Найти в Дзене

Разочарованный мастер: ФРАНСИСКО ГОЙЯ. Часть вторая: ТОП-8 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемы читатели!

Гойя удивляет некой своеобразной «неправильностью». Стремление выявить ее корни привело к различным толкованиям. Указывали на личные обстоятельства, вспоминая перенесенную им опасную болезнь, после которой художник доживал свой век, выражаясь современно, «инвалидом». Не обходили вниманием и исторические предпосылки, отмечая, что ему довелось стать свидетелем общеевропейской трагедии, войны, вряд ли способствовавшей позитивному взгляду на жизнь.

Аутодафе, 1814-1816
Аутодафе, 1814-1816

В социальном контексте Гойя жил в переломный момент испанской истории, когда эпохи рушились. В такой обстановке у человека практически не оставалось опор, способных уберечь от отчаяния и потери веры в смысл существования. Ортега-и-Гассет окрестил его "деформированным гением", чья "неуклюжесть" рождала "головокружительные сальто в искусстве живописи". Вне зависимости от интерпретаций, причудливый мир Гойи, пронизанный человеческой ложью, "искажениями", потусторонними силами и фантастическими преувеличениями, отразил нечто доселе сокрытое в людях — то, что скрывалось под маской приличия и веры во всемогущество человеческого разума. Гойя сорвал эту маску, став великим художником, чье влияние ощущается нами по сей день.

Шабаш ведьм, 1797-1798
Шабаш ведьм, 1797-1798

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-8 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

8. Семья герцога Осуна, 1788

Семья герцога Осуна, 1788
Семья герцога Осуна, 1788

С начала 1780-х годов Гойя получил известность как автор тонко (и в цвете, и в композиции) выполненных портретов. Фигуры и предметы на них как бы растворяются в прозрачной дымке. Представленный портрет - из этого ряда.

7. Мария-Луиза, 1789

Мария-Луиза, 1789
Мария-Луиза, 1789

Жена безвольного Карла IV, напротив, слыла сильной и властолюбивой женщиной. Чего не скажешь о высокой морали. Именно в эпоху Карла IV все увидели на престоле не богоподобных монархов, а обыкновенных порочных людей, что выразилось в открытом выражении неуважения. Гойя писал монархам верноподданнические письма, но в душе, видимо, разделял общее мнение. За внешней помпезностью этого портрета можно рассмотреть его истинные чувства.

6. Герцогиня Альба в черном, 1797

Герцогиня Альба в черном, 1797
Герцогиня Альба в черном, 1797

Хотя этот портрет был создан Гойей незадолго после того, как герцогиня Альба овдовела, ее траурное облачение, скорее, проникнуто романтикой, а не скорбью. Подобные черные наряды были популярны среди простолюдинок, желавших обратить на себя мужское внимание. На момент написания полотна герцогине было тридцать пять лет. Она блистала своей притягательностью, изысканностью и красотой. Два года назад Гойя уже запечатлел герцогиню Альбу, представив ее в белом платье.

Герцогиня Альба в белом, 1795
Герцогиня Альба в белом, 1795

Многие источники указывают на любовную связь между герцогиней и Гойей, что подтверждается косвенными намеками в портрете. Прежде всего, это надпись, на которую герцогиня акцентирует внимание зрителя: "Только Гойя". Хотя такие восхваления мастерства художников часто встречались на полотнах той эпохи, в данном случае эта фраза может нести и иной, скрытый смысл. Кроме того, имена "Альба" и "Гойя" выгравированы на ее кольцах. Гойя сохранил светлую память о герцогине даже после их разрыва отношений. В 1802 году герцогиня Альба скончалась.

5. Маха одетая, 1797-1798

Маха одетая, 1797-1798
Маха одетая, 1797-1798

Вместе с полотном «Маха обнаженная» эта картина составляет своеобразный диптих. По общему мнению, позировала для обеих картин герцогиня Альба, бывшая любовницей художника. Все здесь проникнуто ароматом тайны и скрытой чувственности.

