Найти в Дзене

Разочарованный мастер: ФРАНСИСКО ГОЙЯ. Часть первая: Странные миры

Добрый день, уважаемые читатели!

Творчество Франсиско Гойи демонстрирует широкий спектр стилей и направлений. Но ничто не производит столь сильного впечатления, как его сумрачные и тревожные "Чёрные картины", которые надолго запечатлеваются в памяти зрителя. Эти работы, наполненные ощущением трагизма, появились в поздний период жизни художника.

Автопортрет, 1815
Автопортрет, 1815

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес появился на свет 30 марта 1746 года в Фуэндетодосе, скромной деревушке, притаившейся среди арагонских утесов в северной Испании.

Фуэндетодос, Испания
Фуэндетодос, Испания

В семействе мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был самым младшим. Один из братьев, Камилло, выбрал путь священника; другой, Томас, пошел по стопам отца. Братьям Гойя удалось получить образование довольно посредственное, и по этой причине Франсиско всю жизнь писал с грамматическими ошибками. К концу 1750-х годов семейство обосновалось в Сарагосе. Приблизительно в 1759 году, когда Франсиско исполнилось тринадцать лет, он стал учеником у местного художника Хосе Лусана-и-Мартинеса. Обучение заняло около трех лет. Значительную часть этого периода Гойя занимался копированием гравюр, что, скорее всего, не способствовало быстрому овладению основами живописи.

Явление Богоматери Пилар Иакову и его сарагосским последователям, 1768
Явление Богоматери Пилар Иакову и его сарагосским последователям, 1768

Свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в тот период, от местной приходской церкви. Речь шла о раке для хранения мощей. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, намереваясь стать студентом Королевской академии Сан-Фернандо.

Мадрид в 1760-х годах
Мадрид в 1760-х годах

Однако, попытка провалилась. Юный художник не пал духом и вскоре начал учиться у придворного живописца Франсиско Байеу. В 1766 году Гойя предпринял еще одну, безуспешную, попытку поступления в Академию. После этого его внимание привлекли итальянские земли. В 1771 году он участвовал в конкурсе, организованном Пармской академией художеств, и завоевал второе место за историческую картину, изображавшую легендарного Ганнибала.

Жертвоприношение Весте, 1771
Жертвоприношение Весте, 1771

Вскоре после этого художник вернулся в Испанию. В 1772 году ему поступил заказ на роспись потолка для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В течение последующих десяти лет Гойя продолжал получать аналогичные заказы от церквей, расположенных в Сарагосе и окрестностях.

Роспись часовни Богородицы Источника, Муэль, Испания, 1771-1773
Роспись часовни Богородицы Источника, Муэль, Испания, 1771-1773
Роспись церкви Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагоса, Испания
Роспись церкви Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагоса, Испания

В 1773 году Гойя сочетался браком с Хосефой Байеу.

Портрет Хосефы Байеу, 1814-1816
Портрет Хосефы Байеу, 1814-1816

Этот союз укрепил его положение в художественном сообществе той эпохи. Хосефа приходилась сестрой известному Франсиско Байеу, который обладал значительным авторитетом. Последний поспособствовал тому, чтобы новый родственник получил ряд прибыльных и важных заказов. В 1774 году Гойя перебрался из Сарагосы в Мадрид, где начал работу над первой серией картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара.

Зонтик, 1777
Зонтик, 1777
Воздушный змей, 1778
Воздушный змей, 1778
Качели, 1779
Качели, 1779

Работа над картонами являлась для Гойи преобладающей задачей вплоть до 1780 года, но и в течение последующих десяти лет он не отказывался от неё полностью, периодически возвращаясь к созданию картонов. У Гойи и Хосефы появились на свет дети, однако, за исключением Хавьера (1784-1854), никто из них не дожил до зрелого возраста, умерев в младенчестве. Этот брак продлился вплоть до смерти Хосефы, случившейся в 1812 году.

Прачки, 1779
Прачки, 1779

В 1780 году Гойя удостоился зачисления в Королевскую академию Сан-Фернандо. Приглашением в нее послужило написанное в академической манере полотно «Распятие». Позже, в 1785 году, Гойя стал вице-директором живописного отделения академий, а в 1786 году был приглашен ко двору Карла III.

Распятие Христа, 1780
Распятие Христа, 1780

Смерть монарха в 1788 году стала для Гойи переломным моментом. Вступивший на престол Карл IV присвоил ему почетное звание придворного живописца. Именно тогда мастер добавил к своей фамилии дворянский префикс "де". Осыпанный королевскими благосклонностями, Гойя превратился в самого популярного и модного портретиста в среде мадридской знати. Помимо этого, он продолжал трудиться и для церквей. В этот период он создал знаменитый алтарный образ "Святой Бернардин Сиенский, проповедующий перед Альфонсом V Арагонским" (1781-83).

Проповедь Сан-Бернардино Сиенского перед Альфонсо V Арагонским, 1781-1783
Проповедь Сан-Бернардино Сиенского перед Альфонсо V Арагонским, 1781-1783

Зимой с 1792 на 1793 год безмятежная пора в жизни успешного живописца завершилась. Гойя прибыл в Кадис, дабы повидаться со своим приятелем, Себастьяном Мартинесом. Именно там он столкнулся с внезапной и непонятной болезнью. Часть исследователей склоняются к версии, что виной всему мог стать сифилис либо отравление неким ядом. Как бы там ни было, художника сразил паралич и частичная утрата способности видеть. Последующие месяцы он балансировал на грани жизни и вечности.

Великаны, 1791-1792
Великаны, 1791-1792

Слегка оправившись от болезни, Гойя возобновил творчество, создав цикл небольших полотен. Художник преследовал цели, близкие к целительной терапии, или, по его собственным словам, стремился "задействовать фантазию и отвлечься от недуга". Плюс ко всему, ему доставляло истинное удовлетворение творить, не оглядываясь на заказчиков, тем самым освободившись от диктата художественных канонов, царивших в эпоху. Эти небольшие произведения стали поворотным пунктом в творческом пути Гойи. Начиная с этого момента, в его искусстве начали доминировать загадочные образы, рожденные воображением. В этот же период отчетливо проявился его глубокий интерес к темным аспектам бытия.

Кораблекрушение, 1793-1794
Кораблекрушение, 1793-1794

В 1795 году, кончина Байеу привела к тому, что Гойя возглавил кафедру живописи в Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период стал свидетельством перехода к более вольной технике рисунка и гравюры, а также интенсивного освоения офорта. В 1799 году свет увидела первая серия офортов, получившая название «Капричос», состоящая из 80 гравюр. Она вызвала бурю эмоций, поразив современников едкой социальной сатирой, причудливым сочетанием гротеска и реальности, и новаторским художественным языком.

Капричос, 1799
Капричос, 1799
Капричос, 1799
Капричос, 1799
Капричос, 1799
Капричос, 1799

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

Часовня Сан-Антонио-де-ла-Флорида, Мадрид, Испания
Часовня Сан-Антонио-де-ла-Флорида, Мадрид, Испания

В тот же период кисти мастера принадлежат портреты различных лиц. Особо выделяется изображение герцогини Альбы, с которой Гойя состоял в близких отношениях в период с 1796 по 1797 год. Предполагается, что именно она позировала для легендарной "Обнажённой Махи".

Маха обнажённая, 1795-1800
Маха обнажённая, 1795-1800

Политическая позиция Гойи остаётся предметом дискуссий в наши дни. Вероятно, из-за осторожности и заботы о собственной безопасности художник предпочитал не высказывать свои взгляды публично.

Карл IV в костюме охотника, 1799
Карл IV в костюме охотника, 1799

В период царствования Карла IV, с 1788 по 1808 год, внутри Испании усиливалось напряжение, достигшее критической точки. Карл IV не проявил себя как сильный монарх. Он находился под влиянием своей супруги, Марии-Луизы, а также её фаворита, Мануэля Годоя, занявшего пост главы испанского правительства в 1792 году. Годой, по сути, разваливал страну, заслужив всеобщую ненависть. В 1808 году вспыхнуло народное восстание, направленное против правящей верхушки. В результате этих событий Карл IV отказался от трона, передав власть своему сыну, Фердинанду VII.

Конный портрет Фердинанда VII[, 1808
Конный портрет Фердинанда VII[, 1808

Фердинанд VII недолго властвовал. Всего через несколько недель он был обманом вывезен во Францию, где оказался пленником Наполеона. В Испанию вторглись французы. Наполеон обосновал вторжение необходимостью пресечь революцию. Некоторые испанцы видели в захватчиках освободителей от королевского деспотизма, другие оказывали им яростное сопротивление. В мае 1808 года французы с беспрецедентной жестокостью подавили патриотическое восстание в Мадриде. 6 июня 1808 года Наполеон водрузил своего брата Жозефа на королевский трон. Его правление продлилось до 1813 года, пока французские войска не были разбиты объединенными силами англичан, португальцев и испанцев под руководством герцога Веллингтона.

Колосс, 1808-1812
Колосс, 1808-1812

Во времена французской оккупации Гойя продолжал исполнять обязанности придворного живописца, хотя это не стало препятствием для создания им в 1812 году портрета герцога Веллингтона, являвшегося непримиримым противником Жозефа Бонапарта. По возвращении в Испанию Фердинанда VII (это произошло в 1814 году) художника подвергли суровой критике за его взаимодействие с оккупационными силами. Однако, это никак не повлияло на его положение при дворе.

Герцог Веллингтон, 1812-1814
Герцог Веллингтон, 1812-1814

В 1812 году Гойя встретил молодую женщину, Леокадию Вейсс. Результатом этой встречи стало рождение двоих детей. Художник всё сильнее замыкался в себе, исключая из своей жизни всё "общественное". В 1819 году он купил дом в пригороде Мадрида, который получил название "Дом Глухого". Стены своего нового жилища Гойя украсил росписями маслом, выбрав для этого тревожащие душу сюжеты.

Шабаш ведьм, 1820-1823
Шабаш ведьм, 1820-1823

Серия офортов, созданная в тот же период, по своей сути почти не отличалась от упомянутой росписи. В ней доминировали горькое разочарование в существовании, мрачный гротеск и фантасмагорические кошмары. Законченная в 1823 году, эта серия совпала с очередной волной репрессий, развязанных жестоким режимом Фердинанда VII. Не желая мириться с подобной политикой, Гойя в 1824 году принял решение об эмиграции, предпочтя добровольное изгнание.

Два старика вкушают суп, 1820-1823
Два старика вкушают суп, 1820-1823

Он завершил свой жизненный путь во Франции, в городе Бордо. Там он покинул этот мир 16 апреля 1828 года. Ему было 82 года. Позже его останки были возвращены на историческую родину и захоронены в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, что находится в Мадриде. Интересно, что эта церковь примечательна росписью стен и потолка, созданной кистью самого художника.

Гойю лечит доктор Аррьета, 1820
Гойю лечит доктор Аррьета, 1820

Поддержать канал автору на мечту:

dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: