Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Кем был Плиний Старший — автор «Естественной истории»?

Оглавление

«Естественная история» - Одна из первых энциклопедий мира, охватывающая астрономию, магию, искусство и многое другое

Плиний Старший (лат. Gaius Plinius Secundus) был одним из величайших эрудитов античного мира. Родился около 23 года н. э. в городе Ком (ныне Комо, Северная Италия) в состоятельной семье всаднического сословия. Он сделал карьеру юриста при императоре Нероне, а позже был назначен на важные государственные посты при императорах Веспасиане и Тите. Его последняя должность — командующий римским флотом в Мизене — была весьма престижной и свидетельствовала о большом доверии к нему со стороны власти.

Плиний был не только государственным деятелем, но и философом, писателем, естествоиспытателем и другом императоров. Он прославился своей неутомимой жаждой знаний, которую продемонстрировал в главном труде всей своей жизни — «Естественной истории» (Naturalis Historia).

Смерть Плиния во время извержения Везувия

Плиний Младший и его мать в Мизенуме, 79 г. н. э., Ангелика Кауфман, 1785 г., Музей искусств Принстонского университета
Плиний Младший и его мать в Мизенуме, 79 г. н. э., Ангелика Кауфман, 1785 г., Музей искусств Принстонского университета

Плиний Старший погиб во время извержения Везувия 24 августа 79 года н. э., пытаясь помочь жителям побережья. Его племянник — Плиний Младший, впоследствии ставший консулом и писателем, подробно описал последние часы жизни дяди в своих письмах (в особенности — Письмо 6.16). По словам Плиния Младшего, дядя погиб от удушья, следуя зову научного интереса и стремясь спасти других.

«Естественная история» — энциклопедия римского мира

Гравюра Плиния Старшего, около 1584 г., Британский музей
Гравюра Плиния Старшего, около 1584 г., Британский музей

«Естественная история» — это самый длинный из сохранившихся текстов античного Рима, состоящий из 37 книг. Этот труд охватывает невероятно широкий круг тем — от астрономии до живописи, от медицины до магии, от географии до минералогии.

Вот как сам автор пишет в предисловии:

«Ни один римский автор не решался на нечто подобное. Ни один грек не осмелился охватить все это один».

Плиний осознавал масштаб своей работы и ставил перед собой задачу собрать в одном труде всё имеющееся на тот момент знание о мире природы и человека.

Основные разделы «Естественной истории»

Хотя данный путеводитель не может охватить все аспекты труда, вот краткий обзор ключевых тем, затронутых Плинием:

  • Астрономия и космология: устройство неба, движение небесных тел, солнечные и лунные затмения.
  • География: описание материков, морей, рек, народов и чудес света.
  • Минералогия и металлы: происхождение золота, серебра, железа, камней; их свойства и применение.
  • Ботаника и сельское хозяйство: лекарственные и съедобные растения, методы возделывания.
  • Зоология: поведение, свойства и мифы о животных.
  • Медицина: средства народной медицины, рецепты, свойства растений и минералов.
  • Искусство и живопись: история живописи, скульптуры, архитектуры, ремёсел.
  • Чудеса природы: необычные природные явления, легенды и наблюдения.

Примеры из текста

Плиний не просто перечислял факты — он часто включал личные наблюдения, легенды, рассказы очевидцев и критику источников. Некоторые примеры:

  • Он описывает, как страусы могут бежать быстрее лошадей, но страдают из-за своей «глупости».
  • В книге о растениях он подробно рассказывает о целебных свойствах алоэ, о которых узнал от врачей.
  • В разделе о минералах он размышляет о вреде жажды золота, осуждая человеческую алчность.

Наследие «Естественной истории»

«Извержение Везувия», Дж. М. У. Тёрнер, около 1817–1820 гг., Йельский центр британского искусства
«Извержение Везувия», Дж. М. У. Тёрнер, около 1817–1820 гг., Йельский центр британского искусства

Труд Плиния оказал колоссальное влияние на Средневековье и эпоху Возрождения. Он стал эталоном энциклопедического знания. Его рукописи переписывались, переводились, цитировались алхимиками, врачами, картографами и богословами.

С научной точки зрения, «Естественная история» содержит и ошибки, и фантастические элементы, но для своего времени она была уникальной попыткой систематизировать знание о мире, предпринятой одним человеком. Плиний стремился не только информировать, но и наставлять, раскрывая нравственные и философские аспекты окружающей природы.

Астрономия, география, зоология и ботаника в «Естественной истории» Плиния Старшего

Древнеримский взгляд на устройство мира, природы и экзотических народов

Астрономия: между наукой и мифом

Фреска с изображением сада, обнаруженная в Доме Золотого Браслета в Помпеях, I в. н. э., хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе.
Фреска с изображением сада, обнаруженная в Доме Золотого Браслета в Помпеях, I в. н. э., хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Во второй книге «Естественной истории» Плиний Старший во многом опирается на взгляды древнегреческих авторов. Он признаёт, что Земля имеет шарообразную форму, и связывает это с чередованием дня и ночи, восходами и закатами. Перечень планет отражает античные представления: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна.

Особое внимание Плиний уделяет Солнцу и Луне, наделяя их почти божественными свойствами, что было характерно для римской и греческой традиции. О Солнце он пишет с благоговением:

«[Солнце] дарует свет остальным звёздам, оно великолепно, верховно и всё видит и слышит».

При этом его понимание погодных явлений остаётся противоречивым: он правильно объясняет природу радуги как результат преломления света, но также утверждает, что с неба могут падать молоко, кровь или что облака могут воспламеняться.

География: мифология, наблюдения и литературная традиция

Бронзовая статуэтка африканского юноши, III–II вв. до н. э., из Метрополитен-музея
Бронзовая статуэтка африканского юноши, III–II вв. до н. э., из Метрополитен-музея

В книгах 3–6 Плиний описывает географию мира, как он её знал. Его сведения в основном заимствованы из вторичных источников и редко содержат оригинальные наблюдения. Большинство описаний восходит к авторам, таким как Пифагор и Платон, но сами описания насыщены интересом к «дальним землям» и экзотике, что роднит их с трудами Геродота.

Особенно поэтично он описывает остров Тапробана (современная Шри-Ланка), который считался «другим миром». Плиний пишет, что жители Тапробаны живут до ста лет, не знают рабства и судов, а их короли избираются народом и не имеют наследников. Рыболовство, особенно ловля черепах, уважаемо: «панцири черепах там служат крышами домов».

Зоология: от слонов до мифических племён

Мозаика, изображающая флору и фауну Нила в Египте, обнаруженная в Доме Фавна в Помпеях, I в. н. э., хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе.
Мозаика, изображающая флору и фауну Нила в Египте, обнаруженная в Доме Фавна в Помпеях, I в. н. э., хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Раздел о животных охватывает книги 8–11, где Плиний использует простую классификацию по размеру: от крупных млекопитающих к насекомым. Его основным источником был Аристотель, но собственные комментарии Плиния нередко имеют философский или анекдотический характер.

Книга 7 посвящена человеку. Плиний рассматривает анатомию, воспроизводство, болезни, но также включает чудесные сведения. Так, он пишет о племени Гирпиев близ Рима, члены которого якобы могли ходить по огню во время жертвоприношений Аполлону.

Ещё больше его завораживают отдалённые народы. Например, он описывает индийцев с восемью пальцами на ногах, людей с обращёнными назад стопами, а также горных жителей с собачьими головами, которые «лают вместо речи».

Ботаника: от лекарственных трав до священного омелы

Фреска с изображением садовой сцены из столовой виллы императрицы Ливии, I в. до н. э. – I в. н. э., из Национального римского музея (Палаццо Массимо)
Фреска с изображением садовой сцены из столовой виллы императрицы Ливии, I в. до н. э. – I в. н. э., из Национального римского музея (Палаццо Массимо)

Книги 12–27 составляют самый объёмный раздел энциклопедии и посвящены растениям. Плиний рассматривает их преимущественно с практической точки зрения: как лекарственные, сельскохозяйственные или технически полезные (например, дающие ткани, дерево и краски).

Личный вклад автора в ботанику невелик — он почти полностью опирается на труды Аристотеля (De Plantis) и его ученика Теофраста. Однако благодаря широкому охвату и интересу к применению растений в разных культурах, ботанический раздел приобретает межкультурную значимость.

Интерес вызывает рассказ об использовании омелы друидами Галлии и Британии. Плиний пишет, что она считалась у кельтов священным растением, служившим как средство от яда, так и средство, повышающее плодовитость. Он заканчивает иронично-философским замечанием:

«Такова сила суеверий у большинства народов даже в самых незначительных вещах».

Плиний Старший о медицине, магии, драгоценных камнях и искусстве

Заключительные книги «Естественной истории» и наследие античного энциклопедиста

Медицина: подозрение и критика

Римские бронзовые медицинские щипцы, I в. н. э., из Метрополитен-музея
Римские бронзовые медицинские щипцы, I в. н. э., из Метрополитен-музея

В книгах 28 и 29 Плиний Старший рассматривает медицину, уделяя особое внимание её практикам и практикующим врачам. Его отношение к ним — резко критическое. По мнению Плиния, врачи того времени были некомпетентными и алчными: они не проходили систематического обучения, часто были греками или бывшими рабами, выдававшими себя за целителей.

Плиний с возмущением пишет о высоких гонорарах, взимаемых за приём. Например, некий врач по имени Хармис якобы брал за простое представление сумму в 200 000 сестерциев — эквивалент около 100 000 долларов США. Он критикует и методы лечения: ледяные ванны, ядовитые микстуры, чрезмерное голодание. Резюмируя, Плиний заключает:

«Нет большей причины для падения нравов, чем медицина».

Магия: недоверие к восточной эзотерике

Алебастровый рельеф, изображающий поклонение волхвов при рождении Христа, около 1540 г., из Музея Фицуильяма в Кембридже
Алебастровый рельеф, изображающий поклонение волхвов при рождении Христа, около 1540 г., из Музея Фицуильяма в Кембридже

В книге 30, Плиний обращается к магии — и помещает её рядом с медициной, подчёркивая близость двух сфер в сознании римлян. Основное внимание он уделяет магам (Magi), происходящим из Персии. Эти жрецы объединяли в своей практике астрологию, магию и философию, что вызывало у Плиния особое подозрение:

«Я не раз указывал на ложь магов, какова она есть».

Он рассказывает о маге Тиридате, посетившем Рим при Нероне. Тот отказался плыть по морю, так как «магам грешно плевать в море или осквернять его иными человеческими действиями». Тиридат якобы пытался обучить Нерона магическим пирами, но безуспешно — Плиний дипломатично умалчивает, почему не вышло.

Драгоценные камни: красота, роскошь и суеверие

Пара римских золотых серег с драгоценными камнями халцедон, III в. н. э., из Метрополитен-музея
Пара римских золотых серег с драгоценными камнями халцедон, III в. н. э., из Метрополитен-музея

В книге 37 Плиний восхищается природной красотой камней:

«Для многих один-единственный драгоценный камень представляет собой непревзойдённый и совершенный образ природы».

Он приводит примеры роскоши — например, Помпей Великий заказал шахматную доску длиной в 4 фута, шириной в 1 фут, с фигурами из гравированных драгоценных камней.

Однако в описании происхождения камней Плиний не всегда точен. Он утверждает, что горный хрусталь образуется от сильного холода, а турмалин (розово-зелёный камень) впервые упоминается именно у него. О бриллиантах он говорит, что они известны только царям, и перечисляет шесть разновидностей, включая индийский октаэдрический алмаз размером с лесной орех.

Искусство: живопись как наука

В книге 35 Плиний рассматривает изобразительное искусство, особенно настенную живопись, как разновидность науки. Его подход позволяет взглянуть на эстетические вкусы римлян I века.

Он замечает, что автопортреты не в моде — дома украшались изображениями не только предков, но и знаменитых атлетов и исторических фигур. Особенно Плиний восхищается семейством художников Фабиев Пикторов, чьи фрески были известны ещё в древности.

Император Август заказал знаменитые росписи: боги войны и победы — для форума, Немея на льве — для Сената. Эти изображения не сохранились, но благодаря Плинию мы знаем об их существовании и расположении.

Наследие «Естественной истории»

Святой Беда пишет за своим столом, иллюстратор неизвестен, около 1584 г., Британский музей
Святой Беда пишет за своим столом, иллюстратор неизвестен, около 1584 г., Британский музей

«Естественная история» Плиния — впервые в истории она включает оглавление, облегчавшее работу с длинными свитками — прообраз современного справочника.

Работа Плиния оказала огромное влияние на Средневековье. Англосаксонский монах и учёный Беда Достопочтенный (VIII век) считал труды Плиния достойными копирования и распространения. Благодаря таким трудам «Естественная история» стала одной из первых книг, напечатанных в XV веке после изобретения печатного станка.

Сегодня труд Плиния — незаменимый источник по культуре, медицине, науке, искусству и мифологии Древнего Рима. Особенно он ценен как свидетельство утраченных объектов, будь то фрески, архитектура или ювелирные изделия, описания которых сохранились лишь на его страницах.

Плиний Старший был настоящим универсалом античности — человеком, объединившим в себе опыт администратора, военачальника, философа и учёного.

Его слова, переданные племянником, звучат как эпитафия:

«Самый счастливый человек — тот, кто делает достойное запоминания или пишет то, что стоит читать. Самый счастливый из всех — кто способен на оба дела. Таким человеком был мой дядя…» (Плиний Младший, Письмо 6.16)

И по сей день труды Плиния вдохновляют — как пример любознательности, целеустремлённости и человеческой страсти к знаниям. Плиний Старший не был новатором в области естественных наук, но его сплав научных сведений, мифов, наблюдений и культурной информации сделал «Естественную историю» уникальным трудом своего времени. Он не столько открывал новое, сколько систематизировал всё известное — от небес до болот, от слонов до насекомых, от Омелы до вулканов. Благодаря Плинию мы сегодня имеем энциклопедическое зеркало мышления древнего Рима — мира, в котором граница между знанием и чудом была размыта, но любопытство оставалось движущей силой.