Фил Коллинз, возможно, не всегда был душой компании, но он точно был сердцем множества песен в самых разных жанрах. В честь выхода своего сборника "Plays Well With Others" в 2018 году Коллинз поделился с журналом Prog историями о своих самых знаменательных сотрудничествах.
Название сборника, "Хорошо играет с другими", — фраза с футболки, которую Честер Томпсон, барабанщик Genesis, подарил Коллинзу много лет назад. "Эта фраза точно описывает мою жизнь", — говорит Коллинз. — "Меня постоянно просили сыграть на чьих-то записях, и, будучи хорошим человеком, я не мог отказать".
Сборник объединяет множество коллабораций Коллинза, от работы с коллегами по прог-сцене Брайаном Ино, Робертом Фриппом и Питером Гэбриелом до более мэйнстримовых музыкантов, таких как Эрик Клэптон и Роберт Плант. "Слушая этот сборник, я больше всего горжусь разнообразием проектов, в которых участвовал", — признаётся Коллинз.
Фил Коллинз - "Боюсь, у меня не так много историй про секс, наркотики и рок-н-ролл. Это всегда было работой кого-то другого". Не проблема! Даже без Genesis, музыкальная история Коллинза богата и интересна сама по себе.
George Harrison:
В 18 лет Коллинзу позвонили с предложением поучаствовать в записи альбома Джорджа Харрисона All Things Must Pass. "Я не помню, как это получилось, но там были Ринго Старр, Эрик Клэптон и многие другие. Я был довольно самоуверенным, но всё это меня, конечно, впечатлило".
Коллинз должен был играть на конгах в песне "Art Of Dying", и он так увлёкся, что после первой репетиции его руки были в крови и волдырях. "Я выложился на полную, но мои руки были разбиты. Когда я послушал альбом, то не услышал конг вообще".
Гонорар в 15 фунтов стерлингов был небольшим утешением. "Позже я познакомился с Джорджем, — рассказывает Коллинз. — Он был очень забавным, любил подшучивать над людьми". В 2001 году Харрисон прислал Коллинзу переиздание All Things Must Pass, где конги были восстановлены. "Они звучали ужасно! Я подумал: "Неужели я был настолько плох?". Потом оказалось, что это шутка: Харрисон попросил перкуссиониста Рэя Купера специально перезаписать партию конг как можно хуже. "Мне так и не удалось отомстить ему", — смеётся Коллинз.
Peter Gabriel:
"Мы с Питером всегда хорошо ладили, — говорит Коллинз о своём предшественнике в Genesis. — Поэтому я сам предложил свои услуги, когда ему понадобился барабанщик". Их воссоединение на третьем сольном альбоме Гэбриела привело к созданию звука ударных, который определил следующее десятилетие. "Этот ревербератор... Звук, который построил 80-е. Это была чистая случайность".
Этот уникальный звук – короткий, сжатый, прямой – дебютировал в песне "Intruder". Коллинз играл, а звук его ударных, уловленный микрофоном связи с аппаратной, понравился Гэбриелу. "Питер сказал: "Что это? Мне нравится!". Он поколдовал над звуком, и вот у него появилась эта новая… штука".
Robert Fripp:
Коллинз не помнит, где и когда впервые увидел King Crimson, но помнит свои ощущения: "Они были феноменальны. Ни на что не похожи. Это было ещё до того, как прогрессив-рок стали называть прогрессив-роком. И пока все остальные носили плащи и расхаживали по сцене, он сидел на стуле в костюме".
Коллинз и Фрипп работали вместе в начале 80-х, когда Коллинз сыграл на двух треках дебютного сольного альбома Фриппа Exposure. "Это был интересный опыт, — вспоминает Коллинз. — Роберт работает не как все. Он очень профессионален и сосредоточен, никаких шуток".
Brian Eno:
"А, Брайан! — смеётся Коллинз. — Безумный профессор. Хотя на самом деле он не был безумным, просто у него был свой подход". Их пути пересеклись, когда Genesis и Ино работали в одной студии. Ино помог с вокальными эффектами на одном из треков Genesis, а Коллинз в качестве оплаты сыграл на альбоме Ино. "Так получилось, что мы поладили. Мне понравился его чувство юмора, а ему, видимо, моё, потому что он позвал меня играть ещё на трёх альбомах".
Peter Banks:
Начало работы Коллинза в Genesis совпало с их превращением в полноценную прог-рок группу. "Мы знали, что делают Yes, и хотя мы были очень разными, они всё равно оказывали влияние, — говорит Коллинз. — Особенно Билл Бруфорд, который звучал как никто другой".
Коллинз сотрудничал с бывшим гитаристом Yes Питером Бэнксом, сыграв на четырёх треках его сольного альбома Two Sides Of Peter Banks. "Питер был странным человеком, очень тихим, не очень общительным вне музыки. Но он был впечатляющим музыкантом, и его недооценивали".
John Martyn:
Музыкальное партнёрство Коллинза и Джона Мартина было неожиданным, как и их давняя дружба. "Джон был персонажем, — говорит Коллинз. — Он любил выпить. Я тоже выпивал, но я был слишком прямолинеен, чтобы делать это в таких же масштабах".
Они впервые работали вместе над альбомом Мартина Grace And Danger в 1980 году. В то время оба переживали разводы. "О, это был «Клуб Разведённых Рок-звёзд», — смеётся Коллинз. — Он даже переехал ко мне на какое-то время. Джон точно знал, как забыть о своих проблемах. Он не изменял своей репутации, но всегда был сосредоточен на музыке".
Eric Clapton:
"Эрик играл на альбоме Джорджа Харрисона, на котором меня не было, — говорит Коллинз, — но я познакомился с ним только годы спустя через Джона Мартина. Помню, как мы втроём сидели в пабе где-то в деревне, просто болтали и выпивали".
Коллинз и Клэптон впервые работали вместе над Glorious Fool Мартина. Четыре года спустя Коллинз продюсировал альбом Клэптона Behind The Sun. "Мне очень нравилось работать с Эриком. Мы много записывались на Монтсеррате, в Air Studios. Бюджеты были приличные — это были те времена — но мы не жили как рок-звезды. Мы приехали работать, особенно Эрик".
Robert Plant:
Коллинз был одним из первых поклонников Led Zeppelin. "Я был на одном из их первых концертов в Лондоне в 1968 году. Они были феноменальны. Особенно Джон Бонэм".
Прошло больше десятилетия, прежде чем Коллинз получил шанс поработать с участниками Zeppelin. "Мне позвонил Роберт, с которым я не был знаком, и спросил, не хочу ли я сыграть на его сольном альбоме".
Коллинз появился на первых двух сольных альбомах Планта, Pictures At Eleven и The Principle Of Moments, а также играл с ним в туре по США. Это сотрудничество привело к тому, что он играл на ударных с Zeppelin во время их неудачного воссоединения на Live Aid в 1985 году. "Да, тот концерт… — говорит он с иронией. — Был ли он таким плохим, как все говорят? Ну, я участвовал и в лучших концертах…"
Brand X:
Сборник Plays Well With Others демонстрирует широту творчества Коллинза, от прога до соула. Многие ценители его творчества указывают на Brand X, джаз-рок группу, созданную Перси Джонсом. "Brand X позволили мне делать то, что я никогда не смог бы сделать в Genesis", — говорит он. — "В Genesis всё было очень структурировано. С Brand X всё было… не то чтобы свободнее, но чуть менее ограничено".
"Меня постоянно приглашали поработать, так что, наверное, я делал что-то правильно", — заключает Коллинз.