На фоне непрекращающейся активности злоумышленников особенно остро встаёт вопрос цифровой зрелости сотрудников. Цифровая зрелость сотрудников — это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют сотруднику эффективно, безопасно и ответственно работать в цифровой среде. В центре цифровой зрелости — осведомлённость: постоянно поддерживаемая, развивающаяся, связанная с деловыми процессами и корпоративной культурой организации.
Практика специалистов по информационной безопасности и различные исследования всё убедительнее показывают: человеческий фактор остаётся одним из ключевых источников инцидентов ИБ:
- 85% ИT-специалистов считают основной причиной киберугроз для инфраструктуры человеческий фактор
Недостаточная цифровая зрелость сотрудников, незнание элементарных правил цифровой гигиены, доверчивость к фишинговым письмам — всё это делает даже самую технологически оснащённую компанию уязвимой.
В этой связи, последнее время все большее количество специалистов по ИБ серьезно задумывается о выстраивании системы мероприятий по повышению осведомленности, направленных на формирование цифровой зрелости сотрудников. Давайте разберем, как может выглядеть система мероприятий по повышению осведомленности в организации.
1. Информирование: фундамент цифровой зрелости
Первым шагом в формировании цифровой зрелости становится регулярное информирование сотрудников о рисках, угрозах и их возможном влиянии на бизнес. Важно, чтобы формат подачи информации соответствовал деловой среде:
- One-page справки— короткие, сфокусированные на сути материалы, содержащие описание актуальной угрозы или кейса с инцидентом (не обязательно происшедшим в вашей организации), примеры и рекомендации по действиям.
- Pitch deck-презентации — краткие визуальные доклады для руководства и ключевых подразделений, нацеленные на быстрое понимание угроз и принятие решений (могут периодически проводится на оперативных совещаниях).
Такие материалы позволяют превратить абстрактные понятия ИБ в конкретные сценарии, понятные сотрудникам любого уровня.
2. Информационные рассылки: регулярность и заточенность под аудиторию
Информационные рассылки являются важным каналом распространения полезной информации, особенно если они:
- Адаптированы под целевую аудиторию: отдельные блоки для ИБ (ИТ)-специалистов и для широкого круга сотрудников.
- Включают в себя актуальные кейсы, советы по поведению (в т.ч. и с точки зрения бытовой цифровой гигиены – как обезопасить использование
мессенджеров и т.п.), предупреждения о фишинговых атаках и изменениях в правилах ИБ компании.
Хорошо структурированная рассылка формирует привычку к постоянному вниманию к вопросам ИБ.
3. Изменения законодательства: вовлечение всех уровней
Один из важных аспектов цифровой зрелости — способность быстро адаптироваться к меняющейся нормативной среде. Изменения в законодательстве по ИБ следует доносить:
- до руководства — с акцентом на стратегические и юридические риски.
- до всех сотрудников — в виде кратких пояснений, как изменения повлияют на их повседневную работу.
В целом, обзоры изменений законодательства периодически публикуются в специализированных изданиях по информационной безопасности. Например, в каждом номере журнала InformationSecurity их ведет независимый эксперт в ИБ, работающий на стороне заказчика. Подобные обзоры выпускают и интеграторы. Однако, рекомендую учитывать специфику их деятельности и критически относиться к сделанным ими выводам.
Вы можете адаптировать материалы таких обзоров в виде кратких справок под специфику организации и периодически рассылать их сотрудникам.
4. Обучающие курсы и тренинги: развитие умений и привычек
Обучение — это следующий уровень после информирования. Оно позволяет закрепить знания. Важно различать:
Внутренние курсы и тренинги — разработанные с учётом специфики компании, её рисков и инфраструктуры.
По опыту автора:
- На практике обычно применяется два формата курсов – общий курс по ИБ охватывающий основные принципы ИБ организации и назначаемый для прохождения всем сотрудникам и специализированные курсы заточенные под специфику деятельности работника (например, курсы для ИБшников, курсы для работников обеспечивающих функционирование значимых объектов КИИ и т.п.).
- Тренинги, обычно предшествуют антифишинговым тренировкам (см. ниже) на них работникам рассказывается небольшая лекция про то, что такое фишинг и далее сотрудники самостоятельно пытаются определить признаки фишинга на примере конкретных кейсов, под руководством тренера – специалиста ИБ.
- Еще один формат тренингов – это штабные и командно-штабные учения (про них см. ниже).
Внешние курсы — позволяют получить независимую экспертизу и доступ к лучшим практикам рынка. Внешние курсы проводятся различными образовательными организациями (ВУЗами, учебными центрами) по широкому спектру тематик в ИБ.
По опыту автора: не всегда проводящие учебные курсы преподаватели обладают хорошей квалификаций. В этой связи рекомендуется изучать не только программу курса, но и «послужной список» преподавателя: это можно сделать либо по открытым источникам, либо запросив резюме преподавателя в образовательной организации.
5. Повышение квалификации ИБ-специалистов: поддержание актуальности знаний, умений и навыков
Цифровая зрелость невозможна без профессионального роста самой службы ИБ. Специалисты должны регулярно:
- проходить курсы повышения квалификации;
- участвовать в отраслевых мероприятиях, форумах, CTF-соревнованиях;
- обмениваться опытом через профессиональные сообщества.
Такой подход позволяет не только следить за трендами, но и быть готовыми к быстрому внедрению новых подходов в работу.
6. Митапы: неформальный обмен опытом
Организация митапов внутри организации способствует повышению вовлечённости и осознанности. На митапах:
- обсуждают интересные и актуальные темы;
- делятся кейсами и «граблями» из практики;
- обсуждают нововведения и меры защиты;
- формируют среда доверия и открытого общения по теме ИБ.
По опыту автора:
- такой формат особенно эффективен для формирования доверительных отношений и нравится сотрудникам;
- эффективным является проведение митапов с периодичностью раз в месяц;
- на митапы можно приглашать внешних экспертов (коллег из других компаний);
- мероприятие может проводится онлайн (в формате ВКС).
7. Киберучения: тренировка навыков цифровой зрелости
Форматы киберучений разнообразны, по направленности их можно классифицировать на 2 вида:
- Киберучения нацеленные на формирование цифровой зрелость широкого круга сотрудников:
- Штабные учения — моделируют инциденты и отрабатывают действия работников по их нейтрализации.
- Командно-штабные учения— по сути, то же, что и штабные учения, но работа осуществляется в командах (как правило сотрудников разных подразделений).
- Антифишинговые тренировки — регулярные мероприятий по выявлению устойчивости к фишингу, проводимые для работников всех подразделений организации за исключением ИБ специалистов.
- Киберучения, направленные на повышение квалификации сотрудников ИБ:
- Киберполигоны — отработка способов реагирования на компьютерные атаки в виртуальной инфраструктуре - цифровом двойнике информационной инфраструктуры организации (сегмента информационной инфраструктуры).
- Red Teaming — проверка способности ИБ подразделения организации обнаружить и отразить целевую атаку.
Такие тренировки позволяют не просто теоретически понимать угрозы, но и эффективно действовать в стрессовых условиях.
Подробнее об организации киберучений читайте в статье автора «Киберучения и киберполигоны для безопасности КИИ»
Сведения об авторе: Саматов Константин Михайлович, руководитель комитета по безопасности КИИ, член Правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности.
Мы в ВК: https://vk.com/vkaciso
Наш сайт: aciso.ru
Ставьте лайк и подписывайтесь на нашу страницу в АРСИБ Яндекс.Дзен и будьте в курсе актуальной информации в сфере информационной безопасности!