Найти в Дзене
Extreme Sound

Ultravox: Не Синти-Поп, а Прог-Рок? Секрет хитов и неожиданные признания

Оглавление

(В основе этой статьи – интервью, которое для журнала Prog взял Крис Робертс)

Многие знают Ultravox как икону синти-попа 80-х. Но что, если мы скажем вам, что сами музыканты видели себя… в стане прог-рока? Мидж Юр и Билли Карри, спустя 40 лет после выхода их прорывного альбома «Vienna», раскрывают карты и объясняют, почему их музыка – это нечто большее, чем просто синтезаторные мелодии.

В 2020 году Ultravox выпустили юбилейный бокс-сет своего культового альбома «Vienna». И хотя их принято считать флагманами синти-попа, Мидж Юр и Билли Карри воспользовались случаем, чтобы расставить все точки над «i»: они всегда ощущали себя ближе к прогрессивному року, чем к «новым романтикам».

Прог-Рок Корни и Несостоявшееся Сотрудничество с Rush

У Миджа Юра есть убойная история, подтверждающая его «проговые» симпатии. «Однажды меня попросили встретиться с Rush, чтобы обсудить возможность моего продюсирования их альбома», — рассказывает он. «Они были большими поклонниками Ultravox. Я прилетел в Торонто, мы отлично поужинали. Потом заговорили об их альбоме. Они спросили, каким я вижу его звучание. И я ответил: "Я бы его упростил"».

-2

Юр от души смеется. «Достаточно сказать, что на следующий день я уже летел домой! Но все было нормально; я должен был быть честен. Они были блестящими музыкантами, и мы могли бы записать отличный альбом…»

Мидж вспоминает, как его старший брат часто слушал «Roundabout» группы Yes, но добавляет: «Слишком много нот, как сказали Моцарту в фильме. Хотя это вовсе не слишком много нот – просто у меня нет такого навыка. Я просто не смог бы делать то, что делают парни из прог-рока». Он даже приводит в пример слова своего друга-барабанщика из прог-группы: «Считаешь до 19 с половиной, а потом бьешь в тарелку». «Но знаете что, — добавляет Юр, — Билли очень увлекается текстурами, увеличенными нонами и интеграцией классических структур…»

И это правда. Билли Карри и Мидж Юр здесь, чтобы поговорить о 40-летнем юбилейном издании альбома «Vienna» – коммерческого прорыва группы, который обычно называют «классикой синти-попа». Но это определение слишком узко.

«Vienna»: Больше, Чем Просто Электроника

Альбом «Vienna» действительно помог синтезаторам пробиться в чарты, а одноименный сингл стал водоразделом. Но это была глубоко оригинальная и дальновидная запись. От семиминутного инструментального вступления «Astradyne» до провидческого электро в «Mr X», группа новаторски смешивала звуки и стили. Вместе с недооцененными мультиинструменталистами Крисом Кроссом и Уорреном Канном, Юр и Карри расширили словарный запас и палитру рока.

-3

Ultravox к тому моменту уже пережили своего рода воскрешение. После того как Island Records разорвали с ними контракт в '78, а Джон Фокc и Робин Саймон ушли, группа оказалась на распутье. Карри (скрипка, альт, клавишные) играл с Tubeway Army. Юр – человек многогранный – успел побывать на вершине чартов с Slik, добиться скромного успеха с Rich Kids и даже поработать гитаристом в туре с Thin Lizzy. Затем пара начала сотрудничать в студийном проекте Visage.

«Мы отлично сработались в Visage, — говорит Карри. — Поэтому я и пригласил Миджа в Ultravox. Этот состав стал более сплоченным, мы объединяли идеи. Оглядываясь назад, мы нашли свое собственное звучание; другие "электронные" группы не использовали "живые" инструменты наряду с синтезаторами. Мы были так рады продолжать как группа, что выложились по полной».

Лейбл Chrysalis быстро подписал обновленную группу. Но сейчас мало кто помнит, что сама «Vienna» была лишь третьим синглом с альбома 1980 года, после «Sleepwalk» и «Passing Strangers». И только когда сингл вышел в январе 1981 года (печально известный тем, что его удерживали на втором месте сначала «Woman» Джона Леннона, а затем три недели «Shaddap You Face» Джо Дольче), продажи альбома взлетели.

-4

"Казалось бы, парадокс: Билли Карри, один из авторов хита "Vienna", изначально был против выпуска этой песни как отдельного сингла. «Это такая странная штука. Чудо, что он вообще стал успешным!» – признается он. Дело в том, что Карри видел в "Vienna" нечто большее, чем просто потенциальный хит. Для него это был глубокий, атмосферный альбомный трек, почти кинематографическая зарисовка с фортепиано, скрипкой и альтом. Он опасался, что такая нестандартная для радиоэфира композиция будет непонята, раскритикована и не найдет своего слушателя в качестве сингла. «Я стал ее защищать... не хотел, чтобы ее раскритиковали!» – вспоминает музыкант. Поэтому, когда вопреки его опасениям песня взлетела на вершины чартов и продавалась по 30 000 копий в день, это вызвало у него «странное чувство» – смесь удивления, радости и осознания, что его "жемчужина" неожиданно для него самого стала всенародным хитом."

Европейское Влияние и Гений Конни Планка

Юр был взволнован присоединением к группе, которую считал «опережающей время». «Они создавали те звуки, которые я пытался добиться с Rich Kids, но моя покупка синтезатора в '78 фактически расколола ту группу».

В песне «New Europeans» он поет бессмертную строчку: «Его современный мир вращается вокруг песни синтезатора». В то время некоторые панк-рокеры считали синтезаторы исчадием ада. «О да, очень даже», — усмехается Юр. «Помню, на ранних альбомах Queen было написано "без синтезаторов"! Их считали шуточным инструментом. Только немецкие краутрок-группы – Can, Kraftwerk, Neu! – использовали их серьезно и интересно».

Продюсер Конни Планк был настоящим авторитетом в этой области. «Когда я присоединился, ребята уже работали с Конни над "Systems Of Romance". И они такие: "Кого бы нам позвать продюсировать этот альбом?" А я тихо сидел в углу и думал: "Эм, я бы с удовольствием поработал с Конни Планком!" Я так хотел научиться продюсированию... нет лучшего способа, чем находиться в одной комнате с кем-то вроде Конни и учиться путем "осмоса"».

-5

«Мы много гастролировали по Европе, — добавляет Карри. — Мы знали о Kraftwerk; мы уловили европейское настроение. Конни еще больше расширил наши горизонты. Он знакомил нас с людьми. Хольгер Чукай заглядывал в студию. Я до сих пор помню, как Конни впервые поставил нам Neu! Я даже интересовался Штокхаузеном. Мне нравились Барток и Шенберг. Сама "Vienna", однако, для меня родом из конца XIX века… Декаданс, ее преследующая утонченность».

Человеческий Фактор Против Цифровой Точности

Успех «Vienna» стал важным фактором превращения синтезаторов в неотъемлемую часть поп-музыки. Однако именно уникальное сочетание «аутентичных» и «искусственных» звуков придавало величие ее архитектуре. Юр подчеркивает: «Если прислушаться, там повсюду гитара! Потому что я в первую очередь гитарист. И это отчасти то, что заставляет ее работать – некая расслабленность. Машины тогда не интегрировались, не "общались" друг с другом. Все не было так зафиксировано и абсолютно синхронизировано, как сейчас. Все игралось людьми, которые текучи. Так что все было немного "не так", немного "скользко". Это то, что делает хорошая группа».

«Все говорят, что "Vienna" – электронный трек. И да, там есть электронные барабаны и синтезированный бас, но в основном это пианино, скрипка и альт. Кажется, все это упускают из виду. Эти странные сочетания, взаимодействия и сделали Ultravox такими, какими они были».

Несмотря на все трудности – разрыв с лейблом, долги – группа оказалась в «невероятно креативном маленьком пузыре». «Никто не был так ошеломлен, как мы, когда это достигло коммерческого рынка. Это превзошло все наши мечты, что нечто столь странное, как "Vienna", сделает то, что сделало!»

А правда ли, что когда «Vienna» играла в студии, пока он пытался написать текст, Юр сказал Планку: «Это ничего для меня не значит»? Юр смеется: «Это диснеевщина! Может, это и случилось, но… нет, не случилось. На самом деле, это была первая строчка, которая пришла мне в голову, вместе с "Oh Vienna". Затем мы четыре дня создавали ее в репетиционной студии».

Наследие и Взгляд в Будущее (или Прошлое?)

Какое место «Vienna» занимает для Карри среди всей созданной им музыки? «Очень высокое. Я помогал [ремиксеру] Стивену Уилсону с бокс-сетом, и я горжусь им. Хотя, думаю, я достиг пика на альбоме "Quartet"».

«Я думаю, все, что так сильно меняет твою жизнь, должно считаться значительным», — размышляет Юр, чья разнообразная карьера – от Band Aid до сольного успеха – была выдающейся по любым меркам. «Это происходит с тобой; ты не можешь это контролировать. Это палка о двух концах. Это подняло группу на большие площадки, дало нам новые инструменты – все отлично. Но потом все ждут "Vienna 2" или "Vienna 3", что мы отказались делать».

«Думаю, следующий альбом, снова с Конни, "Rage In Eden", — более интересный. "Vienna" — это знаковый момент, но это далеко не лучшая песня, которую я написал, или лучшая музыка, которую я сыграл. Мои фавориты — это обычно те, что "ускользнули"…»

А как вы относитесь к Ultravox? Считаете их пионерами синти-попа или недооцененными прог-рокерами? Делитесь своим мнением в комментариях!