Привет, рокеры! Сегодня мы отправляемся в путешествие по золотому десятилетию глэм-метала (или хэйр-метала, поп-метала – называйте как хотите!). Наш список докажет: у этого стиля был действительно впечатляющий забег длиной в целую декаду.
Конечно, семена были посеяны еще в 70-х титанами вроде Van Halen, Aerosmith и KISS. Но настоящий старт глэм-эпохе дал дерзкий дебютник Mötley Crüe "Too Fast for Love" в 1981 году. Эта гремучая смесь хард-рока, пауэр-попа и панка, упакованная в обертку гедонизма и развязности, задала тон на следующие десять лет гитарного угара и запредельной энергии.
Вскоре легендарный бульвар Сансет-Стрип в Лос-Анджелесе буквально кишел группами, мечтавшими повторить успех Mötley Crüe. А лейблы, почуяв золотую жилу, наперебой предлагали им контракты. Последовали годы блокбастеров от Ratt, Poison, Dokken, Bon Jovi и многих других.
Важное замечание: Вы не найдете здесь некоторых гигантов. Def Leppard, несмотря на свое доминирование в 80-х, дважды (а то и трижды, если считать "High 'n' Dry"). А Guns N' Roses с их эпохальным "Appetite for Destruction", мы просто не можем поставить в один ряд с этой подборкой – это немного другая история.
Зато тут есть и группы, лишь косвенно связанные с глэм-сценой. Мы включили их либо за огромное влияние на жанр, либо потому, что их альбомы в свои годы просто смели всех конкурентов.
Как пели Cinderella (еще одни претенденты, не попавшие в топ): "Если вам не нравится – нам все равно!" Но мы надеемся, что наш выбор вам придется по душе.
Итак, поехали! Лучший глэм-метал альбом каждого года с 1981 по 1991.
1981: Mötley Crüe – 'Too Fast for Love'
(Лейбл: Leathür)
Они были первыми, и они сделали это круто. Записанный за гроши "за три пьяных дня" (по словам Никки Сикса), дебютник Mötley Crüe – это дикий выстрел панк-метала. Здесь смешались напор Kiss и Van Halen, небрежный глэм-панк New York Dolls и заводной пауэр-поп Cheap Trick и The Raspberries. Гитарные риффы Мика Марса в "Live Wire" и "Come On and Dance" режут как стекло, а фронтмен Винс Нил источает секс и наглость в "Piece of Your Action" и "Take Me to the Top". Уже тогда Сикс мыслил масштабно: трек "On With the Show" символически "убивает" его настоящее имя (Фрэнк Феранна мл.) и готовит сцену для рок-звезды, которая вскоре завоюет мир.
1982: Hanoi Rocks – 'Oriental Beat'
(Лейбл: Johanna Kustannus)
Hanoi Rocks попадают под зонтик поп-метала лишь с большой натяжкой, но их сейсмическое влияние на сцену гарантирует им место в этом списке. Второй альбом финских рокеров – это пьянящий коктейль из глэм-рока, панка и легкого регги, вдохновленный их кумирами вроде New York Dolls и Rolling Stones. Фронтмен Майкл Монро использует свой неотесанный вокал на полную катушку, крича и красуясь в треках вроде "Motorvatin'" и "Teenangels Outsiders" с непревзойденной харизмой. Hanoi Rocks напрямую повлияли на звук и имидж королей глэма, таких как Poison и Guns N' Roses. Послушайте умный и по-своему сырой "Oriental Beat" – и вы поймете почему.
1983: Mötley Crüe – 'Shout at the Devil'
(Лейбл: Elektra)
Второй альбом Mötley Crüe слегка отполировал сырую агрессию и безудержный гедонизм дебюта, сменив часть глэма и пауэр-попа на опасный металлический саунд. Заглавный трек и "Looks That Kill" выжимают максимум из мощных риффов и хоровых припевов, а "Bastard" и "Red Hot" демонстрируют дикий стиль игры барабанщика Томми Ли. Но "Shout at the Devil" особенно интересен, когда Crüe играют с мрачной поп-чувствительностью – послушайте заводную "Too Young to Fall in Love", задумчивую "Danger" (закрывающую альбом) и атмосферный инструментал Мика Марса "God Bless the Children of the Beast".
1984: Ratt – 'Out of the Cellar'
(Лейбл: Atlantic)
Еще один краеугольный камень раннего глэм-метала. Полноформатный дебют Ratt подарил миру определяющий для жанра хит "Round and Round" и представил Уоррена ДеМартини и Роббина Кросби как один из самых ярких гитарных дуэтов эпохи. Их извилистые риффы и соло делают каждый трек на "Out of the Cellar" достойным прослушивания, а уличный, нагловатый вокал Стивена Пирси придает развязный декаданс таким вещам, как "Wanted Man", "Lack of Communication" и "Back for More". Сочетая панк-напор и лоск, "Out of the Cellar" стал трижды платиновым и закрепил за Ratt статус логичных преемников Mötley Crüe.
1985: Dokken – 'Under Lock and Key'
(Лейбл: Elektra)
Второй альбом Dokken, "Tooth and Nail" (1984), вывел группу из тени. Они продолжили набирать обороты с чуть более отполированным, но все еще жестким "Under Lock and Key". Убойные риффовые боевики "Lightnin' Strikes Again" и "Til the Livin' End" удовлетворят любителей потрясти головой, а стартовая тройка "Unchain the Night", "The Hunter" и "In My Dreams" демонстрирует мастерство группы в создании атмосферного поп-метала. Фронтмен Дон Доккен использует свой фальцет с большей мощью и контролем, но шоу снова крадет гитарист Джордж Линч со своими соло, сочетающими запоминающиеся мелодии и головокружительный шреддинг.