Маха обнажённая, 1795-1800
Маха обнажённая, 1795-1800

4. Махи на балконе, 1805-1812

Махи на балконе, 1805-1812
Махи на балконе, 1805-1812

Махи - свободные женщины, не придерживающиеся общепринятых правил и всегда готовые на новую любовную интригу. Они были излюбленным образом Гойи. Но эта картина, как считают некоторые исследователи, несет и символический смысл. Он в том, что прекрасная свободолюбивая Испания живет между решеткой тюрьмы и лапами слабеющей на глазах инквизиции.

3. Соломенная кукла, 1791-1792

Соломенная кукла, 1791-1792
Соломенная кукла, 1791-1792

Это один из завершающих и наиболее известных картонов Гойи, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара. Картоны принесли художнику известность, но сам Гойя не испытывал особой привязанности к этой работе, справедливо полагая, что способен на большее. Когда шпалеры (настенные ковры-картины без ворса, изготовленные вручную) по этим картонам украсили королевские резиденции, оригинальные рисунки на долгие годы оказались забыты. Большая часть этих картонов была обнаружена совершенно случайно в подвале в 1860-х годах. После реставрации их передали в дар музею Прадо. "Соломенная кукла", отличающаяся свежестью и живостью, при внимательном рассмотрении предстает как произведение с ярко выраженным метафизическим подтекстом. Образы людей, играющих с куклой, воплощают идею быстротечности молодости, так как сама кукла намекает на то, что эти энергичные девушки с годами состарятся и превратятся в таких же марионеток. Кроме того, лица молодых женщин вызывают одновременно волнение и настороженность. Здесь мы наблюдаем характерное для Гойи "искажение".

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Неживые черты кукольного лица еще ярче проявляются на фоне густой бархатистой зелени надетого на марионетку камзола.

2. Похороны сардинки, 1815-1820

Похороны сардинки, 1815-1820
Похороны сардинки, 1815-1820

На этой необычной картине запечатлён вторник, последний день Масленицы, когда в самом сердце Мадрида стартовали карнавальные шествия. Этот традиционный праздник венчался «Похоронами сардинки», знаменовавшими собой окончание Масленицы. За этим шел Великий пост. Религиозные торжества формировали стержень повседневности в Испании того периода. Гойя создал несколько работ на эту тему, и «Похороны сардинки» является наиболее мрачной из них. Сквозь христианский обряд просвечивают отголоски старинных языческих верований. Мы располагаем крайне скудными сведениями об обстоятельствах создания этой картины, равно как и о точной дате её написания. Лица почти всех участников карнавала сокрыты масками, вызывающими в памяти те пугающие образы, которые позднее всплывут в знаменитой серии «Чёрных картин» Гойи.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

На полотнище изображена огромная голова, со зловещей усмешкой наблюдающая за тем, что происходит вокруг.

1. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, 1814

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, 1814
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, 1814

2 мая 1808 года в Мадриде произошло жестокое подавление патриотического восстания войсками Франции, оккупировавшими Испанию. Незамедлительно за этим последовала серия массовых казней мятежников, организованных французскими властями. Казни продолжались всю ночь и весь следующий день. После окончательного изгнания французов и возвращения на испанский престол короля Фердинанда VII, Гойя получил от правительства заказ на создание двух масштабных полотен. Заказчики подразумевали, что картины призваны "запечатлеть посредством живописи героические эпизоды славного противостояния испанцев европейскому тирану". Гойя выполнил заказ, однако его работы не получили заслуженного признания. Предположительно, это объясняется слишком необычной манерой исполнения художника. От него ожидали изображений героических образов и патетических жестов, в то время как он, руководствуясь человеческими чувствами, выражал гнев по отношению к ужасам войны. Особенно наглядно это проявилось в полотне «Расстрел повстанцев», которое сегодня признано непревзойденным шедевром. Несмотря на то, что Гойя не был непосредственным свидетелем казни, ему удалось с поразительной точностью передать атмосферу чудовищного насилия над человеческой сущностью.

Деталь

Центральная фигура изображена стоящей на коленях. В полный рост она показалась бы гигантской статуей, поэтому Гойя умышленно уменьшает ее размеры, усиливая тем самым общий драматический эффект полотна.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Поддержать канал автору на мечту:

dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: