkwind рабочей версией Pink Floyd", – говорил саксофонист Ник Тёрнер. "Все было психоделично, с кучей стробоскопов, и всегда были наркотики. Немного похоже на Grateful Dead, люди приходили на концерты и переживали опыт, меняющий жизнь".

35. Marillion

-16

Так же, как и Genesis, одни из их очевидных и признанных влияний, Marillion заменили одного харизматичного вокалиста другим — и многим фанатам проще воспринимать каждый состав как отдельную группу. С 1981 по 1988 год фронтменом Marillion был Фиш, чьи психологичные тексты и театральный стиль сделали их лидерами "нео-прога" — движения, лучше всего представленного их элегантным дебютом "Script for a Jester's Tear" и лидером британских чартов "Misplaced Childhood". Но им удалось сохранить темп с новым вокалистом Стивом Хогартом, который привнес чувствительность и более широкий вокальный диапазон в текстурированный, играющий светом и тенью прог на таких пост-Фишевских работах, как "Seasons End" (1989) и "Brave" (1994).

34. Eloy

-17

Eloy были одной из самых стабильных групп золотой эры прога 70-х, выпуская один почти классический альбом за другим на протяжении почти десятилетия. Немецкая группа, возглавляемая гитаристом и постоянным продюсером Франком Борнеманном, была мастером спейс-рок настроения, выжимая максимум драмы на альбомах вроде "Ocean" (1977) и "Silent Cries and Mighty Echoes" (1979). (Сам Борнеманн точно указывает на "Inside" 1971 года как на рождение их истинного стиля: "Теперь мы могли создавать смесь пульсирующих ритмов и атмосфер. Звук Eloy родился.") Многим случайным слушателям трудно переварить полу-речитативную манеру вокалиста и его сильный акцент — к их счастью, почти в каждой песне есть блаженные инструментальные секции.

33. Supertramp

-18

"Я даже не знаю, что это значит!" – сказал Роджер Ходжсон, размышляя о том, были ли Supertramp прогрессивной рок-группой. Здесь мы обращаемся к старому правилу: если ты играешь прог достаточно часто, ты в клубе. Карьерная дуга группы завораживает — начав с более стандартного арт-рока на первых двух альбомах, они нашли золотую середину между хитовостью ("Dreamer") и масштабностью ("School") на "Crime of the Century" (1974), первом альбоме классического состава Supertramp. Международный прорыв группы, "Breakfast in America" (1979), сместил акцент в сторону элегантного, искусно сделанного попа — пик мастерства, даже если самые упертые фанаты тосковали по старым временам. Supertramp — одна из самых недооцененных рок-групп, и их статус "то ли прог, то ли нет" только делает их аутсайдерами в прог-лагере.

32. Vangelis

-19

Греческий композитор Эвангелос Одиссеас Папатанасиу навсегда останется связан с шестью нотами: драматической фортепианной темой, открывающей "Огненные колесницы" ("Chariots of Fire"), неожиданный хит №1 из одноименного фильма 1981 года. Но его сольный каталог стилистически очень разнообразен, балансируя между моментами такой воздушной сладости и путешествиями в кошмарную тьму. Покинув психо-прог группу Aphrodite's Child, мультиинструменталист работал в основном в одиночку, создавая многослойные клавишные аранжировки, которые сочетали симфо-прог с электроникой, классикой и нью-эйджевой "космической музыкой".

31. Nektar

-20

Nektar были необычной группой в свои ранние годы: кучка британцев, базировавшихся в Гамбурге, с одним (недолго двумя) штатным участником, отвечавшим за психоделические визуальные эффекты на сцене. И никто больше не звучал так, как их проникновенный взгляд на спейс-рок, где вокалист-гитарист Рой Олбрайтон добавлял земной грубости и тоски к их научно-фантастическим сюжетам и космическим клавишным. Различные составы Nektar несли знамя группы десятилетиями, опираясь на серию классических альбомов начала-середины 70-х, включая "A Tab in the Ocean" (1972) и "Remember the Future" (1973).

30. Banco del Mutuo Soccorso

-21

По множеству причин — среди них технологии, культурные тренды и общий взрыв креативности — многие группы в этом списке процветали в 70-х. Итальянцы Banco del Mutuo Soccorso были одними из главных героев, выпустив семь альбомов от крепких до классических перед резким падением качества в следующем десятилетии. На пике они сосредоточились на Романтическом (с большой буквы Р) симфо-проге, ведомом оперным, экспрессивным вокалом Франческо Ди Джакомо и двойными клавишными братьев Витторио и Джанни Ноченци. Хотя любому фанату Banco стоит погрузиться во весь ранний материал группы, их первые три альбома ("Banco del Mutuo Soccorso" и "Darwin" 1972 года, "Io sono nato libero" 1973-го) принадлежат к золотому фонду жанра.

29. Tangerine Dream

-22

"Мы никогда не создавали 'электронную музыку'!" – заявил Эдгар Фрёзе в 2010 году. "Конечно, я очень люблю гитару, Motown, а также современный прогрессивный рок". Этот настрой ключевой: Tangerine Dream могут быть пионерами электроники, но они экспериментировали с синтезаторами и секвенсорами через призму прога. Фактически, немецкая группа начинала в стиле "Kosmische musik" ("космическая музыка"), что метко описывает их трансовые дроуны начала 70-х. И они умно смешивали органику и синтетику на протяжении десятилетия, влияя на будущее поколение менее удачливых подражателей блаженными инструментальными текстурами "Phaedra" (1974), "Rubycon" (1975) и "Force Majeure" (1978).

28. Renaissance

-23

"Многие называют нас прогрессив-рок группой", – говорила вокалистка Энни Хаслам в 2018 году. "Я все время говорю, что мы — симфо-рок группа, потому что мы не такие уж тяжелые". Правда, Renaissance всегда были на более легком, академичном конце прог-спектра, но они создавали подлинно симфоническое звучание — либо через чистую экспрессию своей игры (включая фортепиано Джона Таута с классическим влиянием и трепетный, оперный голос Хаслам), либо записываясь с настоящими оркестрами (как на "Scheherazade and Other Stories" 1975 года и концертнике 1976 года "Live at Carnegie Hall").

27. Traffic

-24

"С Traffic мы хотели создать музыку, которая содержала бы много элементов", – рассказывал Стив Уинвуд, подчеркивая их вкусный "суп" из блюза, R&B, фолка, джаза, рока и "различной этнической музыки". Ирония в том, что именно эта эклектичность, вероятно, и является причиной, почему их редко называют "прог"-группой, хотя в прямом смысле слова, кто был более прогрессивным? Traffic, конечно, родились еще до появления такого термина, и их дебютный альбом "Mr. Fantasy" (1967) упивался свободой пост-битловской психоделии. Их музыка расцвела по мере кристаллизации их стиля, вылившись в утонченные, грувовые альбомы вроде "John Barleycorn Must Die" (1970) и "The Low Spark of High Heeled Boys" (1971).

26. Porcupine Tree

-25

У Стивена Уилсона сложные отношения с термином "прог" — продвигая свой пятый сольный альбом "To the Bone" (2017), он говорил, что "с огромным удовольствием" разрушал свой проговый имидж. Понятное чувство, учитывая, что он записывал всё от трип-хопа до безупречного попа в духе Abba. Но "прог" — это, пожалуй, единственный точный ярлык для Porcupine Tree, его изначального проекта, ставшего полноценной группой, который обновил жанр для эры альт-рока/метала. Немногие группы того времени могут сравниться с их десятилетним забегом от "Stupid Dream" (1999) до "The Incident" (2009).

25. Soft Machine

-26

Soft Machine были, по сути, командным центром Кентерберийской сцены: Кевин Эйерс и Дэвид Аллен из Gong недолго были в составе, а многостаночник Роберт Уайатт был ключевой фигурой во время их раннего перехода от психоделии к размашистому джаз-року на "Third" (1970) и "Fourth" (1971). Каждый альбом продолжал движение через "вращающуюся дверь" составов, включая взрывную игру гитарного бога Аллана Холдсуорта на "Bundles" (1975). К моменту выхода "Land of Cockayne" шесть лет спустя, в группе не осталось ни одного оригинального участника. Эта постоянная эволюция приводит к запутанному, но увлекательному каталогу, где каждый альбом — как размытый полароидный снимок группы в постоянном движении.

24. The Moody Blues

-27

"Это было просто великое время", – вспоминал Джон Лодж о появлении Moody Blues в конце 60-х. "Мы все развивали нашу музыку так, чтобы она отличалась от AM-радио. Мы шли куда-то еще, и мне было очень интересно слушать Yes и видеть, как далеко они раздвинули рамки своей музыкальной адаптации и своего видения рок-н-ролла". У группы были внешние сходства с Yes: меллотроны, вокальные гармонии, общий симфонический размах. Но Moodies всегда, казалось, двигались по своей полосе, придерживаясь менее помпезного и более поп-ориентированного подхода, чем большинство их прог-современников. Контекст важен: многие их определяющие ранние альбомы (включая симфо-рок сплав "Days of Future Passed" 1967 года) появились задолго до канонического шедевра King Crimson "In the Court of the Crimson King". И даже в дальнейшем мелодичность группы делала их уникальными.

23. Ange

-28

Многие прог-группы 70-х были театральными, используя костюмы и безумства для оживления своих шоу. Но ни у кого не было такой интенсивности, как у французских Ange, долгоиграющей симфо-прог группы, основанной братьями Декамп, Кристианом (вокал, клавишные) и Франсисом (клавишные). Экстравагантный вокал первого — то шекспировский актер, то цирковой конферансье — легко является их фирменным элементом, клеем, соединяющим все их шесть крепких альбомов 70-х (включая шедевр 1974 года "Au-dela du delire"). Но их эпатаж всегда ощущался подлинно человеческим, используя утопленные в реверберации органы и экспрессивные гитары для постановки своей мелодрамы души.

22. Le Orme

-29

Эта венецианская группа, большую часть своего существования возглавляемая басистом с ангельским голосом Альдо Тальяпьетрой, начинала в конце 60-х на бит-психоделической сцене — что далеко от симфо-прогового великолепия их классической эры. Они ненадолго попытались прорваться на международный уровень, заполучив английские тексты Питера Хэммилла для переработанной версии "Felona e Sorona" (1973). Но их в основном помнят как королей своего романтического уголка Rock Progressivo Italiano — и одну из самых стабильных прог-групп любой страны. Новичкам стоит начать с "Felona", их самой космической и цепляющей работы, но весь их девятиальбомный период с 1971 ("Collage") по 1980 ("Piccola rapsodia dell’ape") почти полностью находится на высочайшем уровне.

21. Magma

-30

Казалось бы, ни одна группа не осмелится пойти по идиосинкразическим стопам Magma. Но целое движение — Zeuhl — выросло из странного прога этой группы. Его трудно описать: оперные хоры, джаз-фьюжн грувы и вокал, спетый на выдуманном инопланетном языке (кобайском) и встроенный в своего рода научно-фантастическую мифологию. ("Я думаю, Magma — это вообще не прог-рок группа!" – сказал основатель, лидер и барабанщик группы. Возможно, он был бы против даже попадания в этот список.) Естественно, при всех их подражателях в этой супернишевой суб-субкультуре, никто так и не превзошел восторг от самой долговечной работы Magma, особенно их третьего альбома, "Mekanik Destruktiw Kommandoh" (1973).

20. Opeth

-31

Микаэль Окерфельдт — не только прог-инноватор, но и ярый фанат и коллекционер, просвещающий поклонников о забытых сокровищах вроде Goblin, Carmen и Comus. "Это так прекрасно, когда открываешь такие группы", – говорил он Rolling Stone. "Ты действительно можешь проникнуть в местную сцену того времени. Итальянская сцена совершенно отличается от американской, которая, в свою очередь, совершенно не похожа на скандинавскую, и так далее". Он стал своего рода прог-профессором, но и сам создал внушительную учебную программу со своей группой, шведской Opeth. Они постепенно эволюционировали от динамичного дэт-метала с переходами от чистого вокала к гроулу ("Orchid", 1995) к более мелодичному стилю с отсылками к джаз-фьюжну, восточной музыке, хард-року и симфо-прогу. Многие преданные фанаты Opeth сошли с поезда в конце 00-х, когда Окерфельдту наскучило современное метал-продюсирование и он стал искать вдохновение в другом месте. Зря — каталог группы со временем становится только ярче.

19. Kansas

-32

Смешивать буги-рок из американской глубинки и симфоническую сложность на бумаге выглядит нелепой идеей — и часто так и звучит. Но в этом часть очарования Kansas из Топики, одной из немногих американских прог-групп, оставивших хоть какой-то след в чартах Billboard. Ведомые в свой прайм 70-х мощным, AOR-дружелюбным голосом Стива Уолша, царственной скрипкой Робби Стейнхардта и мультиинструментальными талантами Керри Ливгрена, группа вошла в поп-сознание с извилистым рок-хитом "Carry On Wayward Son" и балладой для зажигалок "Dust in the Wind". Но хардкорные фанаты прога все еще находят множество "гиковских" радостей в менее известных треках, от многочастного эпика "Magnum Opus" (1975) до наполненного соло боевика "The Absence of Presence" (2020).

18. Premiata Forneria Marconi (PFM)

-33

Как и у Британии, у Италии была своя "большая тройка" в 70-х: Le Orme, Banco del Mutuo Soccorso и эта долгоживущая группа с длинным названием. Premiata Forneria Marconi возникли в Милане в 1970 году, начав с прог-каверов (включая King Crimson и Jethro Tull), прежде чем создать оригиналы не меньшей интриги и азарта. Их первые три альбома — "Storia di un minuto" и "Per un amico" (1972), "L'isola di niente" (1974) — обязательны к прослушиванию в каноне: симфоничные и запоминающеся мелодичные, поочередно тяжелые и джазовые, вознесенные в стратосферу скрипкой и флейтой Мауро Пагани. Смена состава позже притупила это величие, но в каждой эре PFM есть чем насладиться — включая (на альбомах вроде "Chocolate Kings" 1975 года) вызывающий споры "блеющий" вокальный стиль одноразового фронтмена Бернардо Ланцетти.

17. Can

-34

"Когда я основал Can, я не думал о рок-группе", – говорил клавишник Can Ирмин Шмидт в 2019 году. "Я хотел объединить джаз, рок, новую музыку и этнический опыт разных людей и посмотреть, что получится. Мы никогда не видели себя рок-группой". Большинство слушателей и критиков относят немецкую группу к "краут-року" (Krautrock), кивая на гипнотические грувы и космические атмосферы, которые слились в свободный поджанр в конце 60-х – начале 70-х. Как бы вы их ни называли, Can были одной из самых радикальных полу-мейнстримных групп XX века, находясь где-то между психоделией, фанком и настоящим авангардом на шедеврах вроде "Tago Mago" (1971) и "Future Days" (1973).

16. Emerson, Lake & Palmer (ELP)

-35

Они изобрели прог-супергруппу, переопределили понятие классик-рока и довели сценическую яркость и избыточность до комических высот. Объединившись в 1970 году, клавишник Кит Эмерсон (из The Nice), вокалист-басист Грег Лэйк (King Crimson) и барабанщик Карл Палмер (Atomic Rooster) не всегда были самыми совместимыми коллегами — первые двое часто спорили о музыкальном направлении трио. Но это напряжение делало их увлекательными: возмутительные пассажи Эмерсона на Хаммонде и синтезаторах сталкивались с роком Лэйка, ориентированным на риффы и припевы. Да, временами они грешили излишней демонстрацией техники — спору нет. Но когда эти две конфликтующие музыкальные концепции сливались воедино (см. длинные эпики "Tarkus" и "Karn Evil 9"), эффект был магическим.

15. Mike Oldfield

-36

Множество людей знают Майка Олдфилда как "парня из хоррора", указывая на до сих пор жутковатую тему из "Экзорциста", взятую из его дебюта 1973 года "Tubular Bells". Но немногие артисты могут похвастаться более внушительным каталогом — практически все его работы 70-х обязательны к прослушиванию, с альбомами вроде "Hergest Ridge", "Ommadawn", тщательно сведенными в узлы рока, оркестровой музыки, фолка и нью-эйджа. Но там, где многие прог-артисты споткнулись в 80-х, этот человек-оркестр процветал, выпустив некоторые из своих лучших, самых амбициозных работ (как часовая композиция на "Amarok" 1990 года) уже после пика коммерческого внимания.

