Это была экскурсия для тех, кто обычно смотрит в телефон или под ноги. Я сходила послушать о фресках и витражах Научной библиотеки Томского государственного университета. Сколько раз в ней была, а на то, что изображено на стенах, внимания никогда не обращала. Оказывается, целых три этажа украшены фресками Вадима Кулакова. Но давайте сначала заглянем в переход.
Переход между старым и новым зданием – штука для студентов таинственная, потому что никакой потребности ходить там у нас нет, это служебный проход. Кажется, я всего второй раз попала в этот переход. Витраж «Иней» – творчество художника-монументалиста Николая Наврося. И правда, цвета холодные такие. Столько лет тут живу, а название до сих пор не знала. Кстати, в будущем запланирована реконструкция этой части библиотеки, но витраж, конечно, сохранят.
Фрески Кулакова расположены в холлах действующих помещений, а также на абонементе, в кабинетах английского и немецкого залов. Поэтому где-то можно увидеть изображение целиком, где-то оно заставлено мебелью.
Фрески созданы в 1976-1977 годах, а библиотека в таком виде открыта в 1978. В общей сложности роспись занимает более 300 кв. метров. На каждой из фресок изображены как известные люди из мира науки и искусства, так и двое то ли студентов, то ли ученых, которые заглядывают в миры прошлого.
А вот здесь, например, слева от коня сидит Архимед. Эта фреска рассказывает о «зеркале Архимеда»: истории из 212 года до нашей эры. Тогда он догадался настроить несколько зеркал (бронзовых щитов воинов) так, чтобы они светили солнечными зайчиками в одну и ту же точку на подплывающем вражеском корабле. Это привело к тому, что суда загорелись. Долгое время считалось, что это байка, просто по той причине, что никто не мог повторить этот эксперимент. Но совсем недавно, чуть больше 10 лет назад, студенты MIT все же смогли повторить! И они достигли успеха, макет корабля загорелся.
Мне немного печально, что фрески подверглись индустриальным процессам: кабель-каналы, колонки, лампы, камеры... но тут ничего не поделаешь, у работы библиотеки есть свои обязательства.
Эти трибуны, как ожидается, уберут. И тогда на Шекспира и Ньютона можно будет смотреть без помех. А вот двери здесь располагались так изначально. И «обрубленные» люди так и были задуманы художником.
За фрески Вадим Кулаков получил первую премию Московской организации Союза художников СССР 1978 года. Кстати, экскурсовод Вероника Шуберт рассказала, что создавались изображения во время ощутимого дефицита, но художнику повезло: он жил в одной гостинице с режиссером Андреем Кончаловским, который в то время снимал «Сибириаду». Это приятное соседство позволило им вместе ужинать, а в итоге и банально не умереть с голоду. Впрочем, итоговый банкет после открытия фрески показал, что припасы-то в Томске вполне были, причем огого какие...
____________________________
Подписывайтесь на мой канал в телеграме, там тоже много интересного!