Прогрессивный рок стал продолжением масштабных экспериментов психоделического бума конца 1960-х, постепенно превратившись в один из самых разнообразных и сложных, и при этом часто критикуемых жанров
На рубеже 1970-х прог с первых же дней своего появления разделил рок-аудиторию сначала в Британии, а дальше и во всем мире, на поклонников и противников нового веяния, но мало кто мог отрицать безусловную изобретательность такой группы, как GENESIS. Ускоренными темпами меняя весь рок-ландшафт, группа из Суррея почти сразу оказалась на вершине прог-пирамиды, заодно и запустив карьеру будущего великого поп-мастера Фила Коллинза.
Большую часть своей юности Коллинз провел, снимаясь во многих фильмах, самые известные из которых A Hard Day’s Night и Chitty Chitty Bang Bang. 1960-е заканчивались, и он заинтересовался музыкой, став барабанщиком. Ему не потребовалось слишком много времени, чтобы добиться своего первого «большого прорыва», его взяли в GENESIS, чьё объявление о поиске барабанщика Фил нашел в Melody Maker. Энтони Филлипс и Джон Мейхью покинули группу после записи их второго альбома Trespass в 1970 году.
Коллинз в GENESIS не терял времени зря, и вскоре стал одним из определяющих участников коллектива. Он вносил свой вклад в написание песен, время от времени брал на себя обязанности вокалиста, выходя за пределы своей основной работы барабанщика, так что не стало большим сюрпризом то, что он в конечном итоге стал лидером одних из прародителей прогрессива. К тому времени, когда GENESIS уже были одними из рулевых прог-сцены, Коллинз высоко ставил также и других основателей жанра.
Примерно в то же время, когда GENESIS в конце 1960-х только ещё зарождались, ещё одна британская группа пыталась переосмыслить возможности рока.
KING CRIMSON и их лидер Роберт Фрипп сыграли существенную роль в развитии как прогрессива, так и бесчисленного множества других стилей и поджанров. Оригинальная игра Фриппа вдохновила немало музыкантов разных поколений, и Коллинз, безусловно, не исключение.
Молодой барабанщик, впервые познакомившись с характерным звучанием CRIMSON, сразу же понял их революционный потенциал. «Они были абсолютно феноменальны», - сказал он позже журналу Prog Magazine. «Как никто другой, кого я когда-либо видел».
Коллинз был далеко не одинок в своём мнении. KING CRIMSON продвигались по совершенно иной дорожке, если сравнивать с мейнстримовой британской музыкальной сценой того времени, и группы, такие как GENESIS, по их следам пытались развить идею.
«Это было еще до того, как прогрессивный рок стали называть «прогрессивным роком», - вспоминает Коллинз о том периоде. «Но было совершенно понятно, что они делают что-то совершенно новое и очень ошеломляющее». Прогрессивный рок утвердился как новый жанр, но Фрипп и KING CRIMSON оставались белыми воронами внутри своего же направления. «В то время как все остальные носили плащи и метались по сцене, Роберт сидел там на табурете в своем костюме », - рассказывал барабанщик GENESIS.
Фил Коллинз в конечном итоге покинул прог-сцену и стал одним из самых успешных поп-исполнителей Британии, но он никогда не забывал о своих корнях, сохраняя новаторские влияния прог-движения, не забывая и о звучании, которое принесли в музыку KING CRIMSON. Ведь в конце концов они были группой, которая все и начала.