Найти в Дзене

Отец современного искусства: ПАБЛО ПИКАССО. Часть первая: Художник разных стилей

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Имя Пабло Пикассо неразрывно связано с искусством XX столетия. Этот художник стал олицетворением целой эпохи, вдохновляя современников и завоевывая сердца миллионов по всему миру своей уникальной творческой индивидуальностью.

Пабло Пикассо, 1969
Пабло Пикассо, 1969

Пабло Пикассо появился на свет 25 октября 1881 года в Малаге — оживленном приморском городе южной Испании. Родителями будущего гения были Мария Пикассо Лопес и Хосе Руис Бласко, преподаватель живописи и сам талантливый художник. Семья была многодетная, Пабло рос старшим среди четверых детей.

Малага, Андалусия, Испания
Малага, Андалусия, Испания

В 1895 году семейство переехало в Барселону, поскольку отец получил должность преподавателя в местной художественной школе Ла Лонха. Именно там юный Пикассо сделал первые шаги в искусстве, а спустя два года отправился продолжать обучение в престижную Академию изящных искусств Мадрида.

Пикадор, 1889
Пикадор, 1889
Пабло Пикассо в юности
Пабло Пикассо в юности

Однако вскоре юноша осознал, что академическое образование не приносит ожидаемой пользы, и решил вернуться в Барселону, где открыл свою первую студию. На тот момент ему едва исполнилось шестнадцать лет. Ранние произведения молодого художника отличались меланхоличным настроем. Первоначально он подписывал свои работы скромно — «П. Руис», но позднее добавил фамилию матери, превратившись в известного нам теперь «П. Руис Пикассо».

Наука и благотворительность, 1897
Наука и благотворительность, 1897

Достигнув двадцатилетнего возраста, будущий мастер выбрал творческий псевдоним, благодаря которому его имя вошло в историю искусства. Необходимость псевдонима возникла из-за желания избежать ассоциаций с отцом-художником. Удивительно уверенный в своем таланте молодой человек твердо верил, что сможет достичь выдающихся высот.

Я, Пикассо, 1901
Я, Пикассо, 1901

Парижская жизнь

Стремление попасть в столицу мирового искусства, Париж, объединяло всех амбициозных художников начала прошлого века, включая Пикассо. Эта мечта осуществилась в 1900 году, а четыре года спустя он окончательно поселился в столице Франции. Период между этими датами известен в истории творчества мастера как «голубой период»: полотна тех лет выполнены преимущественно в холодной палитре синих оттенков.

Синяя комната, 1901
Синяя комната, 1901
Портрет поэта Сабартеса, 1901
Портрет поэта Сабартеса, 1901

Затем последовал короткий «розовый период», когда живопись Пикассо стала теплее, исполненной мягких розовых тонов.

Девочка на шаре, 1905
Девочка на шаре, 1905

В 1904 году художник нашел убежище в небольшой мастерской старого дома района Бат-Лануар, где провел следующие пять лет жизни. Здесь же состоялось судьбоносное знакомство с моделью Фернандой Оливье, которая впоследствии стала его возлюбленной и неоднократно позировала для полотен мастера. Позднее Фернанда оставила воспоминания о юношеских годах Пикассо, описав его как невысокого роста, худощавого брюнета с выразительными черными глазами, угловатыми движениями и небрежностью в облике.

Акробат и молодой Арлекин, 1904-1905
Акробат и молодой Арлекин, 1904-1905

Творческое окружение

Переехав в Париж, Пикассо сразу оказался в центре круга авангардных деятелей искусства и всю жизнь поддерживал дружеские отношения с известными поэтами своего времени. Среди них выделялись такие личности, как Гийом Аполлинер, один из первых ценителей работ Пикассо, Максим Жакоб и Андре Сальмон, автор ярких воспоминаний о богемной атмосфере парижского квартала Бат-Лавуа. Особенную связь установил Пикассо с Максимом Жакобом: зимой 1902–1903 годов, переживая крайнюю нужду, художник делил одну кровать с поэтом, отдыхая днем, пока Жакоб спал ночью, позволяя Пикассо посвятить ночи работе над своими произведениями.

Мальчик, ведущий лошадь, 1905-1906
Мальчик, ведущий лошадь, 1905-1906

Кроме того, близкими друзьями Пикассо стали писатель Жан Кокто, композитор Эрик Сати и русский музыкант Игорь Стравинский. Отдельно стоит отметить прочную дружбу художника с Жауме Сабартесом, товарищем юности, периодически выполнявшим роль секретаря Пикассо вплоть до глубокой старости последнего. Жизнь Пикассо и Фернанды в квартале Бат-Лавуа проходила в стиле истинной богемы, но художник продолжал упорно трудиться, постепенно добиваясь признания.

Свадьба Пьеретты, 1905
Свадьба Пьеретты, 1905

Уже к 1907 году Пикассо завоевал известность среди влиятельных коллекционеров и арт-дилеров, обратив внимание на яркого молодого автора. Примечательно, что Пикассо принципиально отказывался представлять свои работы на традиционных публичных выставках, подчеркивая таким образом свою исключительную независимость и неповторимость творческого пути.

Семья комедиантов, 1905
Семья комедиантов, 1905

Вихрь жизни

Значимую помощь в карьере Пикассо оказали американская писательница Гертруда Стайн, чей знаменитый портрет художник создал в 1906 году, и немецкий арт-дилер Даниэль-Канвейлер.

Портрет Гертруды Стайн, 1905-1906
Портрет Гертруды Стайн, 1905-1906

Именно Канвейлер представил Пикассо другому одаренному молодому мастеру — Жоржу Браку. Совместная работа двух художников привела к возникновению нового течения в искусстве — кубизма, радикально отвергавшего традиционные представления о единственности точки зрения зрителя на изображаемый объект.

Портрет Даниэля Анри Канвейлера, 1910
Портрет Даниэля Анри Канвейлера, 1910
Кирпичный завод в Тортосе, 1909
Кирпичный завод в Тортосе, 1909

Продуктивное партнерство Пикассо и Брака длилось до 1914 года, прервавшись с началом Первой мировой войны, когда Брака призвали на фронт.

Скрипка и виноград, 1912
Скрипка и виноград, 1912

В 1917 году судьба свела Пикассо с русским балетмейстером Сергеем Дягилевым, пригласившим художника в Рим для оформления балета «Парад». Там состоялась встреча, перевернувшая личную жизнь Пикассо: он встретил Ольгу Хохлову, танцовщицу русской труппы.

Ольга Хохлова, 1916
Ольга Хохлова, 1916

Вскоре они вступили в брак (1918), и этот союз положил конец прежнему богемному образу жизни художника. Теперь, обладая достаточными средствами и успехом, Пикассо вместе с супругой переселился в просторную комфортабельную квартиру, символизируя новый этап зрелости и стабильности.

Спящие крестьяне, 1919
Спящие крестьяне, 1919

У Пикассо и Ольги Хохловой в 1921 году родился сын Поль, однако семейную жизнь супругов нельзя было назвать счастливой. Фактически, брак завершился в январе 1927 года, когда 45-летний художник завязал роман с 17-летней красавицей Мари-Терез Вальтер.

Женщина в шляпе, 1935
Женщина в шляпе, 1935

Их история любви продлилась долго, и в 1935 году у пары появилась дочь Майя.

Девушка перед зеркалом, 1932
Девушка перед зеркалом, 1932

Однако юридически Пикассо оставался связанным узами брака с Ольгой согласно испанскому законодательству, которое не допускало разводов. Официально супруги считались мужем и женой вплоть до смерти Ольги в 1955 году.

Чтение, 1932
Чтение, 1932

Развод был невозможен, что осложняло ситуацию: бывшая жена, переживавшая душевные потрясения, нередко публично обвиняла Пикассо в различных проступках, вызывая у него глубокие переживания и депрессию, отчетливо отражавшиеся в некоторых его работах. Это настолько тяготило художника, что он даже временно оставил живопись ради поэзии.

