Выпустить 13-й студийный альбом – задача не из легких. Большинство групп даже не мечтают о таком, да что там – сами The Beatles не дотянули! А некоторые иконы рока, вроде Led Zeppelin или The Velvet Underground, не разменяли и первый десяток.
Но те, кто все же добрался до этой мистической цифры, давно доказали свою преданность музыке и невероятную выносливость (кстати, тем же Eagles до 13-го альбома еще пыхтеть и пыхтеть – целых шесть пластинок!). К этому моменту карьеры многие артисты уже достигают своеобразного дзена: записывают альбомы спокойно, без лишнего надрыва, не ставя непосильных задач ни себе, ни преданным фанатам.
Наш сегодняшний список – это 20 лучших 13-х альбомов в истории рока, отобранных редакцией авторитетного издания UCR. И поверьте, здесь собрались настоящие титаны: легендарные, влиятельные, мастера своего дела. Почти все – заслуженные члены Зала славы рок-н-ролла, и каждый – звезда первой величины.
Сразу оговоримся: не все эти пластинки – стопроцентная классика. Положа руку на сердце, лишь немногие действительно заслуживают этого звания. Имея за плечами больше дюжины лонгплеев, многие артисты к моменту записи 13-го альбома уже миновали пик своей творческой, а иногда и коммерческой формы. Хотя, справедливости ради, некоторые и после этого умудрялись выпускать настоящие шедевры.
Но это лишь подтверждает главную мысль: далеко не каждому дано записать 13-й альбом. Однако те, кто достигает этого рубежа, всё ещё находят способы удивлять, волновать и напоминать о себе – верный признак артистов вне времени, чьё творчество хочется переслушивать снова и снова.
20 лучших 13-х альбомов в истории рока
Чтобы выпустить столько пластинок, нужна удача и невероятное упорство.
20. ZZ Top – XXX (1999)
Отмечая свое 30-летие, бородачи из ZZ Top решили смешать два своих главных ингредиента: техасский блюз ранних лет и стадионный саунд звезд MTV 80-х. В XXX студийные навороты и обновленное звучание легли на их фирменный стиль. Бонусом идут четыре концертные вещи, включая номер с гитарным фейерверком от Джеффа Бека и кавер на Элвиса «(Let Me Be Your) Teddy Bear».
19. Rush – Presto (1989)
Большую часть 80-х Rush посвятили экспериментам с синтезаторами и клавишными, но завершили десятилетие возвращением к корням – своему классическому пауэр-трио: гитара, бас, барабаны. На Presto автор текстов Нил Пирт временно отошел от концептуальных полотен: песни вроде «Show Don't Tell» и «Pass» не требуют глубокого погружения – просто делайте громче!
18. Elvis Costello – Mighty Like a Rose (1991)
Альбом Spike принес Элвису Костелло контракт с новым лейблом, сотрудничество с Полом Маккартни и хитовую «Veronica». Два года спустя вышел Mighty Like a Rose, запомнившийся новым бородатым имиджем Костелло и хитом Modern Rock чарта «The Other Side of Summer». На альбоме снова засветились две песни, написанные в соавторстве с Маккартни, и пара старых соратников из The Attractions.
17. Neil Young and the Shocking Pinks – Everybody's Rockin' (1983)
Нил Янг начал сотрудничество с Geffen Records в 1982 году с озадачившего всех альбома Trans, полного синтезаторной музыки. Следующий релиз 1983 года – гибрид ду-вопа и рокабилли, приписанный Neil and the Shocking Pinks – вызвал не меньшее недоумение. Позже в том же году лейбл подал на Янга в суд за выпуск «нехарактерной» музыки. Everybody's Rockin' так и остался уникальным курьезом в его долгой карьере.
16. Tom Petty and the Heartbreakers – The Last DJ (2002)
Свой 13-й альбом Tom Petty and the Heartbreakers ознаменовали возвращением оригинального басиста Рона Блэра и решили «укусить руку кормящую». The Last DJ – это, по крайней мере частично, выпад в сторону жадных до денег и власти музыкальных боссов. Заглавный трек был выпущен синглом, но забуксовал после того, как диджеи отказались его ставить. Тем не менее, альбом пробился в Топ-10.
15. Genesis – Invisible Touch (1986)
Идя по пути, проторенному сольным успехом Фила Коллинза, Genesis достигли коммерческого пика – спустя почти два десятилетия и 13 альбомов – в 1986 году с Invisible Touch. Это их самый успешный в чартах альбом, подаривший группе единственный сингл №1. При этом они не совсем забыли свое прог-роковое прошлое: «Domino» растянулась почти на 11 минут, да и хит «Tonight, Tonight, Tonight» едва не дотянул до девяти – настоящая поп-машина на полных оборотах.
14. Lou Reed – New Sensations (1984)
После коммерческого и творческого спада в конце 70-х, Рид воспрял духом в 80-х, выпустив трилогию альбомов, начавшуюся с The Blue Mask (1982) и завершившуюся New Sensations (1984). Наиболее известный синглом «I Love You, Suzanne» (и его безумным клипом, где Рид демонстрирует свои дикие танцевальные навыки), New Sensations также показывает артиста, готового писать поп-песни, когда у него есть настроение. Один из его самых легких лонгплеев.
13. Bruce Springsteen – Devils & Dust (2005)
Третий акустический альбом Спрингстина, и 13-й по счету, был собран из песен, не вошедших в предыдущие работы (некоторым трекам было почти по десять лет). Альбом сохранил актуальность благодаря отсылкам к войне в Ираке (которая шла уже два года к моменту выхода Devils & Dust в 2005-м) и, подобно Nebraska и The Ghost of Tom Joad, получился очень атмосферным и немного жутким. Приглашенные музыканты местами добавляют объема.
12. Wilco – Cousin (2023)
Wilco впервые за много лет работали со сторонним продюсером – валлийской экспериментаторшей Кейт Ле Бон. После альбома Cruel Country (2022), ставшего для группы объятием кантри-жанра после десятилетий сопротивления, Cousin вернул их на территорию экзистенциального шума и лирических размышлений. Фронтмен Джефф Твиди облегчил груз предыдущих «шумных» пластинок Wilco, обретя второе дыхание в новом сотрудничестве.
11. Aerosmith – Just Push Play (2001)
Aerosmith продолжили свой камбэк конца 80-х и в новом веке, выпустив 13-й альбом Just Push Play. Спродюсированный гитаристом Джо Перри и вокалистом Стивеном Тайлером совместно с Марком Хадсоном и Марти Фредериксеном, лонгплей (их первый после хита №1 «I Don't Want to Miss a Thing» 1998 года) отточил радио-дружелюбное звучание группы на «Jaded» и мощной балладе «Fly Away From Here». Их следующим альбомом стала пластинка блюзовых каверов.
10. John Mellencamp – Dance Naked (1994)
Раздраженный недовольством своего лейбла по поводу направления предыдущего альбома Human Wheels (1993), Джон Мелленкамп быстро записал свой 13-й альбом как коммерческий магнит. Он добрался до 13-го места, но его главный сингл, кавер на Вэна Моррисона «Wild Night» с Meshell Ndegeocello, вошел в Топ-5, став его крупнейшим хитом за семь лет. Это не успокоило лейбл: после еще одного альбома Мелленкамп ушел.
9. The Kinks – Preservation Act 2 (1974)
Preservation Act 1, вышедший в 1973 году, довел концептуальные работы Рэя Дэвиса до предела, едва не сломав и самих The Kinks. Сиквел, двойной альбом, завершающий туманную историю первой части, не скрывает своих мюзик-холльных корней и театрального размаха Дэвиса. Это сумбурная, чрезмерно амбициозная и, возможно, его самая театральная работа. И он еще не закончил: у The Kinks в запасе оставалось еще пара рок-опер.
8. The Rolling Stones – Black and Blue (1976)
Оставив позади одну из величайших серий альбомов в истории, The Rolling Stones расслабленно вошли в свой легендарный статус с парой хороших, но не великих пластинок. Затем они выпустили свой 13-й лонгплей, пропитанный соулом Black and Blue, добавив немного фанка и регги. Записанный после ухода гитариста Мика Тейлора и до официального вступления Ронни Вуда (он играет примерно на половине песен), Black and Blue звучит как неожиданный поворот во время напряженного «отходняка».
7. Prince & the New Power Generation – Diamonds and Pearls (1991)
После альбома и фильма Graffiti Bridge (сиквела Purple Rain, который таковым не стал), Принс собрал новую группу The New Power Generation для своего 13-го лонгплея. Альбом держат два великолепных сингла: «Gett Off» и «Cream». Что еще важнее, его успех вернул Принсу уверенность для записи Love Symbol (1992), еще более сильного альбома. Этот камбэк начался именно здесь, на этом часовом фанк-празднике.
6. AC/DC – Ballbreaker (1995)
Барабанщик Фил Радд вернулся после 12-летнего отсутствия, придав Ballbreaker благородство классического звучания AC/DC. Песни вроде «Hard as a Rock» и «Cover You in Oil» не прыгают выше своих названий, но им это и не нужно: все, что требуется – это рок-н-ролльные мускулы, накачанные гитарами, басом и барабанами. Продюсер Рик Рубин отошел в сторону, позволив группе продемонстрировать то, что они делают лучше всего, почти без постороннего вмешательства.
5. Kiss – Asylum (1985)
Kiss все еще находились в переходной фазе на своем 13-м альбоме. Брюс Кулик занял место гитариста, после того как подыграл на нескольких треках предыдущего лонгплея Animalize (1984). Как и та пластинка, Asylum продолжил движение группы к модному тогда глэм-металу и опору на сторонних авторов песен (включая вернувшегося Дезмонда Чайлда) в качестве соавторов. И, как и его предшественник, он зацепился за Топ-20.
4. Fleetwood Mac – Mirage (1982)
Tusk (1979) был трудоемким, дорогостоящим и коммерчески разочаровывающим двойным альбомом, который чуть не разорвал Fleetwood Mac на части. Отдых на сольных проектах освежил группу для их 13-го альбома, Mirage, и убрал большую часть амбиций предшественника в пользу более компактной работы, где блистали три главных автора песен. Здесь есть настоящие жемчужины карьеры: «Gypsy» Стиви Никс, «Hold Me» и «Love in Store» Кристин МакВи.
3. The Beach Boys – Wild Honey (1967)
Крах проекта Smile Брайана Уилсона оставил The Beach Boys, и без того боровшихся за актуальность к концу 60-х, в поисках нового направления. Wild Honey, их 13-й альбом всего за пять лет, стал их «соул»-пластинкой, более органичной записью в противовес бесконечным студийным сессиям и технологиям, использованным для так и не вышедшего Smile. «Darlin'» и заглавная песня входят в число лучших композиций того периода.
2. Marvin Gaye – Let's Get It On (1973)
Полноценное продолжение классического What's Going On Марвина Гэя (саундтрек Trouble Man вышел в 1972-м) отложило в сторону блюз городских окраин ради более плотских удовольствий. Let's Get It On не скрывает своей чувственности: «Keep Gettin' It On», «You Sure Love to Ball», заглавный трек и так далее. Это разговоры о сексе, столь же откровенные, как и социальные проблемы, поднятые на знаковом альбоме Гэя 1971 года – одна из величайших пластинок для спальни всех времен.
1. David Bowie – Lodger (1979)
Заключительный лонгплей «Берлинской трилогии» также является самым недооцененным. Но это самая прямолинейная из пластинок Боуи, записанных с Брайаном Ино и Тони Висконти. «Fantastic Voyage», «D.J.», «Look Back in Anger» и «Boys Keep Swinging» заменяют арт-поп сложность предшественников Lodger радио-дружелюбными песнями, которые, впрочем, не могут полностью скрыть свои артистические наклонности. Последний альбом Боуи 70-х стал прелюдией к Scary Monsters (And Super Creeps) (1980), который продолжил исследовать границы между электронной, эмбиентной музыкой и их существованием во вселенной поп-музыки.
А какие 13-е альбомы ваших любимых исполнителей вы бы добавили в этот список? Делитесь в комментариях!