Найти тему
Extreme Sound

Рик Уэйкман и Yes: история любви-ненависти

**Гениальный клавишник Рик Уэйкман и группа Yes – это история, полная взлетов и падений, начавшаяся еще в начале 70-х. **

Рик Уэйкман – музыкант с огромным послужным списком: от эпических сольных концептуальных альбомов 70-х до работы с Дэвидом Боуи и Black Sabbath. Но наибольшую известность ему принесло сотрудничество с пионерами прог-рока, группой Yes.

Yes
Yes

"Это как Ричард Бертон и Элизабет Тейлор: мы не можем жить друг с другом, но и не можем жить друг без друга”, – так описывает Уэйкман свои запутанные, бурные и часто забавные отношения с Yes.

“Музыка нас объединяла, а все остальное, пожалуй, усложняло жизнь”, – говорит Уэйкман. И действительно, 24/7 находиться с коллегами по работе – испытание не для слабонервных.

На протяжении всего разговора о Yes различные участники группы то и дело возникают в рассказе, словно колоритные персонажи причудливого сериала. Ближе всего Уэйкман к Джону Андерсону, с которым они дважды покидали группу, он с теплотой отзывается о Стиве Хау, Крисе Сквайре, Алане Уайте и Билле Бруфорде. Альбом "90125", на котором он не играл, Уэйкман считает важнейшим в карьере группы (“Он спас Yes"), высоко отзывается о Треворе Рэбине и, как оказалось, является большим поклонником дуэта Buggles, которые в один из самых странных периодов Yes заменили его и Андерсона.

Уэйкман признаётся, что, даже не будучи в составе группы, всегда покупал каждый их альбом, “потому что я тоже фанат Yes”. Хотя, возможно, он больше никогда не будет играть с ними, а его сольная карьера и сессионная работа принесли ему миллионы проданных пластинок, именно с Yes он всегда будет ассоциироваться – как музыкант, чье мастерство обогатило песни, ставшие частью золотого фонда рок-н-ролла.

Рик Уэйкман (в центре) со своей группой the Strawbs
Рик Уэйкман (в центре) со своей группой the Strawbs

Первая встреча Уэйкмана с Yes произошла в 1970 году в Халле. Он играл там с группой Strawbs, и Yes выступали с ними на одной сцене. “Остальные ребята из Strawbs вернулись в пансион, а я остался послушать”, – вспоминает Уэйкман. Его поразило, насколько Yes отличались от других групп.

Вскоре после этого Уэйкман дал интервью журналу Melody Maker, в котором поделился своей амбицией: привнести в рок-музыку более оркестровое звучание. “В два часа ночи мне позвонил Крис Сквайр…”, – вспоминает Уэйкман. – “Он сказал: “Привет, это Крис Сквайр”, а я ответил: “Ты знаешь, сколько сейчас времени?” Он ответил: “Подожди минутку, я посмотрю”, – отошел от телефона, а потом вернулся и сказал: “Сейчас два часа… В общем, мы все читали твою статью в Melody Maker. Мы решили немного изменить состав и двигаться в сторону более оркестрового рока. Не хотел бы ты присоединиться к группе?”

Так начался плодотворный период для Уэйкмана и Yes. С 1971 по 1975 год группа записала альбомы "Fragile", "Close To The Edge", "Tales From Topographic Oceans" и концертный тройник "Yessongs", а Уэйкман выпустил сольные пластинки "The Six Wives Of Henry VIII", "Journey To The Centre Of The Earth" и "The Myths And Legends Of King Arthur".

Однако именно альбом "Tales From Topographic Oceans", состоявший из четырёх длинных композиций, стал причиной первого ухода Уэйкмана из Yes. К концу тура в поддержку альбома он был разочарован как некоторыми музыкальными решениями, так и отношениями внутри группы.

“Если говорить прямо, мы были хиппи, которые постоянно курили травку, а Рик был любителем пабов”, – вспоминает Крис Сквайр.

Уэйкман, в свою очередь, начал протестовать против некоторых моментов "Tales…", заказывая прямо на сцену карри во время затянутых инструментальных секций.

“На виниле можно было уместить максимум 19 минут на сторону”, – говорит Уэйкман. – “Мы подготовили четыре композиции; были хорошие песни, интересные темы. Но некоторые вещи длились по восемь минут, некоторые – по 15, одна – 12. У нас было слишком много материала для одного альбома, но недостаточно для двойного. Если бы мы сократили его до одного диска, получился бы отличный альбом. Но в итоге мы стали накидывать лишнее, почти джемовали в студии, говоря: “Да, сойдет, оставляем”. Я спорил: “Мы не можем так поступить”. Но меня переголосовали, и я был расстроен. Это была очень сложная ситуация. Мы закончили альбом, и он мне не понравился, потому что я слышал все эти натянутые места. Это был очень странный альбом. Фанаты Yes его либо любили, либо ненавидели, и я был одним из тех, кто его ненавидел.”

Уэйкман заявил группе о своём уходе, но никто не воспринял его слова всерьёз. Он был в Девоне, на своей ферме. “Это было 18 мая 1974 года. Я точно это знаю, потому что у меня был день рождения… Он (менеджер Yes Брайан Лейн) сказал: “Ты должен быть на репетиции”. Я ответил: “Брайан, я ушел”. Он переспросил: “Ты действительно ушел?”. Я подтвердил: “Да, я действительно ушёл”. Положил трубку. Через две минуты зазвонил телефон, это был Терри О’Нил из A&M Records. Он сказал: “У меня отличные новости. “Journey To The Centre Of The Earth” – номер один, это первый альбом A&M, который возглавил чарты Великобритании”. Я ответил: “Хорошо”. Он сказал: “Ты звучишь не очень-то радостно, а мы тут все празднуем”. Я ответил: “Терри, это должно остаться между нами, но две минуты назад я официально ушел из Yes.” Он воскликнул: “Вот черт!”. А я добавил: “Да, и у меня сегодня день рождения…”

Сольные проекты Уэйкмана поражали масштабностью даже на фоне амбициозных работ Yes. Он тратил заработанные деньги с такой же скоростью, с какой их получал.

Осенью 1976 года Уэйкману позвонил Джон Андерсон. Он был в Швейцарии вместе с Yes и предложил Уэйкману послушать пару новых песен.

“Через пару дней прислали кассету с демо Джона, только голос и гитара, песни “Going For the One” и “Wondrous Stories”, – вспоминает Уэйкман. – “Я подумал: “Черт возьми, вот куда нужно было двигаться после “Yessongs”!”. Я позвонил Джону. Он был в отеле Inn Du Lac в Монтрё. Я сказал: “Классные песни, Джон, что тебя на них вдохновило?”. Он ответил: “Не хочешь приехать и сыграть на них?”.

Yes на сцене в Нью-Йорке в 1977 году
Yes на сцене в Нью-Йорке в 1977 году

“Going For The One” стал еще одним знаковым альбомом Yes, содержащим композицию “Awaken”, которая, возможно, является вершиной творчества группы. В самый разгар панк-революции группа записала и выпустила альбом "Tormato"

“Я всегда говорил, что “Tormato” – отличный альбом, просто ужасно сведенный”, – говорит Уэйкман. – “Мы никак не могли прийти к общему знаменателю насчет звука. Нас было пятеро, и продюсеров было пятеро, так что над ним трудились десять пар рук. В итоге он получился плохо сжатым, в нем нет контраста. Конечно, в это время на сцену выходила панк/нью-вейв эра. Мы отправились в тур. Дела шли хуже, времена менялись”.

И снова взаимоотношения Уэйкмана и Yes зашли в тупик.

“Мы приехали в Париж, чтобы записать новый альбом, – рассказывает Уэйкман. – К тому времени в группе образовались фракции. Крис и Стив в основном писали вместе, а мы с Джоном – тоже вместе. Алан Уайт метался то на одну, то на другую сторону. На нас сильно давила звукозаписывающая компания, которая не знала, какое место прог-рок будет занимать в мире музыки. Я помню, как Ахмет Эртегюн (глава Atlantic Records) приехал в Париж, остановился в отеле “George V”, и мы все отправились к нему на ужин. Он был сильно обеспокоен и предложил нам, возможно, подумать иначе, что-то изменить, и это еще больше усугубило раскол. Алан пошел кататься на коньках и сломал ногу, что довольно непросто для барабанщика, и в течение пяти минут все собрали вещи и уехали домой. Мы с Джоном отправились в маленькое кафе недалеко от студии, где как следует напились. Мы, наверное, выпили бутылку кальвадоса. К концу вечера Джон был на грани слёз. Он сказал: “Это не Yes, это не та музыка, о которой я мечтал. Это превращается в соревнование амбиций. Я не могу быть частью этого, я должен уйти”. Я сказал: “Джон, если ты уходишь, то и я уйду, потому что без тебя у меня нет ни единого шанса".”

В ходе смелого, а может быть, отчаянного хода Андерсона и Уэйкмана заменили Джефф Даунс и Тревор Хорн из синти-поп дуэта The Buggles. Результирующий альбом “Drama” стал, пожалуй, самой низкой точкой Yes, но именно Хорн, волшебник звукозаписи, и новый гитарист Тревор Рэбин сыграли ключевую роль в следующем альбоме “90125”.

“Я не участвовал в его записи, но этот альбом спас группу”, – говорит Уэйкман. – “Если бы Тревор Рэбин и Тревор Хорн не взяли быка за рога, Yes бы умерли. Так что это был, пожалуй, самый важный альбом, который когда-либо записывали Yes”.

После прохладного приема следующего альбома “Big Generator” Джон Андерсон ушел, чтобы работать над сольным проектом под названием “Montserrat”, и начался последний акт долгого сотрудничества Уэйкмана с Yes. Бывших участников Yes стало больше, чем действующих. Сольный проект Андерсона трансформировался в Anderson Bruford Wakeman Howe, которые записали два альбома и отправились в турне с программой “Вечер музыки Yes”, в то время как Крис Сквайр вместе с Тони Кэем и Аланом Уайтом играл в Yes, которые были известны как “Yes West”, потому что они базировались в Калифорнии. После некоторых менеджерских махинаций две половины были объединены в громоздкое целое для проекта “Union”. Был записан альбом и организован тур, во время которого Anderson, Bruford, Wakeman и Howe играли первое отделение, а Yes вместе с Андерсоном – второе. Уэйкман утверждает, что слушал альбом “Union” всего один раз, прежде чем выбросить кассету из окна машины.

Стив Хоу из Yes, Рик Уэйкман и Джон Андерсон записывают альбом Fragile 1971 года в Лондоне
Стив Хоу из Yes, Рик Уэйкман и Джон Андерсон записывают альбом Fragile 1971 года в Лондоне

“Несмотря на то, что альбом был провальным, тур прошел фантастически”, – говорит Уэйкман. – “Каким-то образом это сработало. Не спрашивайте меня как, там были свои подводные течения, но, надеюсь, мне удалось со всеми поладить. Я ехал туда, чтобы получить удовольствие, потому что с самого начала мне намекнули, что менеджмент “Yes West” знал, что им нужен Джон, и все это было затеяно, чтобы вернуть его. Мне понравился тур, он был просто потрясающим. А когда он закончился, кажется, в Японии, у меня было много дел. На этом все и закончилось”.

Но Yes не были бы Yes, если бы на этом все закончилось. Уэйкман и Хау воссоединились с группой для трех концертов в театре Фримонт в Сан-Луис-Обиспо и приняли участие в записи двух новых песен, которые вошли в альбом “Keys To Ascension”.

“Мы оказались в одной комнате, – говорит Уэйкман. – У Yes было три менеджера, и все они боролись за влияние. У меня его особо не было, но у меня был запланирован сольный тур. Короче говоря, они запланировали турне. Они сказали, чтобы я отменил свой. Но за отмену пришлось бы платить огромные штрафы, и все такое, и вообще, вы же знали о моих обязательствах. Так что идите вы к черту”.

В последний раз он вернулся в 2002 году. Последовало два года гастролей, которые стали для него самыми счастливыми в составе группы. Теперь все они были зрелыми музыкантами, способными по-новому взглянуть на свое творческое наследие.

“Технологии ушли вперед, инструменты ушли вперед, и, я думаю, мы все в какой-то степени повзрослели, – говорит он. – Было интересно посмотреть, как развивались некоторые старые классические вещи, и у меня тоже были идеи. Мы репетировали в Сиэтле, и с самого начала было очевидно, что у нас все получится, причем очень быстро. И в те годы – 2003, 2004 и начало 2005, когда мы непрерывно гастролировали, – группа была на пике формы. Мы были почти нахальны. Мы были хороши, и мы знали это. Это было самое подходящее время для воссоединения этого состава”.

Они начали обсуждать запись нового альбома, но Андерсон серьезно заболел после приступа астмы, и Уэйкман проголосовал против продолжения гастролей без него, но его голос оказался единственным.

“Было очевидно, что Джону потребуется довольно много времени, чтобы восстановиться, – говорит Уэйкман. – Я хотел подождать. Стив, Крис и Алан меня переголосовали, что абсолютно нормально, потому что у нас в группе демократия. Они хотели найти другого вокалиста, а я сказал: “Ну, если вы собираетесь это делать, то я не пойду с вами. Я считаю, что это неправильно и с моральной, и с музыкальной точки зрения”. Я встретился с Крисом в Лондоне, мы поговорили. Он попросил меня кого-нибудь порекомендовать, и единственными двумя людьми, которых я мог порекомендовать, были мои сыновья. Адам уже играл с группой и знает песни, но он был безумно рад работать с Оззи Осборном. Оливер записал акустический альбом со Стивом Хау. Следующее, что я помню, это звонок от Оливера: “Как ты к этому отнесешься, папа?”. Я сказал: “Ты мне ужин задолжал, сынок…” Вот и все”.

Так закончилась история Уэйкмана и Yes. Или нет? Возможно, даже сам Рик Уэйкман этого не знает. Как бы он ни был занят, Yes – это красная нить, которая проходит через всю его жизнь.

Злополучный состав Yes's Union
Злополучный состав Yes's Union

“Интересно то, что на самом деле я уходил только дважды, – говорит он в завершение. – В 1974 году из-за музыки. А потом с Джоном, в конце 1979 года, опять же из-за музыки. Все остальные разы это было из-за обстановки внутри группы или менеджмента. И в ответ на ваш следующий вопрос, ответ – нет. Ни за что на свете. Yes были на пике с 2002 по 2005 год, и мы уже не сможем вернуться к этому. Я хочу сохранить это воспоминание о том, что я был частью группы, когда она была в лучшей форме”.

Он делает паузу, подбирая идеальные заключительные слова. “Знаете что?”, – говорит он. – “Если бы мы были собакой, то мы бы выиграли “Крафт”…”

"Крафт" – это сокращенное название знаменитой выставки собак Крафтс (Crufts Dog Show), которая ежегодно проводится в Великобритании. Это одно из самых престижных событий в мире собаководства, где лучшие представители пород со всего мира состязаются за звание чемпиона.