Добрейшего всем дня! Продолжаем цикл статей Татьяны Арслангареевой, и сегодня познакомимся с двумя очень похожими, но имеющими интересное отличие вышивками - горьковским гипюром и самарским кружевом.
Вот, что у нас уже было:
Часть 2. Вышивка "роспись" плюс опрос
Часть 3. Итоги опроса по вышивке "роспись"
Часть 4. Набор (бранное шитье)
Часть 5. Поддёвчатый шов, счетная гладь, качалочки
Часть 6. Мыльная вышивка. Часть 1
Часть 7. Мыльная вышивка. Часть 2
Часть 11. Сквозная строчевая вышивка по сетке
Часть 14. Сквозная вышивка (продолжение)
Ниже - текст автора статьи.
======================================================
Сегодня мой рассказ пойдет о двух удивительных техниках: горьковского (нижегородском или чкаловском гипюре) и о ... самарском кружеве.
Эти две техники легко спутать (и Ваша покорная слуга называла самарские гипюры - горьковскими, пока не появилась девица-мастерица Катерина Петрунина, с которой мы долго обсуждали различие гипюра и почему мы называем его одинаково, но вот сетку делаем по-разному). Да, разница всего лишь в исполнении сетки. Горьковский гипюр делается по выдергу сетки, а в самарском сетка плетётся челноком, по принципу рыбацких сетей. Вследствие этого, в самарской вышивке изделие идет полностью из сетки, а вот горьковские изделия могут (но не всегда) иметь не продернутое полотно. В остальном же, узоры и приемы - одинаковы
ГИПЮР (франц. guipure от guiper — "оплетать", лат. gerrae — "плетение") — вид кружева, плетение, отдельные детали которого соединены тонкими нитяными связками наподобие сетки. Изготовлением такого кружева в XVI в. славилась Венеция. Считается что первых кружевных мастеров Петр I самолично вывез из Голландии.
Горьковский гипюр как особый вид строчевой сквозной вышивки сложился к концу XIX века. Такой тип вышивки с удивительно красивым орнаментом не встречается в других районах России.
Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд. Строчевые мотивы дополняются узорными мережками, фон ткани красиво контрастирует с праздничной вышивкой.
Традиционный горьковский гипюр включает около пятидесяти элементов вышивки, у каждого из которых свое название — ромашка, бобурочка. А от другого гипюра (того же ивановского) наш отличается преобладанием растительного орнамента: веточки, цветочки (у них же — геометрические формы) и большей легкостью и прозрачностью. Не зря горьковский гипюр сами мастера прозвали воздушным, белопенным...
В конце XIX века строчевая вышивка становится предметом промысла, и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-ые годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых, «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья», была организована в 1924 году, в 1937 году ей присваивается имя Чкалова.
Сперва строчевая вышивка носила традиционный характер с привычными для мастериц мотивами. Затем под давлением городского покупателя узоры претерпели значительное изменение. Так, в 80-е годы 19 века привычный орнамент из сказочных цветов, птиц, барсов, коней и сложных сюжетных сцен был заменен на новый, в основе которого лежал растительный узор с более достоверной трактовкой форм. Он состоял преимущественно из садовых цветов, дополненных полевыми травами. Ведущую роль в нем начинает играть, как и в вышивке крестом, изображение роз, лилий, шиповника, сирени и незабудок, которые собирались в пышные гирлянды или образовывали отдельные букеты.
Рисунки часто стали воспроизводиться с городских печатных картинок. Однако наиболее талантливые народные мастерицы с присущим им врожденным вкусом не просто копировали образцы, а сами смело комбинировали узоры, создавая свои неповторимые композиции со сложным ритмом цветов и листьев. Особенно творчески народные мастерицы подходили к тем рисункам, которые они вышивали для себя. Нарядные рубахи к праздничному костюму тоже украшались теперь новыми орнаментами. Здесь расшивались только концы узких рукавов. Такая скупость декора обусловлена была характером костюма. Пышный косоклинный сарафан здесь был с небольшим вырезом, доходившим до шеи, голову женщины покрывал большой платок, закрепленный под подбородком, по-местному, «под булавочку». Он закрывал спину и плечи, были видны только концы белых рукавов. Они-то и украшались красивой сквозной вышивкой и кружевом.
В конце 19 века в городах прошла мода на растительный орнамент. Началось увлечение игольным кружевом — вышивкой по плетеной сетке, филе и тюлю и родилось так называемое "САМАРСКОЕ" кружево (вышивка). Образцами начинают служить кружева итальянского, испанского или ирландского происхождения. В этот период возрождается традиционный орнамент геометрического характера, в основе которого лежал ромб. Вместе с тем народные мастерицы начинают овладевать новым геометрическим орнаментом с кругами и розетками разных очертаний.
Нужно отметить, что в это время работы сельских вышивальщиц отличались высоким техническим мастерством, но по орнаменту они были нередко сильно упрощены, и формы мотивов были искажены по рисунку. Для того чтобы повысить художественное качество вышивки, особенно строчевой, в 1912 году в Нижнем Новгороде при содействии земства был открыт кустарный склад (по современной терминологии – банк данных рисунков).
В конце 30-х годов начинают намечаться существенные изменения в стиле горьковского гипюра за счет введения новых приемов выполнения узора. Этот первый, наиболее плодотворный этап развития вышивки был связан с созданием предметов, предназначенных для убранства жилого и общественного интерьера: занавесей, покрывал, скатертей, накидок, дорожек, салфеток. В каждом из этих произведений всегда удачно сочетались и утилитарные, и эстетические качества. Формы предметов были устойчивы, просты и функционально продуманы. Ткани однотипны — льняное полотно, белый по цвету шелковый шифон или креп-жоржет и батист с необходимым для получения сетки полотняным переплетением.
В лучших произведениях той поры пропорции декора всегда были строго соразмерны предмету, орнамент подчинен математически строгому, ясно читающемуся линейному ритму. Вместе с тем каждый художник и мастер стремились добиться особой остроты, декоративности, выразительности в рамках доступных им специфических средств выражения — создания фактурного узора на крупной прозрачной сетке. Композиционный строй узора был в те годы достаточно разнообразен. Однако на некоторых предметах прослеживается привязанность художников и мастериц к определенной схеме. Так, в многочисленных накидках, самом популярном виде изделий тех лет, наблюдается некоторая повторяемость художественного решения — широкая кайма вокруг и крупный медальон в центре.
Одним из самых ведущих мастеров по самарской вышивке являлась Тазова Надежда Афанасьева, которая переняла своё мастерство от своей матери-послушницы женского монастыря.
О том, что искусство гипюрной вышивки находится на грани исчезновения, Надежда Афанасьевна задумалась после войны – и активно начала организовывать кружки вышивки и вязания, разрабатывать курсы для детей и взрослых. «Вышивание приучает к трудолюбию, усидчивости и в то же время развивает художественный вкус», – говорила она. В своих методических пособиях она не только обучала вышивке, но и давала подробные указания по организации кружков рукоделия. Первая ее книжка вышла в 1958 году, а в 1981 году Союз художников РСФСР присвоил Надежде Тазовой звание народного мастера. Преподавательскую деятельность она вела более 30 лет, поклонники гипюрной вышивки присылали ей письма со всех концов России и даже из-за рубежа.
Ольга Якунина – одна из последних учениц Тазовой Надежды Афанасьевны. Обучая девочек, Ольга Николаевна всегда вспоминает и повторяет, что те умения и навыки, которые мы приобретаем в детстве, могут пригодиться в дальнейшей взрослой жизни. Ведь как повернется дорога твоей судьбы – неизвестно!
Именно так и произошло в судьбе мастерицы. В 10 лет она познакомилась Надеждой Афанасьевной Тазовой, которая пришла в 36-ую железнодорожную школу г. Самары и пригласила девочек в свой кружок вышивки по сетке в клубе 1905 года. Позже наша героиня ездила на занятия филейно-гипюрной вышивки в комнату при жилищном управлении на улице Венцека. Помимо кружева, Надежда Афанасьевна учила девочек вязанию крючком и на спицах, но повторяла: «Вязать спицами и крючком вас научат и без меня, а вот филейно-гипюрной вышивке учитесь».
С Катериной Петруниной я познакомилась на Атамани, (не зря говорится "рыбак рыбака...") Как водится-разговорились, нашли общие темы и я рада, что жизнь меня свела с таким интересным человеком и мастером своего дела. Катерина рассказывает, как она пришла к вышивке по самарскому гипюру: "Писала диплом по горьковскому гипюру, обратила внимание на схожесть швов. Начала учиться. Поняла, что процесс завораживает. Для меня вышивка - способ медитации. У любого мастера - инженерный способ мышления. Он решает шахматную партию при вышивке, а в этой вышивке - особенно, ведь изнанки нет, негде спрятать огрехи и узелки." Катерина так же продолжает возрождение традиций этого необычайно красивого искусства и обучает новых будущих мастериц.
Мастерство этих двух рукодельниц (ну и моё тоже) Вы можете посмотреть на страничках и в прилагаемых фотографиях
Ваша Татьяна (и поклонница горьковского гипюра)💞
Благодарю за предоставленный материал и фотографии Катерину Петрунину и Ольгу Якунину. Часть материала взято из интернета в свободном доступе.
#_Вышивкасдушой #любимоехобби #клубвышивальшицбердск #мирдолжензнатьчтоявышиваю #милымдамам