Найти в Дзене

Легендарный «Гаситель»: подвиг пожарного парохода и его команды под Сталинградом

На набережной в Волгограде почти полвека стоит мемориал волжским речникам — героям войны. В центре памятника установлен пожарно-спасательный пароход «Гаситель», катер-герой. Во время Сталинградской битвы храбрая команда судна во главе с капитаном Петром Воробьевым тушила пожары и спасала людей. О непростой и впечатляющей судьбе парохода «Гаситель» рассказываем на канале «История Волжского пароходства». История «Гасителя» началась в 1903 году. Министерство путей сообщения заказало нижегородским кораблестроителям пожарно-спасательный пароход для Царицына (Волгограда). Оплатили заказ несколько пароходств, державших в городе причалы — «Русь» В.Ф. Лапшина, общество «Кавказ и Меркурий», компания братьев Нобелей. Изначально катер получил название «Царев». Почему известные пароходные компании решили в складчину приобрести пожарный баркас? По словам волгоградских историков, в конце XIX века Царицын славился своей деревообрабатывающей промышленностью и… пожарами. Город занимал первое место на Во
Оглавление
Самое известное фото «Гасителя» — на самом деле кадр из фильма 1949 года. Он иллюстрирует, как бронекатер во время Сталинградской битвы доставлял пополнение армии.
Самое известное фото «Гасителя» — на самом деле кадр из фильма 1949 года. Он иллюстрирует, как бронекатер во время Сталинградской битвы доставлял пополнение армии.

На набережной в Волгограде почти полвека стоит мемориал волжским речникам — героям войны. В центре памятника установлен пожарно-спасательный пароход «Гаситель», катер-герой. Во время Сталинградской битвы храбрая команда судна во главе с капитаном Петром Воробьевым тушила пожары и спасала людей.

О непростой и впечатляющей судьбе парохода «Гаситель» рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

Как пароход пожары тушил

История «Гасителя» началась в 1903 году. Министерство путей сообщения заказало нижегородским кораблестроителям пожарно-спасательный пароход для Царицына (Волгограда). Оплатили заказ несколько пароходств, державших в городе причалы — «Русь» В.Ф. Лапшина, общество «Кавказ и Меркурий», компания братьев Нобелей. Изначально катер получил название «Царев».

Почему известные пароходные компании решили в складчину приобрести пожарный баркас? По словам волгоградских историков, в конце XIX века Царицын славился своей деревообрабатывающей промышленностью и… пожарами. Город занимал первое место на Волге по лесу. На берегу стояли лесопильные заводы. В город шли караваны судов с деревом. Часто в порт Царицына прибывали беляны, огромные одноразовые лодки, собранные из бревен. Их разбирали, а лес дальше отправляли по железной дороге. Подробнее о знаменитых волжских гигантах читайте в нашей статье👇🏻

💡 Беляны: история одноразовых судов размером с футбольное поле.

Царицынские пристани. Архивное фото.
Царицынские пристани. Архивное фото.

Нередко возникали возгорания. 12 июня 1901 года в Царицыне произошёл один из крупнейших в истории города пожаров, событие прогремело на всю страну. Видимо, кто-то неосторожно обронил окурок на беляну, груженную лесом. От нее огонь перекинулся на караван прибрежных судов, а оттуда — на склад лесоматериалов. За трое суток выгорели три завода, два поселка и несколько десятков белян. Общий ущерб составил 13 млн руб., колоссальные деньги!

Известный русский писатель Александр Куприн в своем очерке назвал произошедшее «Царицынским пожарищем». Вот как он описал увиденное: «И только по огромности опустевшей площади можно судить о необычайных размерах пожара. Сгорело все до последней соринки». Местный купец поделился с писателем: «Мы, почитай, две недели горим, не переставая».

Так что пожарный пароход для царицынских купцов и руководства города был жизненно необходим. Судно получилось особенным для своего времени, одним из самых быстрых, маневренных и оснащенных на Волге.

Пожарный пароход «Царев» («Гаситель»). Фото из архива.
Пожарный пароход «Царев» («Гаситель»). Фото из архива.

Характеристики пожарного катера:

🚢Габариты судна: длина — 35,99 м, ширина — 5,57 м, высота борта — 2,69 м, грузоподъемность — 19,20 т.

🚢Стальной катер с ледокольным носом и крейсерской кормой мог разбивать лед на реке, освобождая путь другим судам. До 1936 года был оборудован подводным тараном, чтобы подходить и пробивать горящее судно.

🚢Паровая машина Compaund мощностью 400 л.с. позволяла развивать скорость до 24 км/ч. Кстати, изобретенные в Англии компаунд-машины в России стали активно использовать на пароходах в начале XX века. К примеру, такие двигатели стояли на судах известной пароходчицы Марии Кашиной, о которой мы писали в этой статье.

🚢 «Царев» был оснащен системой пожаротушения, а также осушительной системой с водоотливными насосами. Для борьбы с пожарами его снабдили 8 пожарными рукавами, 8 стволами на лафете, огнетушителями, баграми.

🚢Пожарный баркас сопровождал суда с лесом, охранял их от пожаров на «лесных» пристанях, откачивал воду из барж и прибрежных сооружений, участвовал в аварийно-спасательных мероприятиях.

🚢Экипаж — 17 человек.

Источник: библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.

Пожары в Царицыне случались в те времена часто, поэтому у парохода «Царев» всегда была работа. Когда началась Гражданская война, судно перешло на боевую службу. На палубе поставили пушку и пулеметы. «Царев» сопровождал суда с оружием и боеприпасами, ходил в разведку.

Пароход «Царев» переименовали в «Гаситель». Фото из архива музея ВГУВТ.
Пароход «Царев» переименовали в «Гаситель». Фото из архива музея ВГУВТ.

«Изумлен молодецкой работой команды «Гасителя»

В мирное время «Царев» вернулся к тушению пожаров на воде и на берегу. В 1926 году судно переименовали в «Гаситель», и с этим названием открылась новая героическая страница жизни парохода.

В 1927 году капитаном «Гасителя» назначили 42-летнего Петра Васильевича Воробьева. Именно под его командованием экипаж будет помогать армии на Сталинградских переправах. Астраханец Петр Воробьев родился на берегу Волги, с юности трудился сольщиком на рыбных промыслах, рулевым на буксире, затем служил на Черноморском флоте. В Гражданскую войну был лоцманом Волжской военной флотилии, участвовал в боевых действиях на Северном Каспии и в Царицыне. После войны командовал ледокольным пароходом «Каспий» и другими судами.

Петр Васильевич Воробьев был опытным капитаном, умелым судоводителем, знавшим все мели. Его знала вся Волга. Под его руководством катер стал образцовым судном. В конце 1920-х годов команда принимала на борту Климента Ворошилова, тогда наркома по военным и морским делам. Он оставил в судовом журнале памятную запись: «Присутствовал на „Гасителе“ во время пожарной тревоги. Команда и механизмы действовали прекрасно. 6.XI.1928».

В 1929 году гостем на пожарном пароходе стал Максим Горький. Рулевой Иван Елагин вспоминал:

«Алексея Максимовича мы должны были на „Гасителе“ отвезти в лагерь беспризорных детей, который находился недалеко от Сталинграда. Прокатили мы вначале его по рейду, а потом направились к лагерю. Перед тем как сойти на берег, Горький поинтересовался нашей работой и остался ею доволен, похвалил матросов и пожарных. А в журнале записал: „Совершенно изумлен молодецкой работой и отличной организацией команды. Сердечно жму руку. Горький. 29.VIII.1929 год“.

Капитан «Гасителя» Петр Воробьев. Фото из архива музея ВГУВТ.
Капитан «Гасителя» Петр Воробьев. Фото из архива музея ВГУВТ.

По Волге — через волны огня

С самого начала Великой Отечественной войны пожарный катер вернулся на военную службу. «Гаситель» принимал активное участие в Сталинградской битве — историки называют его знаковым для Сталинграда пароходом. Он был аварийно-спасательным катером, сопровождал суда с пассажирами, баржи с топливом, вывозил мирных жителей. Капитан вспоминал, как «брали на борт до 250 человек и шли притопленными по палубу».

На катер установили зенитное вооружение для защиты от немецкой авиации, запасные шланги и клещи (для борьбы с зажигательными бомбами).

Боевое крещение «Гасителя» — лишь один пример отважной работы команды на Сталинградском рейде. Капитан Петр Воробьев рассказал, как это было:

«Должно быть, за всю жизнь реки не было на ней таких пожаров. В конце июля 1942 года приказ: немедленно отправиться в районе Ерзовки, где горит нефтекараван… Навстречу нам по течению двигалась волна огня. Пылал керосин, вылившийся из барж. Маневрируем. Идем на пределе глубины. Пробились к барже „Обь“. Ее палубу вырвало взрывом и над ней стоит 100-метровая стена огня. Тушить ее бесполезно. А вот две счаленные баржи спасти можно. Трое наших пожарных высадились на баржи. Мы их поливали водой. Баржи уже нагрелись и вот-вот могли взорваться. Пожарные сумели расчалить баржи, и мы их оттащили подальше от огня».

Отважная команда пожарного катера-героя. Фото из архива музея ВГУВТ.
Отважная команда пожарного катера-героя. Фото из архива музея ВГУВТ.

Работать приходилось под налетом вражеских самолетов. Как писал в своем очерке Александр Рогозин, капитан и историк, немецкие эскадрильи заходили на город волна за волной, сыпались тысячи бомб на жилые дома, больницы, заводы, на пристани, портовые сооружения, на суда, которые стояли на рейде или работали на переправах:

«Горело все, что могло гореть: причалы и лабазы, на путях взрывались вагоны с горючим и боеприпасами. Над Волгой полз удушливый дым. «Гаситель» переходил с одного горящего объекта на другой. Спасали и суда, и вагоны, стоявшие на портовой ветке».

25 августа «Гаситель» перевозил раненых с правого берега, а оружие с боеприпасами — с левого. Вечером во время одного из рейсов катер атаковали сразу несколько немецких самолетов. Погибли механик Яков Данилович Ерохин и кочегар В.А. Соколов. Стоявший за штурвалом рулевой Иван Елагин был ранен. Несколько членов команды также получили ранения. Сам пароход был серьезно поврежден, вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Погибшего механика заменил его помощник С.А. Агапов. Капитан Воробьев организовал ремонт пробоин в корпусе — экипаж чинил судно прямо на ходу. И «Гаситель» смог продолжить работу.

«От взрывных волн на «Гасителе» лопнули иллюминаторы и стекла в рубке. Людей сбивало с ног. Трудно представить сейчас, как можно в этих условиях работать. Волгари держались. На некоторых загоралась одежда. У многих были опалены волосы и брови», — так описывали условия работы на Сталинградских переправах свидетели тех событий.

Команда «Гасителя» трудилась днем и ночью. Но осенью 1942 года пароход окончил свою службу. По данным краеведов, из-за обмеления Волги катер не смог выйти из Сталинградского затона. Команду расформировали, капитана отправили в командировку в Саратов. А 14 октября при очередном налете немецкой авиации пароход затонул. Вернувшись из рабочей поездки, командир больше не увидел своего судна.

Всего за время работы на Сталинградском рейде, участвуя в тушении пожаров, переправах людей и техники через Волгу, катер-герой получил 3452 пробоины. За проявленную во время битвы на Волге отвагу капитан Воробьев был награжден орденом Красного Знамени.

Новая послевоенная жизнь пожарного катера «Гаситель». Фото из архивов.
Новая послевоенная жизнь пожарного катера «Гаситель». Фото из архивов.

Памятник героям-волгарям

«Гасителя» ожидало славное будущее. Весной 1943 года катер подняли со дна, отремонтировали. Команда и капитан Воробьев продолжили работать на пароходе.

В 1949 году «Гаситель» участвовал в сьемках художественного фильма «Сталинградская битва». Картину снимали на фоне реальных видов разрушенного города. Реквизит тоже уникальный: на экране зритель увидел десятки трофейных танков, немецкое оружие. Подлинной была не только техника, но и форма. Пароход в кадре делал то же, что и во время Сталинградской битвы, — помогал армии, перевозил солдат. Закадровый текст читал Юрий Левитан.

«Гаситель» вместе с капитаном Павлом Воробьевым проработали до 1960-х годов. Павел Васильевич ушел на заслуженный отдых, занимался общественной деятельностью. В 1966 году «Гасителя» отправили на пенсию и затопили. Но катеру-герою не суждено было кануть безвестно в волжские воды. В 1974 году возникла идея поднять и восстановить катер-герой. Эту сложную работу взял на себя 7-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Минречфлота РСФСР. К месту, где затонуло судно, спасателей привел бывший рулевой парохода Иван Яковлевич Ерохин.

«Гаситель» стал памятником, который до сих пор стоит на набережной Волгограда.
«Гаситель» стал памятником, который до сих пор стоит на набережной Волгограда.

Как пишут историки, поднять судно стоило больших денег, тогда инженеры и водолазы решили работать бесплатно, в свободное время и в отпусках. Их поддержали речники и судоремонтники, которые помогали восстанавливать катер. Молодые волгари по всей реке проводили «Вахты памяти», а заработанные деньги перечисляли на восстановление «Гасителя».

В 1977 года пожарный пароход «Гаситель» стал памятником героям Сталинграда и Волги.

Читайте также:

«Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.

Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу.