На набережной в Волгограде почти полвека стоит мемориал волжским речникам — героям войны. В центре памятника установлен пожарно-спасательный пароход «Гаситель», катер-герой. Во время Сталинградской битвы храбрая команда судна во главе с капитаном Петром Воробьевым тушила пожары и спасала людей.
О непростой и впечатляющей судьбе парохода «Гаситель» рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Как пароход пожары тушил
История «Гасителя» началась в 1903 году. Министерство путей сообщения заказало нижегородским кораблестроителям пожарно-спасательный пароход для Царицына (Волгограда). Оплатили заказ несколько пароходств, державших в городе причалы — «Русь» В.Ф. Лапшина, общество «Кавказ и Меркурий», компания братьев Нобелей. Изначально катер получил название «Царев».
Почему известные пароходные компании решили в складчину приобрести пожарный баркас? По словам волгоградских историков, в конце XIX века Царицын славился своей деревообрабатывающей промышленностью и… пожарами. Город занимал первое место на Волге по лесу. На берегу стояли лесопильные заводы. В город шли караваны судов с деревом. Часто в порт Царицына прибывали беляны, огромные одноразовые лодки, собранные из бревен. Их разбирали, а лес дальше отправляли по железной дороге. Подробнее о знаменитых волжских гигантах читайте в нашей статье👇🏻
💡 Беляны: история одноразовых судов размером с футбольное поле.
Нередко возникали возгорания. 12 июня 1901 года в Царицыне произошёл один из крупнейших в истории города пожаров, событие прогремело на всю страну. Видимо, кто-то неосторожно обронил окурок на беляну, груженную лесом. От нее огонь перекинулся на караван прибрежных судов, а оттуда — на склад лесоматериалов. За трое суток выгорели три завода, два поселка и несколько десятков белян. Общий ущерб составил 13 млн руб., колоссальные деньги!
Известный русский писатель Александр Куприн в своем очерке назвал произошедшее «Царицынским пожарищем». Вот как он описал увиденное: «И только по огромности опустевшей площади можно судить о необычайных размерах пожара. Сгорело все до последней соринки». Местный купец поделился с писателем: «Мы, почитай, две недели горим, не переставая».
Так что пожарный пароход для царицынских купцов и руководства города был жизненно необходим. Судно получилось особенным для своего времени, одним из самых быстрых, маневренных и оснащенных на Волге.
Характеристики пожарного катера:
🚢Габариты судна: длина — 35,99 м, ширина — 5,57 м, высота борта — 2,69 м, грузоподъемность — 19,20 т.
🚢Стальной катер с ледокольным носом и крейсерской кормой мог разбивать лед на реке, освобождая путь другим судам. До 1936 года был оборудован подводным тараном, чтобы подходить и пробивать горящее судно.
🚢Паровая машина Compaund мощностью 400 л.с. позволяла развивать скорость до 24 км/ч. Кстати, изобретенные в Англии компаунд-машины в России стали активно использовать на пароходах в начале XX века. К примеру, такие двигатели стояли на судах известной пароходчицы Марии Кашиной, о которой мы писали в этой статье.
🚢 «Царев» был оснащен системой пожаротушения, а также осушительной системой с водоотливными насосами. Для борьбы с пожарами его снабдили 8 пожарными рукавами, 8 стволами на лафете, огнетушителями, баграми.
🚢Пожарный баркас сопровождал суда с лесом, охранял их от пожаров на «лесных» пристанях, откачивал воду из барж и прибрежных сооружений, участвовал в аварийно-спасательных мероприятиях.
🚢Экипаж — 17 человек.
Источник: библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.
Пожары в Царицыне случались в те времена часто, поэтому у парохода «Царев» всегда была работа. Когда началась Гражданская война, судно перешло на боевую службу. На палубе поставили пушку и пулеметы. «Царев» сопровождал суда с оружием и боеприпасами, ходил в разведку.
«Изумлен молодецкой работой команды «Гасителя»
В мирное время «Царев» вернулся к тушению пожаров на воде и на берегу. В 1926 году судно переименовали в «Гаситель», и с этим названием открылась новая героическая страница жизни парохода.
В 1927 году капитаном «Гасителя» назначили 42-летнего Петра Васильевича Воробьева. Именно под его командованием экипаж будет помогать армии на Сталинградских переправах. Астраханец Петр Воробьев родился на берегу Волги, с юности трудился сольщиком на рыбных промыслах, рулевым на буксире, затем служил на Черноморском флоте. В Гражданскую войну был лоцманом Волжской военной флотилии, участвовал в боевых действиях на Северном Каспии и в Царицыне. После войны командовал ледокольным пароходом «Каспий» и другими судами.
Петр Васильевич Воробьев был опытным капитаном, умелым судоводителем, знавшим все мели. Его знала вся Волга. Под его руководством катер стал образцовым судном. В конце 1920-х годов команда принимала на борту Климента Ворошилова, тогда наркома по военным и морским делам. Он оставил в судовом журнале памятную запись: «Присутствовал на „Гасителе“ во время пожарной тревоги. Команда и механизмы действовали прекрасно. 6.XI.1928».
В 1929 году гостем на пожарном пароходе стал Максим Горький. Рулевой Иван Елагин вспоминал:
«Алексея Максимовича мы должны были на „Гасителе“ отвезти в лагерь беспризорных детей, который находился недалеко от Сталинграда. Прокатили мы вначале его по рейду, а потом направились к лагерю. Перед тем как сойти на берег, Горький поинтересовался нашей работой и остался ею доволен, похвалил матросов и пожарных. А в журнале записал: „Совершенно изумлен молодецкой работой и отличной организацией команды. Сердечно жму руку. Горький. 29.VIII.1929 год“.
По Волге — через волны огня
С самого начала Великой Отечественной войны пожарный катер вернулся на военную службу. «Гаситель» принимал активное участие в Сталинградской битве — историки называют его знаковым для Сталинграда пароходом. Он был аварийно-спасательным катером, сопровождал суда с пассажирами, баржи с топливом, вывозил мирных жителей. Капитан вспоминал, как «брали на борт до 250 человек и шли притопленными по палубу».
На катер установили зенитное вооружение для защиты от немецкой авиации, запасные шланги и клещи (для борьбы с зажигательными бомбами).
Боевое крещение «Гасителя» — лишь один пример отважной работы команды на Сталинградском рейде. Капитан Петр Воробьев рассказал, как это было:
«Должно быть, за всю жизнь реки не было на ней таких пожаров. В конце июля 1942 года приказ: немедленно отправиться в районе Ерзовки, где горит нефтекараван… Навстречу нам по течению двигалась волна огня. Пылал керосин, вылившийся из барж. Маневрируем. Идем на пределе глубины. Пробились к барже „Обь“. Ее палубу вырвало взрывом и над ней стоит 100-метровая стена огня. Тушить ее бесполезно. А вот две счаленные баржи спасти можно. Трое наших пожарных высадились на баржи. Мы их поливали водой. Баржи уже нагрелись и вот-вот могли взорваться. Пожарные сумели расчалить баржи, и мы их оттащили подальше от огня».
Работать приходилось под налетом вражеских самолетов. Как писал в своем очерке Александр Рогозин, капитан и историк, немецкие эскадрильи заходили на город волна за волной, сыпались тысячи бомб на жилые дома, больницы, заводы, на пристани, портовые сооружения, на суда, которые стояли на рейде или работали на переправах:
«Горело все, что могло гореть: причалы и лабазы, на путях взрывались вагоны с горючим и боеприпасами. Над Волгой полз удушливый дым. «Гаситель» переходил с одного горящего объекта на другой. Спасали и суда, и вагоны, стоявшие на портовой ветке».
25 августа «Гаситель» перевозил раненых с правого берега, а оружие с боеприпасами — с левого. Вечером во время одного из рейсов катер атаковали сразу несколько немецких самолетов. Погибли механик Яков Данилович Ерохин и кочегар В.А. Соколов. Стоявший за штурвалом рулевой Иван Елагин был ранен. Несколько членов команды также получили ранения. Сам пароход был серьезно поврежден, вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Погибшего механика заменил его помощник С.А. Агапов. Капитан Воробьев организовал ремонт пробоин в корпусе — экипаж чинил судно прямо на ходу. И «Гаситель» смог продолжить работу.
«От взрывных волн на «Гасителе» лопнули иллюминаторы и стекла в рубке. Людей сбивало с ног. Трудно представить сейчас, как можно в этих условиях работать. Волгари держались. На некоторых загоралась одежда. У многих были опалены волосы и брови», — так описывали условия работы на Сталинградских переправах свидетели тех событий.
Команда «Гасителя» трудилась днем и ночью. Но осенью 1942 года пароход окончил свою службу. По данным краеведов, из-за обмеления Волги катер не смог выйти из Сталинградского затона. Команду расформировали, капитана отправили в командировку в Саратов. А 14 октября при очередном налете немецкой авиации пароход затонул. Вернувшись из рабочей поездки, командир больше не увидел своего судна.
Всего за время работы на Сталинградском рейде, участвуя в тушении пожаров, переправах людей и техники через Волгу, катер-герой получил 3452 пробоины. За проявленную во время битвы на Волге отвагу капитан Воробьев был награжден орденом Красного Знамени.
Памятник героям-волгарям
«Гасителя» ожидало славное будущее. Весной 1943 года катер подняли со дна, отремонтировали. Команда и капитан Воробьев продолжили работать на пароходе.
В 1949 году «Гаситель» участвовал в сьемках художественного фильма «Сталинградская битва». Картину снимали на фоне реальных видов разрушенного города. Реквизит тоже уникальный: на экране зритель увидел десятки трофейных танков, немецкое оружие. Подлинной была не только техника, но и форма. Пароход в кадре делал то же, что и во время Сталинградской битвы, — помогал армии, перевозил солдат. Закадровый текст читал Юрий Левитан.
«Гаситель» вместе с капитаном Павлом Воробьевым проработали до 1960-х годов. Павел Васильевич ушел на заслуженный отдых, занимался общественной деятельностью. В 1966 году «Гасителя» отправили на пенсию и затопили. Но катеру-герою не суждено было кануть безвестно в волжские воды. В 1974 году возникла идея поднять и восстановить катер-герой. Эту сложную работу взял на себя 7-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Минречфлота РСФСР. К месту, где затонуло судно, спасателей привел бывший рулевой парохода Иван Яковлевич Ерохин.
Как пишут историки, поднять судно стоило больших денег, тогда инженеры и водолазы решили работать бесплатно, в свободное время и в отпусках. Их поддержали речники и судоремонтники, которые помогали восстанавливать катер. Молодые волгари по всей реке проводили «Вахты памяти», а заработанные деньги перечисляли на восстановление «Гасителя».
В 1977 года пожарный пароход «Гаситель» стал памятником героям Сталинграда и Волги.
Читайте также:
«Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.
Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу.