Краут-рок – это не просто музыка, это целая вселенная, рожденная в Западной Германии на рубеже 60-х и 70-х годов. Психоделический рок, электронная музыка, авангард, джаз, фанк – всё это смешалось в уникальном коктейле, бросив вызов традиционному року и навсегда изменив музыкальный ландшафт.
В этой статье мы познакомим вас с десятью культовыми группами краут-рока 70-х, без которых невозможно представить современную музыку. Это не рейтинг, а скорее путеводитель по самым ярким представителям жанра, каждый из которых внес свой неповторимый вклад в его развитие. Мы также подскажем, с каких песен и альбомов лучше начать знакомство с их творчеством.
1. Kraftwerk: от автобана до компьютерного мира
Kraftwerk – пожалуй, самая известная и влиятельная группа краут-рока. Пионеры электронной музыки и синти-попа, они вдохновили бесчисленное множество артистов разных жанров и поколений. Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер основали Kraftwerk в 1970 году. Используя синтезаторы, драм-машины, вокодеры и другие электронные инструменты, они создали минималистичную, роботизированную и футуристичную музыку. Среди их культовых альбомов – Autobahn (1974), Trans-Europe Express (1977), The Man-Machine (1978) и Computer World (1981).
Рекомендуем послушать:
- Autobahn: 22-минутная эпопея, имитирующая поездку по немецкому автобану, с запоминающимися мелодиями, эмбиентными звуками и вокалом.
- The Model: классика синти-попа с цепляющими хуками, сухим юмором и безупречным продакшеном.
- Radioactivity: тревожная и гипнотическая песня о ядерной угрозе, со звуками счетчика Гейгера и азбукой Морзе.
2. Can: эклектика и импровизация
Can – еще одна влиятельная группа, образованная в 1968 году. Их эклектичный стиль сочетал элементы рока, джаза, фанка, мировой музыки и авангарда. Состав Can постоянно менялся, но ядро составляли Хольгер Цукай (бас, магнитофон), Ирмин Шмидт (клавишные), Яки Либецайт (ударные) и Михаэль Кароли (гитара). Они также сотрудничали с разными вокалистами, включая Малкольма Муни и Дамо Сузуки.
Рекомендуем альбомы Tago Mago (1971), Ege Bamyasi (1972), Future Days (1973) и Soon Over Babaluma (1974).
А начать знакомство можно с песен:
- Halleluwah: 18-минутный шедевр, демонстрирующий импровизационные навыки Can.
- Vitamin C: заводная и энергичная композиция с запоминающимся барабанным рисунком.
- I Want More: единственный хит Can, вдохновленный диско.
3. Neu!: гипнотический мотор
Neu! – дуэт Клауса Дингера и Михаэля Ротера, бывших участников Kraftwerk, образовавшийся в 1971. Их минималистичный и репетитивный стиль, построенный на "моторике" – ровном, гипнотическом ритме, создавал ощущение движения и скорости. Эксперименты с фидбэком, магнитной лентой и другими эффектами добавляли музыке атмосферности и эмбиента.
Три альбома 70-х – Neu! (1972), Neu! 2 (1973) и Neu! '75 (1975) – стали настоящим прорывом и повлияли на пост-панк, нью-вейв, инди-рок и пост-рок.
Ключевые треки:
- Hallogallo: квинтэссенция "моторика" – ровный ритм, простой гитарный рифф и взлетающая мелодия.
- Hero: прото-панк с бешеным темпом и искаженной гитарой.
- Isi: мелодичная и мечтательная композиция с синтезаторным арпеджио.
4. Faust: авангард и эксперименты
Faust, образовавшаяся в 1971, стремилась к радикально новой музыке. Их авангардный стиль раздвигал границы музыкального искусства. Нестандартные инструменты – пилы, молотки, дрели – создавали шум и искажения. Манипуляции с магнитной лентой, коллажи и монтаж делали композиции сложными и непредсказуемыми.
Альбомы Faust (1971), So Far (1972), The Faust Tapes (1973) и Faust IV (1973) повлияли на индастриал, нойз и эмбиент.
Рекомендуем послушать:
- Why Don’t You Eat Carrots: 10-минутный коллаж, открывающий дебютный альбом, – смесь разных песен, звуков и жанров.
- It’s a Rainy Day, Sunshine Girl: запоминающаяся и причудливая песня с простой фортепианной мелодией.
- Krautrock: 12-минутный инструментал с гипнотическим ритмом и искаженной гитарой.
5. Tangerine Dream: космические пейзажи
Tangerine Dream, основанная Эдгаром Фрезе в 1967, создавала электронную и эмбиентную музыку с космическим и мистическим звучанием. Синтезаторы, секвенсоры, клавишные и другие электронные устройства в сочетании с импровизацией формировали динамичные и развивающиеся композиции.
Альбомы Electronic Meditation (1970), Phaedra (1974), Rubycon (1975), Stratosfear (1976) считаются пионерскими в жанрах эмбиент, нью-эйдж и электронной музыки.
Рекомендуем послушать:
- Phaedra: 17-минутная эпопея с пульсирующим секвенсором и парящим синтезатором.
- Rubycon Part One: 17-минутный трек с темным и таинственным синтезатором и ритмичной перкуссией.
- Stratosfear: 10-минутный трек с запоминающимся и мелодичным синтезатором и грувовым басом.
6. Cluster: теплота минимализма
Cluster, образованный в 1971 году Хансом-Йоахимом Ределиусом и Дитером Мёбиусом (бывшими участниками Kluster), известен своим минималистичным и эмбиентным стилем, создающим теплую и органичную атмосферу. Синтезаторы, клавишные, гитары и другие инструменты использовались для создания простой и гармоничной музыки. Лупы, дроны и эффекты добавляли текстуру и многослойность.
Альбомы Cluster (1971), Zuckerzeit (1974), Sowiesoso (1976) и Grosses Wasser (1979) повлияли на развитие эмбиента, электронной и экспериментальной музыки.
Рекомендуем послушать:
- Caramel: 3-минутный трек со сладким и мелодичным синтезатором и нежной гитарой.
- Sowiesoso: 9-минутный трек с теплым и гармоничным синтезатором и успокаивающей гитарой.
- Hollywood: 4-минутный трек с запоминающимся и фанковым синтезатором и грувовым басом.
7. Popol Vuh: духовные странствия
Popol Vuh, основанная Флорианом Фрике в 1970 году, создавала духовную и эфирную музыку, наполненную сакральным и мистическим звучанием. Синтезаторы, клавишные, гитары в сочетании с вокалом, песнопениями и хорами создавали неповторимую атмосферу.
Альбомы In den Gärten Pharaos (1971), Hosianna Mantra (1972), Einsjäger & Siebenjäger (1974) и Aguirre (1975) вдохновили эмбиент, нью-эйдж и world music.
Рекомендуем послушать:
- In den Gärten Pharaos: 17-минутный трек с гипнотическим и дроновым синтезатором и племенной перкуссией.
- Hosianna Mantra: 10-минутный трек с прекрасным и безмятежным фортепиано и небесным вокалом.
- Aguirre I: 7-минутный трек с величественным и меланхоличным синтезатором и хоровым вокалом.
8. Amon Düül II: психоделический вихрь
Amon Düül II, образовавшаяся в 1968 году из музыкальной коммуны, играла психоделический и прогрессивный рок, создавая дикое и авантюрное звучание. Гитары, клавишные, ударные и другие инструменты использовались для создания сложной и разнообразной музыки. Вокал, тексты и эффекты добавляли нарратив и экспрессию.
Альбомы Phallus Dei (1969), Yeti (1970), Tanz der Lemminge (1971) и Wolf City (1972) повлияли на психоделический рок, прогрессивный рок и хард-рок.
Рекомендуем послушать:
- Phallus Dei: 20-минутный трек с тяжелой и искаженной гитарой, мощными ударными и кричащим вокалом.
- Archangel Thunderbird: 3-минутный рок-трек с запоминающейся гитарой и энергичными ударными.
- Surrounded by the Stars: 8-минутный трек с мелодичным и космическим синтезатором, грувовым басом и причудливым вокалом.
9. Ash Ra Tempel: космический транс
Ash Ra Tempel, основанная в 1971 году Мануэлем Гёттшингом, Хартмутом Энке и Клаусом Шульце (бывшим участником Tangerine Dream), известна своим космическим и эмбиентным стилем, создающим атмосферу космического транса. Гитары, синтезаторы, ударные и другие инструменты использовались для создания атмосферной и ритмичной музыки. Импровизация, модуляция и эксперименты добавляли динамику и развитие композициям.
Альбомы Ash Ra Tempel (1971), Schwingungen (1972), Join Inn (1973) и Starring Rosi (1973) повлияли на спейс-рок, эмбиент и электронную музыку.
Рекомендуем послушать:
- Amboss: 19-минутный трек с парящей гитарой, пульсирующим синтезатором и мощными ударными.
- Schwingungen: 19-минутный трек с мелодичной гитарой, мерцающим синтезатором и мягкими ударными.
- Daydream: 5-минутный трек со сладкой и мечтательной гитарой, нежным синтезатором и очаровательным вокалом.
10. Harmonia: электронная элегантность
Harmonia, образовавшаяся в 1973 году Михаэлем Ротером (ex-Neu!) и Хансом-Йоахимом Ределиусом и Дитером Мёбиусом (Cluster), создавала минималистичную и электронную музыку с плавным и элегантным звучанием. Синтезаторы, гитары, клавишные и другие инструменты использовались для создания простой и гармоничной музыки. Лупы, дроны и эффекты добавляли текстуру и многослойность.
Альбомы Musik von Harmonia (1974) и Deluxe (1975) повлияли на эмбиент, электронную музыку и инди-рок.
Рекомендуем послушать:
- Watussi: 6-минутный трек с запоминающимся и ритмичным синтезатором, грувовой и мелодичной гитарой.
- Deluxe (Immer Wieder): 9-минутный трек с фанковым синтезатором, рок-гитарой и энергичными ударными.
- Sehr Kosmisch: 10-минутный трек с теплым и успокаивающим синтезатором, нежной гитарой и минималистичными ударными.
Заключение: путешествие в мир краут-рока
Это лишь 10 из множества групп, составляющих феномен краут-рока. Они – одни из самых влиятельных и инновационных, сформировавших не только историю, но и будущее музыки. Надеемся, этот небольшой экскурс вдохновит вас на собственные открытия в удивительном мире краут-рока!