Добрейшего всем дня! Знакомство с миром вышивки по статьям замечательной мастерицы Татьяны Арслангареевой продолжается. И сегодня у нас будет обзор очень интересной техники, дающей полную свободу творчеству.
Вот, что у нас уже было:
Часть 2. Вышивка "роспись" плюс опрос
Часть 3. Итоги опроса по вышивке "роспись"
Часть 4. Набор (бранное шитье)
Часть 5. Поддёвчатый шов, счетная гладь, качалочки
Часть 6. Мыльная вышивка. Часть 1
Часть 7. Мыльная вышивка. Часть 2
Часть 11. Сквозная строчевая вышивка по сетке
Часть 14. Сквозная вышивка (продолжение)
Часть 15. Горьковский гипюр и самарское кружево
Часть 17. Калужская цветная перевить
Ниже - текст и фото автора статьи.
=====================================================
Вот и настала очередь перейти к свободной вышивке. Свободная вышивка - это вышивка, где стежки выкладываются "на глаз". Они могут отличаться друг от дружки длиной, направлением. Нет заданного ритма, и мастерица должна сама принимать решение, как выкладывать каждый стежок. В процессе создания могут учувствовать от одного и до N количества видов швов, а один шов можно делать одной-тремя иглами одновременно. Она может быть односторонней (только по лицу, а на изнанке - контур от переходов) или двухсторонней (гладьевые элементы вышивки почти такие же, как и по лицу)... Но, несмотря на кажущуюся хаотичность и нечеткие инструкции (по сравнению со счетной вышивкой), под иглой рождается чудо, поражающее своей красотой. К одним из таких чудес света относится и гладь. О ней и пойдет рассказ.
Ко мне иногда обращаются с просьбой: "Научите вышивать гладью\ вышейте мне что-то гладью" и мне приходится задавать вопрос, который многих ставит в тупик: "Какой гладью?" Да, видов глади существует несколько и все они кардинально отличаются друг от друга. О счетной глади я рассказывала. Есть гладь, которая вышивается от 4 до 12 нитей в игле и только красным цветом (хотя видела отступление от правил и вышито желтым - очень талантливо и красиво было исполнено), или только белым. Есть, где цвета при вышивке смешиваются или наоборот - смешивать нельзя. Гладь, где больше трех оттенков, использовать нельзя, чтоб не было пестроты. Но снова встречала отступление. Было вышито два купона на платье. Один темный - 9 оттенков и цветов, второй светлый - 11, и смотрелось это очень гармонично.
Поэтому всегда говорю: СЛЕДУЙТЕ ПРАВИЛАМ, НО НЕ БОЙТЕСЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ. РАЗВИТИЕ ВПЕРЕД ДВИГАЮТ ИМЕННО ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ, и если у Вас не получится, Вы будете знать что так не надо делать. Но... а вдруг будет шедевр?)
Сегодня свой рассказ поведу о почти утраченном национальном достоянии: АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ГЛАДИ, она же - гладь с резким контуром, и её зарубежной сестре - ЯКОБИНСКОЙ ВЫШИВКЕ.
Основными характеристиками этой глади является то, что узор стилизован, могут присутствовать накладные сетки, допускаются декоративные швы (так называемые сейчас "шовчики"). Вышивается в 1-2 нити, очень редко в 3. Цвета не смешиваются и нет так называемых "ультра" цветов, неоновых. Цветовая гамма должна содержать те, которые присутствуют в природе. Часто за основной цвет брали красный и его оттенки.
Сейчас, если вбить в поисковик запрос «александровская гладь», появятся скудные, в основном повторяющие друг друга материалы. А как создавалась вышивка, которой мы могли бы гордиться в качестве одного из национальных брендов?
Вышивка, как один из древнейших видов прикладного искусства, издавна бытовала на владимирских землях. И если во второй половине XIX в. наиболее крупными вышивальными промыслами во Владимирской губернии были Мстера и Холуй, то в XX в. основными районами художественной вышивки становится Мстера (фабрика им. Н.К. Крупской) и г. Александров (фабрика «Квалифицированный труд»).
Свою историю александровская фабрика ведет с 1923 года. Ее предшественниками считают мастерские по бытовому обслуживанию населения. В 1929 году была зарегистрирована артель «Квалифицированный труд», в которой работало 30 человек.
С 1960 года артель перешла из кооперативной собственности в государственную и стала называться строчевышивальной фабрикой «Квалифицированный труд». За период с 1960-80-е гг. фабрика приняла участие в выставках в 11 странах мира.
Двадцати семи изделиям фабрики был присвоен Государственный знак качества, около 40 выпускались с индексом «Н» (штучные изделия улучшенного качества). Многие мастерицы предприятия были отмечены государственными наградами.
Сложная экономическая ситуация, в которой страна оказалась в начале 1990-х годов, привела к тому, что спрос на продукцию фабрики упал. У предприятия росли долги. Предприятие постепенно перешло на выпуск швейных изделий. В 1994 году оно было преобразовано в акционерное общество «Элита». А в 2002 году перестало существовать.
Якобинская вышивка берет свое начало в XVII веке. Как отдельное направление- вышивка “КРЮИЛ” сформировалась именно в это время, в Англии. Непосредственно якобинская вышивка появилась в том же веке, в период правления короля Якова I. Возникновение узоров и рисунков, характерных для этой вышивки, произошло благодаря ввозу в то время в Англию индийских тканей.
Узоры в крюиле в основном растительные, также стилизованные, но на западный манер. Обилие декоративных швов и накладных сеток. Их размещают как поверх глади, так и ткани, свободной от стежков. Какой-то цвет присущий данной вышивке выделить невозможно, и тут как раз можно выделить в одной вышивке одновременно множество цветов и оттенков (что осложняет и упрощает одновременно исполнение), но пестроты это не создает. Допускается небольшое вливание (смешивание, как в художественной глади) цветов. В основном в старину вышивалось шерстяными или льняными нитями
Материал взят из интернета в свободном доступе. Фотографии по якобинской вышивке любезно предоставила прекрасная мастерица Татьяна Андрiянова.
#_Вышивкасдушой #любимоехобби #клубвышивальшицбердск #мирдолжензнатьчтоявышиваю #милымдамам