14. The Mars Volta

-37

"Мы определенно играем электрическую музыку, так что можно назвать это роком", – сказал Омар Родригес-Лопес Rolling Stone в 2005 году. "Я не считаю нас таковыми. Нашу группу описывать не мне". Но музыку The Mars Volta также захватывающе невозможно описать кому-либо еще, она объединяет все разрозненные влияния группы — Фрэнк Заппа, сальса, Siouxsie and the Banshees, даб, пост-хардкор — так, что это сразу ощущается... ими. Ни одна группа не смогла превзойти потрясающий дебютный дуплет Volta, "De-Loused in the Comatorium" и "Frances the Mute" — сюрреалистические концептуальные альбомы, полные звуковых и лирических загадок. Но каждый их альбом несет в себе какую-то мутацию гениальности в своих лабиринтных пейзажах.

13. Van der Graaf Generator

-38

"Я обожал Van der Graaf", – говорил Гедди Ли из Rush в 2018 году, отмечая свою коллекцию винила этой группы 70-х. "У них был мрачный и какой-то задумчивый звук, который мне очень нравился в то время". Но не у всех такой элитный вкус — и еще меньше людей могут выдержать бешеную интенсивность и театральность песен Питера Хэммилла, граничащую с пеной у рта, лучше всего проявленную на шедеврах вроде "Pawn Hearts" (1971) и "Godbluff" (1975). "Идея быть суперуспешной группой была нам противна с самого начала", – сказал Хэммилл The Guardian в 2016 году. "Мы всегда хотели возиться с хаотичным и хриплым материалом". Они действительно это делали, перекидывая мост между симфо-прогом и панком, двумя жанрами, недолго боровшимися за превосходство.

12. Caravan

-39

Четыре столпа Кентербери основали Caravan в 1968 году, выпустив свой психоделический (и часто упускаемый из виду) дебютный альбом в том же году. Вокалист-гитарист Пай Хастингс стал де-факто лидером на протяжении десятилетий, проводя группу через многочисленные смены персонала и стиля — от их игривых ранних работ, определяемых фуззовым органом Дэвида Синклера ("In the Land of Grey and Pink"), через заходы в легкий фьюжн ("Waterloo Lily"), рок с альтом ("For Girls Who Grow Plump in the Night") до более компактного, коммерчески ориентированного материала ("Blind Dog at St. Dunstans").

11. Gong

-40

Первым крупным шагом в карьере Дэвида Аллена было сооснование Soft Machine, группы, которая позже расцвела как джазовая фигура Кентерберийской сцены. Но после того, как австралийскому гитаристу отказали во въезде в Великобританию из-за просроченной визы, он остался в Париже и перестроил всю свою жизнь и музыкальное видение, сформировав причудливую спейс-рок группу Gong. Группа значительно эволюционировала с годами — после временного ухода Аллена в середине 70-х они полностью перешли на фьюжн-звучание с акцентом на перкуссию под руководством Пьера Мерлена. Но их навсегда запомнят по ранней трилогии "Radio Gnome Invisible" ("Flying Teapot", "Angel's Egg", "You"), балансирующей между фэнтезийными текстами и искаженными поп-мелодиями Аллена, космическим "шепотом" Джилли Смит, психоделическими гитарными соло Стива Хилледжа и экзотическими духовыми Дидье Малерба.

10. Tool

-41

Шероховатость и относительная простота дебютного EP Tool, "Opiate" (1992), лишь иллюстрирует масштабность их трансформации. Их шедевры, идущие подряд, "AEnima" и "Lateralus", закрепили за квартетом статус самой влиятельной тяжелой группы своего поколения, черпающей вдохновение больше в психоделии Crimson эры "Red", чем в чем-либо из альт-метала. Инструменталисты — особенно барабанщик Дэнни Кэри, сочетающий точную виртуозность Нила Пирта с мощью Билли Кобэма — обеспечили им высокий прог-статус с размерами, для расшифровки которых нужна степень по математике. А фронтмен Мэйнард Джеймс Кинан привнес человечность, поя о философских и экзистенциальных концепциях с редким сочетанием черного юмора и сердца.

9. Camel

-42

"В юности... три [гитариста] меня по-настоящему вдохновляли", – сказал Стив Ротери из Marillion на церемонии Prog Awards в 2014 году. "Дэвид Гилмор из Pink Floyd, мой хороший друг Стив Хэкетт из Genesis и [Энди Латимер], чей прекрасный, лиричный и эмоциональный стиль игры был постоянным источником вдохновения". Это идеальное описание дара Латимера — он один из самых выразительных гитаристов во всем роке, даже если его редко упоминают в одном ряду с вышеназванными. И этот исполненный вкуса подход применим ко всем, кто прошел через ряды Camel — особенно к квартету начала 70-х, который штамповал классические альбомы один за другим. Группа попала бы в этот список, даже если бы остановилась после "Moonmadness" (1976), последнего из их бесспорных шедевров. Но они выстояли в неоновое десятилетие и дальше, с Латимером у руля — всегда с классом, никогда без показушного блеска.

8. Jethro Tull

-43

"Это какой-то рок, и что бы это 'какое-то' ни было, мне все еще нравится оригинальный термин 1969 года: прогрессивный рок", – сказал Иэн Андерсон в 2013 году. "Но это было с маленькой 'п' и маленькой 'р'. Прог-рок, с другой стороны, имеет иные коннотации — величия и помпезности". Именно эти качества Андерсон пародировал (и, в некоторой степени, воспевал) на перегруженном шедевре Jethro Tull 1972 года "Thick as a Brick". Но менее маниакальная, более изящная проговость скрепляет весь их каталог, включая другие столпы 70-х вроде "Aqualung" (1971) и фолк-рок трилогию "Songs From the Wood", "Heavy Horses" и "Stormwatch". Многие прог-группы были настроены прежде всего выставлять напоказ свое мастерство — и даже если Tull могли переиграть почти кого угодно (см. весь "A Passion Play", например), они никогда не жертвовали мелодией или самоиронией.

7. Gentle Giant

-44

"Люди говорят 'прогрессивный', но я думаю, мы были скорее рок-группой, чем что бы ни значило 'прогрессивный' — рок-группой, которая делала вещи причудливым образом", – сказал вокалист Дерек Шульман. "Но, безусловно, R&B, грув и соул были частью группы, и мы никогда от этого не отходили, даже если люди говорили, что мы староанглийские, 'средневековые', джазовые или еще какие-то". И это часто упускаемый аспект эстетики Gentle Giant: большинство их самых странных ходов (сложные вокальные контрапункты, смена инструментов, запутанные аккордовые последовательности) были заякорены в груве и мелодии. Ключом был постоянный сюрприз — философия, которая питала 11 студийных альбомов за одно десятилетие, включая шедевры вроде "Octopus" (1972) и "Free Hand" (1975). "Мы не хотели, чтобы люди сидели сложа руки и знали, что будет дальше, или чтобы были претенциозные клавишные партии, пытающиеся звучать как симфонический оркестр", – добавил Шульман. "Мы хотели держать людей в напряжении".

6. Rush

-45

"'Для нас это было так аутентично, так реально, так искренне, что мы становились лучше и учились играть эти песни", – вспоминал Нил Пирт из Rush в 2015 году, оглядываясь на эволюцию группы в золотой век прог-претенциозности. Это чувство чистоты всегда было ключевым для канадского пауэр-трио — независимо от эпохи, Rush никогда не играли фальшивой ноты. Это также подпитывало их долголетие: они выжили сквозь панк, новую волну, синти-поп и гранж, впитывая стилистические элементы тут и там, чтобы сохранить свежесть своей музыки. Когда Гедди Ли начал играть на синтезаторах в 80-х, он отнесся к инструменту как к композиционному инструменту, а не как к трюку. И когда гитары Алекса Лайфсона стали тяжелее в 90-х, это ощущалось как органичная реакция на предыдущий шаг. Rush записывали знаковые альбомы в каждую эру, от их чисто проговой вершины конца 70-х ("Hemispheres") до их более гладкого звучания в следующем десятилетии ("Moving Pictures") и триумфа поздней карьеры "Clockwork Angels". Все это было, действительно, "так реально". И по большей части — так чертовски хорошо.

5. Frank Zappa

-46

"Я бы не назвал себя 'прогрессивным роком'", – сказал Фрэнк Заппа MTV в 1984 году. "На самом деле, часто это вообще не рок-н-ролл — просто так получается, что его потребляет рок-н-ролльная аудитория". Он был прав: обширный, пугающий каталог Заппы петляет через классику, эксперименты с Synclavier, авангардный диссонанс, звуковые манипуляции, джаз-фьюжн, R&B, психоделию, звуковую сатиру — единственной реальной связующей нитью является нетрадиционный подход композитора к гармонии и ритму. Но так много его самых любимых работ оказываются смежными с прог-роком, как головокружительные инструментальные пассажи "Hot Rats" (1969) и "One Size Fits All" (1974).

4. Pink Floyd

-47

Недостаток технического мастерства часто может быть благом: Pink Floyd были далеки от виртуозов, но они играли с большей чистой эмоцией, чем почти кто-либо другой на прог-арене, помогая их космическим, лирически острым песням превзойти все сроки годности. Многие фанаты даже ставят под сомнение их место в жанре, вероятно, потому что группа никогда не полагалась на технику, чтобы увлечь аудиторию. С другой стороны, многие фанаты не правы. Амбиции и артистизм связывают весь каталог Floyd — от их психоделических экспериментов конца 60-х с оригинальным лидером Сидом Барреттом ("The Piper at the Gates of Dawn") до их пика 70-х, сфокусированного на концепциях и роскошном продакшене ("The Dark Side of the Moon", "Wish You Were Here").

3. Yes

-48

Yes записали и величайшую песню прогрессивного рока ("Close to the Edge"), и величайший альбом ("Close to the Edge") — трудно кому-либо поспорить с выбором в топ-3. И остальная часть их резюме довольно впечатляет: горстка самых любимых игроков жанра (Стив Хау, Рик Уэйкман, Билл Бруфорд, Крис Сквайр) прошли через их ряды, и почти никто не может сравниться с их долголетием (между "Yes" 1969 года и "The Quest" 2021 года было мало затиший). Конечно, их самая влиятельная работа ("The Yes Album", "Fragile", "Relayer") пришлась на начало и середину 70-х. Но немногие прог-группы смогли пережить такой уровень текучки состава, сравнимый с мыльной оперой, не говоря уже о десятилетиях карьеры. Еще меньше смогли переизобрести себя через новую волну ("Drama") и поп ("90125"). Yes, если позаимствовать название ранней песни, были созданы для "Выживания" ("Survival").

2. Genesis

-49

Классические прог-группы столкнулись с трудным выбором в 80-х: эволюционировать или вымереть. Некоторым это удалось: Yes (временно) с "90125", King Crimson с "Discipline". Но никто не сделал это более органично, чем Genesis, которые сохранили свою целостность, взорвав чарты с одним из самых умных стадионных поп-звучаний десятилетия. Многие прог-фанаты становятся высокомерными, когда речь заходит об эре Фила Коллинза, морща нос от альбомов вроде "Abacab" и "Invisible Touch". Вероятно, у этого элитизма есть более глубокие причины, и у нас здесь нет места их разбирать. Но Genesis выжили, потому что эти песни были прочны, как дубы: мелодичные, причудливые, душевные, все еще плотные благодаря неортодоксальным аккордовым ходам Тони Бэнкса. Между тем, каталог состава 70-х с Питером Гэбриелом — включая симфоническое совершенство "Foxtrot" и "Selling England by the Pound" — не нуждается в защите среди прог-хэдов.

1. King Crimson

-50

Почти невозможно ранжировать "Святую Троицу" прога — они ощущаются как один неразделимый организм, вызывающий поклонение и влияющий практически на всех, кто пошел по их стопам. Решающими факторами должны быть долголетие и последовательность: King Crimson были у самых истоков прог-бума с "In the Court of the Crimson King" 1969 года, и (за исключением нескольких перерывов и одного крупного хиатуса в 70-х) они на самом деле никогда не уходили, а Роберт Фрипп постоянно переизобретал группу в различных конфигурациях: квартет 80-х с влиянием новой волны, шумная "двойная трио" версия в 90-х, разнообразные "проджеКты"-ответвления, масштабный состав с тремя барабанщиками из 10-х. В то время как многие прог-группы довольствуются почиванием на лаврах, перерабатывая старые звуки и буксуя при попытке создать новые идеи, King Crimson упивались неизведанным — всегда стремясь посветить своим фонариком во тьму.

  • 50 имен – это много, но прог-рок настолько богат, что список мог быть и вдвое длиннее. Надеемся, наш рейтинг вдохновит вас переслушать классику или открыть для себя что-то новое. Ждем ваших фаворитов в комментариях!