1986: Bon Jovi – 'Slippery When Wet'
(Лейбл: Mercury)
После двух довольно средних по успеху альбомов, Bon Jovi пошли ва-банк на "Slippery When Wet", объединившись с супер-продюсером Брюсом Фэйрберном и опытным сонграйтером Дезмондом Чайлдом. Результатом стала плита из 10 пуленепробиваемых поп-метал хитов: острые как бритва риффы и "приличная" развязность здесь смягчены шипучими хуками и парящими припевами. Три главных хита – "You Give Love a Bad Name", "Livin' on a Prayer" и "Wanted Dead or Alive" – подняли мировые продажи альбома почти до 30 миллионов. Но, по правде говоря, каждая песня здесь – неотразимый кусочек стадионного рок-кайфа.
1987: Whitesnake – 'Whitesnake'
(Лейбл: Geffen)
Изначально Дэвид Ковердейл основал Whitesnake как хэви-блюз-роковую группу после ухода из Deep Purple и короткой сольной карьеры. Но после почти десятилетия в статусе "группы второго эшелона", Ковердейл полностью принял глэм-метал звучание и эстетику на одноименном альбоме 1987 года. Разделенный между громовыми рокерами ("Bad Boys", "Still of the Night") и заоблачными пауэр-балладами ("Here I Go Again", "Is This Love"), альбом "Whitesnake" представляет группу в ее самой подтянутой и злой форме. Заоблачный вой Ковердейла идеально сочетается с мускулистыми риффами и электризующими соло бывшего гитариста Thin Lizzy Джона Сайкса. 25 миллионов проданных копий по всему миру доказали: это была одна из самых успешных "пластических операций" в истории рока, а 35-летний Ковердейл все еще мог утереть нос молодым конкурентам.
1988: Poison – 'Open Up and Say ... Ahh!'
(Лейбл: Enigma)
Дебютник Poison 1986 года, "Look What the Cat Dragged In", принес им славу (и скандальную известность) благодаря своим бабблгам-синглам и вызывающе андрогинному имиджу группы. Не желая почивать на лаврах, они превзошли себя на втором альбоме, реально научившись играть (ну, почти). "Open Up and Say ... Ahh!" содержит самую выверенную коллекцию поп-метал треков Poison, отполированных до блеска продюсером Томом Верманом (Mötley Crüe, Dokken). "Nothin' but a Good Time" и "Every Rose Has Its Thorn" идеально воплощают дуализм эпохи (гедонизм и разбитое сердце), а "Fallen Angel", "Look But You Can't Touch" и удачный кавер на Loggins and Messina "Your Mama Don't Dance" доставляют неотразимые хуки и ту самую "трешовую" харизму, которая так идет обложке альбома.
1989: Skid Row – 'Skid Row'
(Лейбл: Atlantic)
С самого старта опоздавшие на глэм-вечеринку Skid Row звучали тяжелее и выглядели грязнее многих своих коллег в спандексе. Их дебютный альбом взлетел до 5 миллионов продаж благодаря мрачной балладе об убийстве "18 and Life" и проникновенной "I Remember You" – обе демонстрируют захватывающий, мелизматичный вокал Себастьяна Баха. Но копните глубже этих коммерческих хитов, и "Skid Row" вдарит по вам тяжелым роком. "Piece of Me" и "Midnight / Tornado" – это уличные боевики, полные бьющих под дых риффов и визжащих соло, а "Youth Gone Wild" превращает многооктавный рев Баха в гимн бунтующего поколения.
1990: Warrant – 'Cherry Pie'
(Лейбл: Columbia)
Второй альбом Warrant больше всего запомнился своим неприкрыто пошлым заглавным треком, к большому сожалению покойного фронтмена Джейни Лейна. Но эта прямолинейная "Cherry Pie" – сама по себе идеально цепляющий гимн для стрип-клубов и переосмысление "Pour Some Sugar on Me" – скрывает за собой альбом умного, эмоционального поп-метала, исполненного с высочайшей точностью. Мощная "Uncle Tom's Cabin" содержит одни из самых ярких текстов Лейна, а его реальная душевная боль ощутима в мучительной "I Saw Red". Любителям менее интеллектуальной и более плотской стороны Warrant стоит обратить внимание на гимны хорошего настроения "Sure Feels Good to Me", "Love in Stereo" и "You're the Only Hell Your Mama Ever Raised".
1991: Skid Row – 'Slave to the Grind'
(Лейбл: Atlantic)
Второй альбом Skid Row меняет поп-метал гимны дебюта на дюжину треков кипящего, неразбавленного хэви-метала. Это не значит, что "Slave to the Grind" не цепляет: заглавный трек и "Monkey Business" содержат одни из самых гимновых хуков группы, а риффы в "The Threat" и "Psycho Love" просто невозможно выбросить из головы. Голос Себастьяна Баха – это стихийная сила, переходящая от нежного пения к рвущему гортань крику, часто в пределах одной песни. "Quicksand Jesus" и опустошающая финальная "Wasted Time" – одни из лучших баллад группы, хотя в них нет и намека на романтику. Признаемся, "Slave to the Grind" почти не имеет ничего общего с угасающим глэм-движением. Но мы просто не могли с чистой совестью проигнорировать этот альбом в пользу "Hey Stoopid" Элиса Купера или "A Little Ain't Enough" Дэвида Ли Рота.
Вот такой наш выбор лучших глэм-альбомов года за годом. А какой альбом вы бы назвали лучшим в эти годы? Делитесь своим мнением, спорьте и ностальгируйте в комментариях! И не забудьте поставить лайк, если вам понравилась подборка!