Добрый день, уважаемые читатели!
Творчество Франсиско Гойи демонстрирует широкий спектр стилей и направлений. Но ничто не производит столь сильного впечатления, как его сумрачные и тревожные "Чёрные картины", которые надолго запечатлеваются в памяти зрителя. Эти работы, наполненные ощущением трагизма, появились в поздний период жизни художника.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес появился на свет 30 марта 1746 года в Фуэндетодосе, скромной деревушке, притаившейся среди арагонских утесов в северной Испании.
В семействе мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был самым младшим. Один из братьев, Камилло, выбрал путь священника; другой, Томас, пошел по стопам отца. Братьям Гойя удалось получить образование довольно посредственное, и по этой причине Франсиско всю жизнь писал с грамматическими ошибками. К концу 1750-х годов семейство обосновалось в Сарагосе. Приблизительно в 1759 году, когда Франсиско исполнилось тринадцать лет, он стал учеником у местного художника Хосе Лусана-и-Мартинеса. Обучение заняло около трех лет. Значительную часть этого периода Гойя занимался копированием гравюр, что, скорее всего, не способствовало быстрому овладению основами живописи.
Свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в тот период, от местной приходской церкви. Речь шла о раке для хранения мощей. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, намереваясь стать студентом Королевской академии Сан-Фернандо.
Однако, попытка провалилась. Юный художник не пал духом и вскоре начал учиться у придворного живописца Франсиско Байеу. В 1766 году Гойя предпринял еще одну, безуспешную, попытку поступления в Академию. После этого его внимание привлекли итальянские земли. В 1771 году он участвовал в конкурсе, организованном Пармской академией художеств, и завоевал второе место за историческую картину, изображавшую легендарного Ганнибала.
Вскоре после этого художник вернулся в Испанию. В 1772 году ему поступил заказ на роспись потолка для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В течение последующих десяти лет Гойя продолжал получать аналогичные заказы от церквей, расположенных в Сарагосе и окрестностях.
В 1773 году Гойя сочетался браком с Хосефой Байеу.
Этот союз укрепил его положение в художественном сообществе той эпохи. Хосефа приходилась сестрой известному Франсиско Байеу, который обладал значительным авторитетом. Последний поспособствовал тому, чтобы новый родственник получил ряд прибыльных и важных заказов. В 1774 году Гойя перебрался из Сарагосы в Мадрид, где начал работу над первой серией картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара.
Работа над картонами являлась для Гойи преобладающей задачей вплоть до 1780 года, но и в течение последующих десяти лет он не отказывался от неё полностью, периодически возвращаясь к созданию картонов. У Гойи и Хосефы появились на свет дети, однако, за исключением Хавьера (1784-1854), никто из них не дожил до зрелого возраста, умерев в младенчестве. Этот брак продлился вплоть до смерти Хосефы, случившейся в 1812 году.
В 1780 году Гойя удостоился зачисления в Королевскую академию Сан-Фернандо. Приглашением в нее послужило написанное в академической манере полотно «Распятие». Позже, в 1785 году, Гойя стал вице-директором живописного отделения академий, а в 1786 году был приглашен ко двору Карла III.
Смерть монарха в 1788 году стала для Гойи переломным моментом. Вступивший на престол Карл IV присвоил ему почетное звание придворного живописца. Именно тогда мастер добавил к своей фамилии дворянский префикс "де". Осыпанный королевскими благосклонностями, Гойя превратился в самого популярного и модного портретиста в среде мадридской знати. Помимо этого, он продолжал трудиться и для церквей. В этот период он создал знаменитый алтарный образ "Святой Бернардин Сиенский, проповедующий перед Альфонсом V Арагонским" (1781-83).
Зимой с 1792 на 1793 год безмятежная пора в жизни успешного живописца завершилась. Гойя прибыл в Кадис, дабы повидаться со своим приятелем, Себастьяном Мартинесом. Именно там он столкнулся с внезапной и непонятной болезнью. Часть исследователей склоняются к версии, что виной всему мог стать сифилис либо отравление неким ядом. Как бы там ни было, художника сразил паралич и частичная утрата способности видеть. Последующие месяцы он балансировал на грани жизни и вечности.
Слегка оправившись от болезни, Гойя возобновил творчество, создав цикл небольших полотен. Художник преследовал цели, близкие к целительной терапии, или, по его собственным словам, стремился "задействовать фантазию и отвлечься от недуга". Плюс ко всему, ему доставляло истинное удовлетворение творить, не оглядываясь на заказчиков, тем самым освободившись от диктата художественных канонов, царивших в эпоху. Эти небольшие произведения стали поворотным пунктом в творческом пути Гойи. Начиная с этого момента, в его искусстве начали доминировать загадочные образы, рожденные воображением. В этот же период отчетливо проявился его глубокий интерес к темным аспектам бытия.
В 1795 году, кончина Байеу привела к тому, что Гойя возглавил кафедру живописи в Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период стал свидетельством перехода к более вольной технике рисунка и гравюры, а также интенсивного освоения офорта. В 1799 году свет увидела первая серия офортов, получившая название «Капричос», состоящая из 80 гравюр. Она вызвала бурю эмоций, поразив современников едкой социальной сатирой, причудливым сочетанием гротеска и реальности, и новаторским художественным языком.
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.
В тот же период кисти мастера принадлежат портреты различных лиц. Особо выделяется изображение герцогини Альбы, с которой Гойя состоял в близких отношениях в период с 1796 по 1797 год. Предполагается, что именно она позировала для легендарной "Обнажённой Махи".
Политическая позиция Гойи остаётся предметом дискуссий в наши дни. Вероятно, из-за осторожности и заботы о собственной безопасности художник предпочитал не высказывать свои взгляды публично.
В период царствования Карла IV, с 1788 по 1808 год, внутри Испании усиливалось напряжение, достигшее критической точки. Карл IV не проявил себя как сильный монарх. Он находился под влиянием своей супруги, Марии-Луизы, а также её фаворита, Мануэля Годоя, занявшего пост главы испанского правительства в 1792 году. Годой, по сути, разваливал страну, заслужив всеобщую ненависть. В 1808 году вспыхнуло народное восстание, направленное против правящей верхушки. В результате этих событий Карл IV отказался от трона, передав власть своему сыну, Фердинанду VII.
Фердинанд VII недолго властвовал. Всего через несколько недель он был обманом вывезен во Францию, где оказался пленником Наполеона. В Испанию вторглись французы. Наполеон обосновал вторжение необходимостью пресечь революцию. Некоторые испанцы видели в захватчиках освободителей от королевского деспотизма, другие оказывали им яростное сопротивление. В мае 1808 года французы с беспрецедентной жестокостью подавили патриотическое восстание в Мадриде. 6 июня 1808 года Наполеон водрузил своего брата Жозефа на королевский трон. Его правление продлилось до 1813 года, пока французские войска не были разбиты объединенными силами англичан, португальцев и испанцев под руководством герцога Веллингтона.
Во времена французской оккупации Гойя продолжал исполнять обязанности придворного живописца, хотя это не стало препятствием для создания им в 1812 году портрета герцога Веллингтона, являвшегося непримиримым противником Жозефа Бонапарта. По возвращении в Испанию Фердинанда VII (это произошло в 1814 году) художника подвергли суровой критике за его взаимодействие с оккупационными силами. Однако, это никак не повлияло на его положение при дворе.
В 1812 году Гойя встретил молодую женщину, Леокадию Вейсс. Результатом этой встречи стало рождение двоих детей. Художник всё сильнее замыкался в себе, исключая из своей жизни всё "общественное". В 1819 году он купил дом в пригороде Мадрида, который получил название "Дом Глухого". Стены своего нового жилища Гойя украсил росписями маслом, выбрав для этого тревожащие душу сюжеты.
Серия офортов, созданная в тот же период, по своей сути почти не отличалась от упомянутой росписи. В ней доминировали горькое разочарование в существовании, мрачный гротеск и фантасмагорические кошмары. Законченная в 1823 году, эта серия совпала с очередной волной репрессий, развязанных жестоким режимом Фердинанда VII. Не желая мириться с подобной политикой, Гойя в 1824 году принял решение об эмиграции, предпочтя добровольное изгнание.
Он завершил свой жизненный путь во Франции, в городе Бордо. Там он покинул этот мир 16 апреля 1828 года. Ему было 82 года. Позже его останки были возвращены на историческую родину и захоронены в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, что находится в Мадриде. Интересно, что эта церковь примечательна росписью стен и потолка, созданной кистью самого художника.
Поддержать канал автору на мечту:
dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: