«Естественная история» - Одна из первых энциклопедий мира, охватывающая астрономию, магию, искусство и многое другое
Плиний Старший (лат. Gaius Plinius Secundus) был одним из величайших эрудитов античного мира. Родился около 23 года н. э. в городе Ком (ныне Комо, Северная Италия) в состоятельной семье всаднического сословия. Он сделал карьеру юриста при императоре Нероне, а позже был назначен на важные государственные посты при императорах Веспасиане и Тите. Его последняя должность — командующий римским флотом в Мизене — была весьма престижной и свидетельствовала о большом доверии к нему со стороны власти.
Плиний был не только государственным деятелем, но и философом, писателем, естествоиспытателем и другом императоров. Он прославился своей неутомимой жаждой знаний, которую продемонстрировал в главном труде всей своей жизни — «Естественной истории» (Naturalis Historia).
Смерть Плиния во время извержения Везувия
Плиний Старший погиб во время извержения Везувия 24 августа 79 года н. э., пытаясь помочь жителям побережья. Его племянник — Плиний Младший, впоследствии ставший консулом и писателем, подробно описал последние часы жизни дяди в своих письмах (в особенности — Письмо 6.16). По словам Плиния Младшего, дядя погиб от удушья, следуя зову научного интереса и стремясь спасти других.
«Естественная история» — энциклопедия римского мира
«Естественная история» — это самый длинный из сохранившихся текстов античного Рима, состоящий из 37 книг. Этот труд охватывает невероятно широкий круг тем — от астрономии до живописи, от медицины до магии, от географии до минералогии.
Вот как сам автор пишет в предисловии:
«Ни один римский автор не решался на нечто подобное. Ни один грек не осмелился охватить все это один».
Плиний осознавал масштаб своей работы и ставил перед собой задачу собрать в одном труде всё имеющееся на тот момент знание о мире природы и человека.
Основные разделы «Естественной истории»
Хотя данный путеводитель не может охватить все аспекты труда, вот краткий обзор ключевых тем, затронутых Плинием:
- Астрономия и космология: устройство неба, движение небесных тел, солнечные и лунные затмения.
- География: описание материков, морей, рек, народов и чудес света.
- Минералогия и металлы: происхождение золота, серебра, железа, камней; их свойства и применение.
- Ботаника и сельское хозяйство: лекарственные и съедобные растения, методы возделывания.
- Зоология: поведение, свойства и мифы о животных.
- Медицина: средства народной медицины, рецепты, свойства растений и минералов.
- Искусство и живопись: история живописи, скульптуры, архитектуры, ремёсел.
- Чудеса природы: необычные природные явления, легенды и наблюдения.
Примеры из текста
Плиний не просто перечислял факты — он часто включал личные наблюдения, легенды, рассказы очевидцев и критику источников. Некоторые примеры:
- Он описывает, как страусы могут бежать быстрее лошадей, но страдают из-за своей «глупости».
- В книге о растениях он подробно рассказывает о целебных свойствах алоэ, о которых узнал от врачей.
- В разделе о минералах он размышляет о вреде жажды золота, осуждая человеческую алчность.
Наследие «Естественной истории»
Труд Плиния оказал колоссальное влияние на Средневековье и эпоху Возрождения. Он стал эталоном энциклопедического знания. Его рукописи переписывались, переводились, цитировались алхимиками, врачами, картографами и богословами.
С научной точки зрения, «Естественная история» содержит и ошибки, и фантастические элементы, но для своего времени она была уникальной попыткой систематизировать знание о мире, предпринятой одним человеком. Плиний стремился не только информировать, но и наставлять, раскрывая нравственные и философские аспекты окружающей природы.
Астрономия, география, зоология и ботаника в «Естественной истории» Плиния Старшего
Древнеримский взгляд на устройство мира, природы и экзотических народов
Астрономия: между наукой и мифом
Во второй книге «Естественной истории» Плиний Старший во многом опирается на взгляды древнегреческих авторов. Он признаёт, что Земля имеет шарообразную форму, и связывает это с чередованием дня и ночи, восходами и закатами. Перечень планет отражает античные представления: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна.
Особое внимание Плиний уделяет Солнцу и Луне, наделяя их почти божественными свойствами, что было характерно для римской и греческой традиции. О Солнце он пишет с благоговением:
«[Солнце] дарует свет остальным звёздам, оно великолепно, верховно и всё видит и слышит».
При этом его понимание погодных явлений остаётся противоречивым: он правильно объясняет природу радуги как результат преломления света, но также утверждает, что с неба могут падать молоко, кровь или что облака могут воспламеняться.
География: мифология, наблюдения и литературная традиция
В книгах 3–6 Плиний описывает географию мира, как он её знал. Его сведения в основном заимствованы из вторичных источников и редко содержат оригинальные наблюдения. Большинство описаний восходит к авторам, таким как Пифагор и Платон, но сами описания насыщены интересом к «дальним землям» и экзотике, что роднит их с трудами Геродота.
Особенно поэтично он описывает остров Тапробана (современная Шри-Ланка), который считался «другим миром». Плиний пишет, что жители Тапробаны живут до ста лет, не знают рабства и судов, а их короли избираются народом и не имеют наследников. Рыболовство, особенно ловля черепах, уважаемо: «панцири черепах там служат крышами домов».
Зоология: от слонов до мифических племён
Раздел о животных охватывает книги 8–11, где Плиний использует простую классификацию по размеру: от крупных млекопитающих к насекомым. Его основным источником был Аристотель, но собственные комментарии Плиния нередко имеют философский или анекдотический характер.
Книга 7 посвящена человеку. Плиний рассматривает анатомию, воспроизводство, болезни, но также включает чудесные сведения. Так, он пишет о племени Гирпиев близ Рима, члены которого якобы могли ходить по огню во время жертвоприношений Аполлону.
Ещё больше его завораживают отдалённые народы. Например, он описывает индийцев с восемью пальцами на ногах, людей с обращёнными назад стопами, а также горных жителей с собачьими головами, которые «лают вместо речи».
Ботаника: от лекарственных трав до священного омелы
Книги 12–27 составляют самый объёмный раздел энциклопедии и посвящены растениям. Плиний рассматривает их преимущественно с практической точки зрения: как лекарственные, сельскохозяйственные или технически полезные (например, дающие ткани, дерево и краски).
Личный вклад автора в ботанику невелик — он почти полностью опирается на труды Аристотеля (De Plantis) и его ученика Теофраста. Однако благодаря широкому охвату и интересу к применению растений в разных культурах, ботанический раздел приобретает межкультурную значимость.
Интерес вызывает рассказ об использовании омелы друидами Галлии и Британии. Плиний пишет, что она считалась у кельтов священным растением, служившим как средство от яда, так и средство, повышающее плодовитость. Он заканчивает иронично-философским замечанием:
«Такова сила суеверий у большинства народов даже в самых незначительных вещах».
Плиний Старший о медицине, магии, драгоценных камнях и искусстве
Заключительные книги «Естественной истории» и наследие античного энциклопедиста
Медицина: подозрение и критика
В книгах 28 и 29 Плиний Старший рассматривает медицину, уделяя особое внимание её практикам и практикующим врачам. Его отношение к ним — резко критическое. По мнению Плиния, врачи того времени были некомпетентными и алчными: они не проходили систематического обучения, часто были греками или бывшими рабами, выдававшими себя за целителей.
Плиний с возмущением пишет о высоких гонорарах, взимаемых за приём. Например, некий врач по имени Хармис якобы брал за простое представление сумму в 200 000 сестерциев — эквивалент около 100 000 долларов США. Он критикует и методы лечения: ледяные ванны, ядовитые микстуры, чрезмерное голодание. Резюмируя, Плиний заключает:
«Нет большей причины для падения нравов, чем медицина».
Магия: недоверие к восточной эзотерике
В книге 30, Плиний обращается к магии — и помещает её рядом с медициной, подчёркивая близость двух сфер в сознании римлян. Основное внимание он уделяет магам (Magi), происходящим из Персии. Эти жрецы объединяли в своей практике астрологию, магию и философию, что вызывало у Плиния особое подозрение:
«Я не раз указывал на ложь магов, какова она есть».
Он рассказывает о маге Тиридате, посетившем Рим при Нероне. Тот отказался плыть по морю, так как «магам грешно плевать в море или осквернять его иными человеческими действиями». Тиридат якобы пытался обучить Нерона магическим пирами, но безуспешно — Плиний дипломатично умалчивает, почему не вышло.
Драгоценные камни: красота, роскошь и суеверие
В книге 37 Плиний восхищается природной красотой камней:
«Для многих один-единственный драгоценный камень представляет собой непревзойдённый и совершенный образ природы».
Он приводит примеры роскоши — например, Помпей Великий заказал шахматную доску длиной в 4 фута, шириной в 1 фут, с фигурами из гравированных драгоценных камней.
Однако в описании происхождения камней Плиний не всегда точен. Он утверждает, что горный хрусталь образуется от сильного холода, а турмалин (розово-зелёный камень) впервые упоминается именно у него. О бриллиантах он говорит, что они известны только царям, и перечисляет шесть разновидностей, включая индийский октаэдрический алмаз размером с лесной орех.
Искусство: живопись как наука
В книге 35 Плиний рассматривает изобразительное искусство, особенно настенную живопись, как разновидность науки. Его подход позволяет взглянуть на эстетические вкусы римлян I века.
Он замечает, что автопортреты не в моде — дома украшались изображениями не только предков, но и знаменитых атлетов и исторических фигур. Особенно Плиний восхищается семейством художников Фабиев Пикторов, чьи фрески были известны ещё в древности.
Император Август заказал знаменитые росписи: боги войны и победы — для форума, Немея на льве — для Сената. Эти изображения не сохранились, но благодаря Плинию мы знаем об их существовании и расположении.
Наследие «Естественной истории»
«Естественная история» Плиния — впервые в истории она включает оглавление, облегчавшее работу с длинными свитками — прообраз современного справочника.
Работа Плиния оказала огромное влияние на Средневековье. Англосаксонский монах и учёный Беда Достопочтенный (VIII век) считал труды Плиния достойными копирования и распространения. Благодаря таким трудам «Естественная история» стала одной из первых книг, напечатанных в XV веке после изобретения печатного станка.
Сегодня труд Плиния — незаменимый источник по культуре, медицине, науке, искусству и мифологии Древнего Рима. Особенно он ценен как свидетельство утраченных объектов, будь то фрески, архитектура или ювелирные изделия, описания которых сохранились лишь на его страницах.
Плиний Старший был настоящим универсалом античности — человеком, объединившим в себе опыт администратора, военачальника, философа и учёного.
Его слова, переданные племянником, звучат как эпитафия:
«Самый счастливый человек — тот, кто делает достойное запоминания или пишет то, что стоит читать. Самый счастливый из всех — кто способен на оба дела. Таким человеком был мой дядя…» (Плиний Младший, Письмо 6.16)
И по сей день труды Плиния вдохновляют — как пример любознательности, целеустремлённости и человеческой страсти к знаниям. Плиний Старший не был новатором в области естественных наук, но его сплав научных сведений, мифов, наблюдений и культурной информации сделал «Естественную историю» уникальным трудом своего времени. Он не столько открывал новое, сколько систематизировал всё известное — от небес до болот, от слонов до насекомых, от Омелы до вулканов. Благодаря Плинию мы сегодня имеем энциклопедическое зеркало мышления древнего Рима — мира, в котором граница между знанием и чудом была размыта, но любопытство оставалось движущей силой.