Найти в Дзене

Божественный художник: МИКЕЛАНДЖЕЛО. Часть вторая: ТОП-7 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Микеланджело на протяжении всей своей творческой карьеры придавал рисунку исключительное значение, видя в нём, как свидетельствуют источники, «единственное искусство, в котором воплощены все остальные искусства, и из которого они берут начало». Именно в период расцвета Возрождения, во многом благодаря новаторству Микеланджело, рисунок перестает быть просто подсобным инструментом и обретает статус независимого и самоценного жанра.

Мадонна с младенцем, 1525
Мадонна с младенцем, 1525

Микеланджело работал, не зная усталости, кисть его была в движении постоянно. Яркий пример: во время своего первого визита в Рим, изучая архитектурное наследие «Вечного города», он запечатлел в зарисовках более двухсот восьмидесяти архитектурных элементов. Он чаще всего предпочитал детали – торсы, головы, руки – потому что форма и объем всегда занимали главное место в его творчестве. При этом Микеланджело неуклонно искал самые сложные ракурсы, запечатлевал динамику жестов, передавая в них вечную борьбу материи и духа, который был, словно в плену.

Положение во гроб, 1500-1501
Положение во гроб, 1500-1501

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-7 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

Сонет Микеланджело с рисунком, 1510
Сонет Микеланджело с рисунком, 1510

7. Рука Микеланджело

Рука Микеланджело
Рука Микеланджело

Благодаря этому рисунку, мы видим руку гения, создавшего немеркнущие шедевры.

6. Клеопатра, 1533-1534

Клеопатра, 1533-1534
Клеопатра, 1533-1534

Один из подарочных рисунков, выполненных Микеланджело для его юного друга Томмазо Кавальери, который по ним учился рисовать. Темами этих рисунков были мифологические и аллегорические сюжеты.

5. Человеческие фигуры сзади

Человеческая фигура сзади
Человеческая фигура сзади
Человеческая фигура сзади
Человеческая фигура сзади

Эти наброски, по мнению многих искусствоведов, тесно перекликаются с его же картиной «Битва при Кашине». Рисунок служит ярким примером того, как Микеланджело виртуозно выстраивает мускулатуру, используя филигранную технику штриховки. Однако, при созерцании работы, эти штрихи словно растворяются, уступая место ощущению колоссальной силы, передачи динамики и выразительности, которые вкладывает художник. Обнаженные фигуры, предположительно, являются этюдами для воинов, предназначавшихся для неудавшейся работы «Битва при Кашине». Эти наброски прекрасно иллюстрируют значение перекрестной штриховки в рисунке Микеланджело, которая наравне с контуром, играет ключевую роль в создании пластической выразительности форм и ощущения объема.

4. Святое семейство (Тондо Дони), 1503-1505

Святое семейство (Тондо Дони), 1503-1505
Святое семейство (Тондо Дони), 1503-1505

«Тондо» — термин, обозначающий живописное полотно или рельеф, имеющие круглую форму. Перед нами, однако, не совсем тондо: работа Микеланджело, скорее, чуть выше, нежели шире. Своим наименованием картина обязана Аньоло Дони, преуспевающему флорентийскому ткачу, заказавшему ее к собственной свадьбе. Вероятно, что оригинальную раму для произведения спроектировал сам Микеланджело. Тондо Дони – единственная из полностью законченных, дошедших до наших дней картин художника, написанная на дереве. Взгляд зрителей, обращенный к этой сложной композиции, чаще всего восхищен исключительным мастерством Микеланджело-рисовальщика. Отдельные критики находят цветовую палитру произведения излишне резкой. С этим произведением сопряжено немало загадок. В частности, остается неясным значение изображений обнаженных юношей на заднем плане. Существуют мнения, трактующие их как фигуры ангелов, а другие, напротив, усматривают в них символ языческого мироощущения. В последнем случае подобное решение могло бы служить организации основного сюжета картины, основанного на противопоставлении язычества и христианства, представленного главными действующими лицами.

3. Дельфийская сивилла, 1509

Дельфийская сивилла, 1509
Дельфийская сивилла, 1509

Вдоль каждой из сторон впечатляющего свода, расписанного рукой Микеланджело, выстроились исполинские фигуры пророков Ветхого Завета. Они соседствуют с такими же масштабными изображениями прорицательниц, ведь предсказания многих языческих сивилл касались пришествия Христа. Дельфийская сивилла стала первой из этих фигур, и, несомненно, самой удачной. Ее поза, с торжественно поднятой рукой, отсылает нас к фигуре Девы Марии с "Тондо Дони". В своей книге, опубликованной в 1965 году, посвященной живописи Микеланджело, искусствовед Фредерик Хартт даёт следующее описание этой героини: «Единым величественным движением дельфийка поворачивается к нам... Кажется, что волосы и плащ прорицательницы колеблет некое дуновение Духа... Грандиозная левая рука сивиллы и прекрасная пластика спины её спутника производят, пожалуй, наиболее сильное впечатление среди всех фигур фрески». После недавней реставрации свода Сикстинской капеллы величие картины стало ещё очевиднее, благодаря возвращению первоначальной свежести цветам росписи.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

2. Распятие Святого Петра, 1542-1550

Распятие Святого Петра, 1542-1550
Распятие Святого Петра, 1542-1550

«Распятие святого Петра» – завершающее полотно, вышедшее из-под кисти Микеланджело. Петр был обречен на смерть в Риме, примерно в 64 году н. э., в период правления Нерона, известного гонениями на христиан. Апостол пожелал быть распятым вниз головой, полагая, что не достоин принять смерть, аналогичную Христу. Этот факт создал немало сложностей для многих живописцев, поскольку фигура распятого вниз головой Петра часто выглядела несколько курьезно. Микеланджело нашел безупречное решение, запечатлев Петра до того, как крест был воздвигнут. Массивная фигура святого (единственная обнаженная фигура на холсте, что не типично для художника) является смысловым центром композиции, а остальные персонажи размещены таким образом, словно выстроились вдоль обода огромного, неотвратимо вращающегося колеса.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

1. Страшный суд, 1536-1541

Страшный суд, 1536-1541
Страшный суд, 1536-1541

Эта монументальная фреска — самый крупный на тот период живописный шедевр в мире — была заказана папой Павлом III. Расположенная на всей восточной стене Сикстинской капеллы, она включает в себя более 300 фигур, составляющих единое изображение Страшного суда. Воскресших из могил грешников судит Христос, окруженный святыми, а рядом с ним — его мать.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Официальное представление фрески состоялось 31 октября 1541 года, спустя ровно 29 лет после того, как была явлена потолочная роспись капеллы, также созданная Микеланджело.

Фрагмент работы
Фрагмент работы
Фрагмент работы
Фрагмент работы

Свидетели утверждают, что папа Павел III, впервые увидев фреску, тут же преклонил колено. Джорджо Вазари сообщал, что новая работа Микеланджело была встречена «с восторгом и удивлением по всему Риму». Однако еще до завершения работы некоторые представители духовенства подвергли фреску критике, усмотрев в обнаженных фигурах нарушение приличий.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В итоге именно их точка зрения взяла верх. За несколько недель до кончины Микеланджело было решено добавить на ряд персонажей набедренные повязки, скрывающие "непристойные части" тела. «Одеть» фигуры было доверено Даниэле да Вольтерра (пламенному поклоннику таланта Микеланджело), после чего художник удостоился презрительного прозвища "Браджеттоне" - "рисовальщик штанов". В 1590-х годах папа Климент VIII всерьез задумывался об уничтожении «Страшного суда», но его отговорили от этого шага.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Среди святых, предъявляющих свидетельства своих мучений, мы видим фигуру святого Варфоломея, с которого заживо сняли кожу. Свою снятую кожу он держит в руках, а его лик представляет собой автопортрет Микеланджело.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: