Гитарист легендарных The Damned, Капитан Сенсибл, десятилетиями был в авангарде панка 70-х, а значит, по идее, должен был люто ненавидеть прог-рок. Но, как оказалось, его пристрастие к «заумной» музыке было лишь тщательно скрываемо. В 2009-м он наконец признался, что частенько «подворовывал» идеи у жанра, который публично презирал, хотя и подтвердил: доля искреннего негатива тоже присутствовала.
Первые пластинки и муки выбора в музыкальном магазине
«Первой пластинкой, которую я купил, была "I’m A Moody Guy" Шейна Фентона (который позже стал Элвином Стардастом). Я был таким мелким, лет пяти, что пришлось просить маму ее купить. И я до сих пор люблю эту запись! Недавно нашел ее в интернете и понял, что помню каждый звук. Должно быть, я заслушал ее до дыр на семейной радиоле "Dansette"».
«Я обожаю такие записи, где каждая нота – чистый гений. Я огромный фанат музыки. В детстве приходилось долго копить деньги, прежде чем идти в музыкальный магазин, так что выбирать нужно было очень тщательно. Я заходил, и мне хотелось и Blodwyn Pig, и Wishbone Ash, и Traffic, и Soft Machine – но что же выбрать? Вот именно перед таким выбором я и стоял. В итоге купил второй альбом Traffic, тот, где "Forty Thousand Headmen". Я тогда расхаживал с пластинками под мышкой, позировал!»
iPod, визит к дантисту под Терри Райли и нелюбовь к Клэптону
«Я совсем не одержим винилом. Обожаю свой iPod; он все изменил. Так здорово иметь возможность взять с собой всю свою коллекцию, все любимые записи. Никогда не знаешь, какое у тебя будет настроение. Когда я иду к дантисту, для меня это всегда "A Rainbow In Curved Air" Терри Райли. Идеально – длится ровно столько, сколько нужно на лечение. Так что берешь это, плюс валиум – и ты в порядке… выходишь от стоматолога с улыбкой на лице!»
«Мне нравится прог, но я не выношу 20-минутные барабанные соло. Не против немного "запильной" гитары, если это интересно. Вот почему мне никогда не нравился Клэптон! Возьмешь кого-нибудь вроде Питера Грина – он играл гораздо меньше нот, но они были лучше. Как говорил Чик Кориа: важны не те ноты, что ты играешь, а те, что ты пропускаешь!»
Прог должен быть интересным: Groundhogs против Yes
«Так что прог должен быть интересным – но кто решает, что интересно? Кто тут прог-полиция? Мне нравятся Groundhogs, но я терпеть не могу Yes. В чем разница между ними? Одни действительно вдохновлены и страстны, а другие поют песни о феях на дне сада».
«Тони МакФи (лидер Groundhogs) – мой герой. Он пел о реальных вещах, которые действительно что-то значат. "Thank Christ For The Bomb" – невероятный альбом. Название, конечно, ироничное; моя девушка японка, так что мне пришлось ей это объяснять!»
«Гребаные мажоры из частных школ!»: Почему панки ненавидели прогеров
«Эти гребаные хлыщи из частных школ, эти выпускники Королевского музыкального колледжа, эти мажоры-выскочки в прог-группах середины 70-х – они пели песни абсолютно ни о чем, потому что им не о чем было протестовать».
«Я хочу слышать, как люди поют о реальных вещах со страстью. Когда появился панк, частью нашей работы было уничтожить Genesis и Yes. Я хотел, чтобы они свалили и сдохли».
Тайные заимствования: Кентерберийская сцена и фузз The Damned
«Но мне нравится кентерберийская сцена. Люблю Хью Хоппера и обожаю фуззовый орган у Caravan. Именно оттуда и родилась "I Just Can’t Be Happy Today" The Damned. Рэт Скэбис (барабанщик The Damned), верите или нет, тоже был фанатом Caravan и Gong».
«В студии стоял орган, и мы решили пропустить его через мою фузз-педаль, чтобы он звучал как Дэвид Синклер из Caravan. Мы годами обдирали прогеров!»
Лучшие альбомы 1970-го и гений Энди Фрейзера
«Обычно я говорю, что все лучшие пластинки вышли в 1970 году. Это такой хороший год. "Live Album" Grand Funk Railroad – лучший концертный альбом из когда-либо созданных. Басист и барабанщик создают такие грувы, которые доводят публику до исступления. Вся группа была создана для этого. Тексты, очевидно, полная чушь, и там есть барабанное соло – но оно хорошее! Я видел их в Гайд-парке [в 1971-м], и они считались самой громкой группой в мире. Честно говоря, я не думал, что они такие уж громкие».
«Каждый должен заценить альбом "First Water" группы Sharks. Это Крис Спеддинг и Энди Фрейзер из Free, и еще два парня, о которых никто не слышал. Какой же потрясающий басист Энди Фрейзер! Он делает то же, что Чик Кориа – знает все о нотах, которые нужно опустить. Он оставлял огромные "дыры" в песнях. В "All Right Now" он даже не играл в куплете; он вступает только в припеве, но затем играет невероятнейший рифф в соло. Ты слушаешь не Пола Коссоффа, ты слушаешь Энди Фрейзера».
«Альбом Sharks так стоит того, чтобы его приобрести. Я, наверное, слушаю его чаще всего. Сольный альбом Энди Фрейзера тоже великолепен. Это он на лидер-басу. Он играет только басовые соло, и это все через хрипящий дисторшн, и это абсолютно блестяще».
Ранний Pink Floyd – гениально, поздний – «музыка для клерков»
«Pink Floyd мне нравятся только до "Atom Heart Mother". Потом это стала музыка для банковских клерков. Сид Барретт был гением; так много вещей он сделал первым. Дело не только в красивых песнях. Когда он создавал "The Piper At The Gates Of Dawn" – и я говорю "он", потому что остальным парням повезло быть частью этого – ты заходил в студию вроде Abbey Road, а там все в белых халатах».
«Жаль, они никогда не позовут меня на "Desert Island Discs" (популярная британская радиопередача), да? Но было бы так сложно выбрать шесть треков. Я бы, наверное, выбрал что-нибудь из Равеля, чтобы сбить их с толку, а также "A Visit To Newport Hospital" группы Egg, "Eccentric Man" Groundhogs, "Slightly All The Time" Soft Machine, "Hallogallo" Neu! и тому подобную чудную музыку. Это бы взбодрило этих ублюдков с Radio 4, не так ли!»
А как вы относитесь к такому "тайному" прог-фанатству у панк-икон? И какие "запретные" для вашего основного круга общения жанры любите вы? Делитесь в комментариях! 👇