Обнажённая в чёрном кресле, 1932
Обнажённая в чёрном кресле, 1932

Отношения с Мари-Терез также оказались непрочными: в 1937 году ее место в сердце Пикассо заняла фотохудожница Дора Маар. Мари-Терез продолжала преследовать художника, оставив трагический след: вскоре после смерти Пикассо она совершила самоубийство.

Дора Маар с кошкой, 1941
Дора Маар с кошкой, 1941

Хотя большую часть жизни Пикассо провел во Франции, его творчество неизменно сохраняло связи с Испанией. Так, в январе 1937 года испанский республиканский режим поручил художнику создать картину для экспозиции испанского павильона на Международной выставке в Париже. Трагические события гражданской войны в Испании, особенно варварские бомбардировки мирного населения, подтолкнули Пикассо к созданию одного из величайших произведений XX века — полотна «Герника».

Прочитать подробнее о работе можно по ссылке выше.

Создание «Герники»
Создание «Герники»

Новые музы, новые места

В период германской оккупации Парижа Пикассо остался в столице Франции. В 1943 году завершилась его связь с Дорой Маар, и новым источником вдохновения стала Франсуаза Жило, которой было лишь 21 год. Художник прожил с ней десять лет, и эта эпоха подарила ему двоих детей: сына Клода, рожденного в 1947-м, и дочь Палому, появившуюся на свет двумя годами позже.

Голубка Пикассо, 1949
Голубка Пикассо, 1949

Начиная с 1946-го, Париж утрачивает привлекательность для Пикассо, уступая место югу страны. С 1948 по 1955 год его жизнь тесно переплетается с историей городка Валлориса, славящегося древними традициями гончарного дела. Открытие новых горизонтов произошло благодаря знакомству с местными ремесленниками, чьи работы возбудили глубокий интерес художника к искусству керамики. Пикассо активно включился в изучение новой техники, занимаясь ею практически до последних дней.

Керамика Пикассо
Керамика Пикассо

Помимо творческих поисков, в послевоенное время художника привлекает идея мира и гуманизма. После вступления в ряды французской коммунистической партии в 1944 году он открыто выражает приверженность идеалам пацифизма.

Почтовая марка с Пабло Пикассо, 1981
Почтовая марка с Пабло Пикассо, 1981

Старый бунтарь

В 1953 году Франсуаза Жило решила покинуть Пикассо, увезя с собой детей — Клода и Палому. Вскоре место рядом с мастером заняла Жаклин Рок. Спустя восемь лет, в 1961 году, они официально заключили брак. В том же году Пикассо перебрался на тихую виллу Нотр-Дам-де-Ви, находящуюся вблизи Канн на Лазурном берегу Франции. Это поместье представляло собой внушительный старый особняк, окружённый зеленью и расположенный на живописном склоне холма.

Алжирские женщины, 1955
Алжирские женщины, 1955

Несмотря на почтенный возраст, перешагнувший восьмой десяток, Пикассо сохранял поразительную работоспособность. Осознание неизбежности смерти словно придавало художнику новые силы, заставляя спешить завершить задуманное. Хотя поздние работы мастера утратили некоторые сюжетные аспекты, их художественное исполнение оставалось безупречным, демонстрируя непревзойденный уровень мастерства.

За работой, 1971
За работой, 1971

Последние годы

Еще при жизни Пабло Пикассо превратился в культовую фигуру искусства, объектом изучения множества книг, публикаций, экспозиций и документальных лент. Тем не менее, в последние годы жизни великий художник избрал путь одиночества, редко показываясь на публике и проводя дни вдвоём с любимой женщиной Жаклин.

Пабло Пикассо в старости
Пабло Пикассо в старости

Скончался Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года, прожив долгую и плодотворную жизнь длиной в 91 год. Последнее пристанище великого мастера находится в стенах замка Вовенарг, некогда служившего местом его жительства и творчества в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов XX века.

Музыкант, 1972
Музыкант, 1972

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: