Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Ярослав Мудрый" (СССР, 1982): "за" и "против"

Ярослав Мудрый. СССР, 1982. Режиссер Григорий Кохан. Сценаристы Павел Загребельный, Григорий Кохан. Актеры: Юрий Муравицкий, Пётр Вельяминов, Людмила Смородина, Константин Степанков, Леонид Филатов, Андрей Харитонов, Николай Гринько, Вацлав Дворжецкий, Лембит Ульфсак, Раиса Недашковская и др. 17,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Григорий Кохан (1931–2014) известен по сериалу «Рожденные революцией» (1974–1977). Всего на его счету 14 фильмов и сериалов, из которых в тысячу самых кассовых советских фильмов удалось войти только исторической драме «Ярослав Мудрый».

Советская пресса отнеслась к «Ярославу Мудрому» вполне почтительно.

К примеру, журнал «Искусство кино» опубликовал рецензию Юрия Щербака, отметившего, что «к чести творцов «Ярослава Мудрого» следует сказать, что, преодолев неисчислимое множество творческих и организационных препятствий на своем пути, они создали произведение, подчиненное единой исторической и эстетической концепции. … Рамки картины гораздо более широкие, нежели в обычном биографическом фильме. Это историческая хроника, лаконичный, часто на грани документальности кинопересказ событий X—XI веков; отсюда фрагментарность, «фресковость» отдельных эпизодов, в которых значительное внимание уделяется запутанной генеалогии рода Рюриковичей и политическим реалиям тех лет; отсюда, наконец, от этой, условно говоря, «документально–прозаической» концепции фильма — впечатляюще жестокая откровенность, едва ли не натуралистичность многих сцен, в которых предстает не облегченно–приключенческий литературный мир костюмированной мелодрамы, а подлинная жизнь и неподдельные страдания предков… В этом эпическом фильме нет искусно сочиненных сюжетных «линий» и «треугольников», нет того хорошо придуманного, но, в сущности, мертворожденного механизма интриги, с помощью которой кинематограф порой склонен подогревать зрительский интерес. Авторы фильма делают ставку на истинные страсти и противоречивое развитие живых человеческих характеров. … Поэтичность, свойственная фильму «Ярослав Мудрый», — это поэтичность особого рода, не имеющая ничего общего с ходульной, навязчивой риторикой лент «романтической» школы. Г. Кохан и Ф. Гилевич не подавляют зрителя выспренними символами и сверхсложными метафорами. Они ищут и находят поэзию в суровой прозе своего по–мужски сдержанного, неболтливого повествования — и оттого сильнее веришь авторам, не стесняющимся порой быть нежными» (Щербак, 1982: 86, 92).

Кинокритик Юрий Тюрин (1938–2016) в «Советском экране» был более сдержан в оценках: «Картина «Ярослав Мудрый» поставлена к юбилею славного города. Это делает честь нашей исторической памяти. Авторы «Ярослава Мудрого» удержались на высоте задачи. В основном. Ибо есть издержки вкуса, потери чувства меры, неточность отбора материала в фильме все же есть. Он то многословен, то тороплив, порой недостает ему страсти и теплоты. Но эта картина нужна экрану, зрителю. Она обратилась к образу человека, который возвысил молодую Русь» (Тюрин, 1982: 13).

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме существенно расходятся:

«Фильм … интересен хотя бы тем, что в нём показаны наши первые князья, легендарные, по сути, люди. Мне все они интересны. … Спасибо за фильм» (Икс).

«Понятно, что фильм весь пронизан идеологией. Но даже такой фильм можно было сделать интересным и продуманным. А так масса отрывочных судеб, мельтешение лиц, ни один образ не раскрыт. … фильм оставил тусклое впечатление» (Сима).

Киновед Александр Федоров