Многосерийный фильм «17 мгновений весны» совершенно справедливо называют культовым. Рассказывают, что, когда серии показывали впервые, улицы городов Советского Союза пустели – все бежали смотреть кино.
Фильм о Великой Отечественной. Но он отличается от многих других картин. В СССР было принято показывать врага карикатурно. Или почти карикатурно. Все немцы были самыми настоящими злодеями, вели себя нелепо и, конечно же, проигрывали в схватках с нашими мужественными, умными, смелыми солдатами, разведчиками, партизанами и так далее.
Я не хочу сказать, что гитлеровцы не были злодеями. Нацизм – это зло. Адольфа Гитлера международный трибунал признал военным преступником. Но в картине «17 мгновений весны» злодеев показали все же более настоящими, реальными что ли. Не могу подобрать правильное слово.
Кстати, в фильмах про Гражданскую войну тоже все белые атаманы – это неумные пьяницы, злодеи, в которых ничего хорошего нет. Потому что картины про эти времена снимали в Советском Союзе, снимали красные.
Ещё раз подчеркну, что не оправдываю фашизм, нацизм и прочие страшные вещи. Но все же, как ни странно, у лидеров немецкой нацистской верхушки были семьи, они ходили в кино, читали книжки, любили. Но, понятно, что при этом они были самыми настоящими преступниками, которые не видели ничего страшного в уничтожении миллионов людей.
Есть версия, что «17 мгновений весны» изначально готовили для иностранного зрителя. Чтобы в Европе, в Америке и в других регионах знали, как советские разведчики боролись с фашизмом. Поэтому и образы наших врагов получились более естественными, реальными.
По крайней мере, об этом в одном из интервью упоминала режиссер картины Татьяна Лиознова.
Когда фильм был готов, его уже посмотрели в Советском Союзе, картину решили показать и в ГДР – Германской Демократической Республике (Восточная Германия), где сформировалось социалистическое общество, дружественное по отношению к Советскому Союзу.
Правда, пришлось вырезать ряд сцен. Их можно назвать популярным словом «киноляпы». В целом, ничего страшного там не было. Расскажу подробнее.
Киноляпы
Советский зритель вряд ли их даже заметил. Немцам же кадры не рекомендовалось показывать. По разным причинам. Сейчас всё объясню:
1. Большой вклад в дело выискивания киноляпов внёс Маркус Вольф – глава госбезопасности ГДР. Он внимательно отсмотрел все серии «Мгновений» и выступил в качестве консультанта. Первое замечание Вольфа заключалось в том, что в фильме слишком много курят. Этого не могло быть в Третьем рейхе, которым руководил военный преступник Адольф Гитлер. Нет, Вольф не оправдывал нацистский режим. Но в Германии 30-х и 40-х годов шла активная борьба с курением – с пагубной привычкой. Считалось, что быть её рабом – это удел представителей низших рас. А «истинные арийцы» не должны курить. Поэтому, чтобы имела местно историческая справедливость, решили сцены с табаком, как минимум, сократить.
2. Возникли претензии к Барбаре Крайн в СС и в звании унтершарфюррера. Дело в том, что женщин в Германии на таких должностях не было. Они входили во вспомогательные структуры СС, носили совсем другую форму и так далее. Короче, в ГДР не все, но многие бы поняли, что показанное совершенно не соответствует критерию исторической достоверности. Пришлось и тут поработать монтажерам.
3. Больше всего немцам не понравилось то, что представителей нацистской верхушки представили в качестве людей без образования. Это было неправдой.
Но здесь, видимо сработало то, о чем я писала в начале статьи: советские авторы многосерийного фильма хотели принизить врага – уже побежденного. Дескать, гитлеровцы были необразованными, глупыми, поэтому выстроили такую идеологию. А наши умные рабочие и крестьяне их победили.
Считаю, совершенно неправильный был выбран подход. Наоборот, нужно подчеркивать, что нацистские лидеры были с высшим образованием. Но у них произошло, видимо, «горе от ума». Когда они посчитали себя исключительными, а всех остальных – рабами. Нужно подчеркивать, что советские рабочие и крестьяне, которые имели хорошее образование и очень хорошее воспитание, победили не каких-то там тёмных и глупых людей, а умного и сильного врага.
«17 мгновений весны» в Германии показали. Фильм имел большой успех.