Найти в Дзене

11.1 Учимся играть по нотам. Тональность. Знаки при ключе.

Оглавление
Взято с сайта ru.freepik.com
Взято с сайта ru.freepik.com

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Я снова рад приветствовать вас на страницах моих публикаций. Сегодня, в продолжение темы игры по нотам, я хотел бы поговорить о таком музыкальном явлении, как тональность.

Содержание курса

В предыдущих статьях мы рассматривали гаммы и аккорды, которые преимущественно строили от ноты С (до). И я также говорил, что ту или иную гамму, аккорд, мелодию или гармоническую модель можно сыграть от любой ноты, от любой из 12 ступеней.

Что такое тональность?

Как известно, чаще всего музыкальные произведения начинаются с определённого аккорда и заканчиваются им. Этот аккорд является основным, и остальные аккорды, встречающиеся в произведении, как бы вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Ну а аккорды произведения построены на основе того или иного лада (гаммы), который строится от ноты, имеющей определённую высоту. Эта нота называется тоникой. Тоника - это наиболее устойчивая (к устойчивым относятся также являются III и V ступени), а потому основная ступень лада из семи имеющихся, и в неё тяготеют остальные ступени. Она является первой ступенью лада (I, ступени лада принято обозначать римскими цифрами), и именно от неё строится звукоряд. Соответственно, аккорд, построенный от этой ступени, будет основным (тоническим), и в него будут тяготеть аккорды, построенные на других ступенях звукоряда.

Если взять, к примеру, натуральную (ионийскую) мажорную гамму и построить её от ноты "до", мы получим гамму в тональности "до-мажор". Точно также, если взять произведение, аккорды которого построены на ступенях этой гаммы, то аккорд I-й ступени (тонический) будет основным, произведение будет написано в тональности до-мажор.

Но можно сыграть эту же гамму, которая, как мы помним, строится по алгоритму "2-тона-полутон-3-тона-полутон", скажем, от ноты "соль". Эта нота теперь будет I-й ступенью гаммы. Теперь произведение, чьи аккорды (трезвучия, септаккорды и т. д.) построены на ступенях этой гаммы, звучит в тональности "соль-мажор".

Таким образом, за тонику можно взять любую ступень (диатоническую или хроматическую) и построить от неё гамму, аккорды на её ступенях, а затем и произведение. Название тональности несёт в себе название ноты (ступени), взятой в качестве основной (тоники), и лада - типа гаммы, характеризующегося взаимоотношениями между её ступенями (мажор и минор).

Итак, на основе вышесказанного можно вывести такое определение тональности: это высота основной ступени лада - тоники, от которой он строится. В свою очередь, тоника выступает в роли точки отсчёта высоты других ступеней лада, которые встречаются в построенном на его основе музыкальном фрагменте. В тональности взаимное расположение, функции, иерархия ступеней лада и порядок их взаимодействия остаются неизменными.

В то же время, ноты, которые в предыдущей тональности имели определённые функции, в новой тональности будут иметь уже иные функции. Например, если в тональности "до-мажор" нота "до" является тоникой, то в тональности "соль-мажор" она является субдоминантой (IV-я ступень). Нота "соль", являющаяся тоникой в тональности "соль-мажор", будет доминантой (V-й ступенью) в тональности "до-мажор".

Транспонирование музыки разные тональности

Транспонирование в музыке - это перенос музыкального произведения или фрагмента из одной тональности в другую. К нему чаще всего прибегают вокалисты и их аккомпаниаторы в случаях, когда тональность произведения не соответствует индивидуальному голосовому диапазону вокалиста (слишком высоко или, наоборот, слишком низко) что может приводить к перенапряжению голосового аппарата, ухудшению качества исполнения, а также возникновению проблем с голосом. Решить эту проблему можно, перенеся тональность произведения на несколько ступеней вверх или вниз, в зависимости от голосового диапазона вокалиста.

Во-вторых, транспонирование практикуется на занятиях в музыкальных учебных заведениях для развития относительного музыкального слуха, навыков подбора композиций на слух, их анализа, а также чтения с листа.

В нашей публикации мы будем рассматривать понятие транспонирования на примере натуральной мажорной гаммы.

Итак, основной принцип транспонирование заключается не только в переносе музыкальной единицы на другую высоту, но и сохранению её интервально-ладовой структуры. Иными словами, перенося мажорную гамму из тональности Cdur (до-мажор) в тональность Gdur (соль-мажор), мы также переносим её алгоритм - 2-тона-полутон-3-тона-полутон.

Разбирать структуру ладов и тональности удобно с помощью фортепианной клавиатуры в силу её наглядности и последовательности расположения нот. Здесь необходимо, в первую очередь, усвоить тоны и полутоны, что довольно просто: полутоны - это клавиши, расположенные рядом друг с другом. Это либо чёрная и белая клавиши (например, ре и ре-диез, ля-бемоль и ля), либо две белые клавиши (ми и фа, си и до):

Полутоны на фортепианной клавиатуре
Полутоны на фортепианной клавиатуре

Целые тоны на фортепианной клавиатуре обнаруживаются по принципу "через клавишу". Это могут быть две белые клавиши, между которыми расположена чёрная, белая и чёрная с белой между ними (ми и фа-диез, ми-бемоль и фа, си и до-диез, си-бемоль и до), а также две чёрные клавиши с белой между ними:

-3

Если мы сыграем гамму "до-мажор", мы увидим, что она целиком строится на белых клавишах, и её алгоритм чётко прослеживается по чёрным клавишам: две чёрные клавиши разделяют 2 тона, затем идут две белые клавиши подряд (полутон), далее - три чёрные клавиши разделяют 3 тона, затем снова полутон из белых клавиш:

-4

Теперь давайте попробуем сыграть эту гамму в другой тональности, скажем - в соль (Gdur), где тоникой будет уже нота G (соль). Начнём гамму с неё:

-5

Итак, мы перенесли звукоряд на квинту вверх и что же мы видим? Тон, тон, полутон, тот, тон, полутон... Так, стоп! Вместо привычного, уже "набившего оскомину" алгоритма "2-тона-полутон-3-тона-полутон" у нас получился алгоритм "2-тона-полутон-2-тона-полутон-тон".

Как видим, он отличается от алгоритма ионийской (натуральной) мажорной гаммы. Но что же мы сделали не так? А вот что: мы что сыграли по сути ту же гамму до-мажор, только от другой ноты, поэтому "попали" VI-й и VII-й ступенью на полутон, что не соответствует формуле натурального ионийского мажора.

Как сказано выше, при переносе музыкального произведения или фрагмента необходимо соблюдать взаимное расположение и интервальное соотношение ступеней в ладу, на основе которого построено произведение или фрагмент. Мы же, просто проиграв ступени до-мажорной гаммы, нарушили это соотношение, в результате чего получился другой лад, другая гамма (миксолидийская мажорная гамма, но об этом чуть позже, когда будем разбирать народные лады). В ней интервал между VI-й и VII-й ступенью равен малой секунде (полтона), в то время как в натуральном мажоре интервал между этими ступенями равен большой секунде (целый тон). Таким образом, в гамме, которая у нас получилась, VII-я ступень понижена на полтона по сравнению с натуральной ионийской гаммой.

Как видим, пока задача по транспонированию не выполнена. Для того, чтобы соблюсти алгоритм натуральной мажорной гаммы в тональности Gdur (соль-мажор) и, наконец, выполнить транспонирование, нам нужно повысить VII-ю ступень на полтона, то есть вместо ноты "фа" взять ноту "фа-диез", воспользовавшись чёрной клавишей:

-6

Таким образом, в новой тональности мы не досчитались ноты "фа", которая присутствовала в тональности Cdur, зато обрели новую - "фа-диез".

Появившийся диез - ключевой знак, и он будет нашим постоянным спутником в процессе исполнения произведения, написанного в тональности Gdur. Чтобы не ставить знак диеза каждый раз, когда в партитуре встречается нота "фа", он ставится при ключе на соответствующей линейке и применяется к этой ноте в течение всего произведения до тех пор, пока он не будет отменён знаком "бекар" или тональность не сменится на ту, в которой присутствует "чистая" нота "фа".

-7

На грифе гитары ступени гаммы "соль-мажор" располагаются следующим образом:

Ступени гаммы соль-мажор на грифе гитары
Ступени гаммы соль-мажор на грифе гитары

Как видим, из аппликатур исчезла нота "фа", зато появилась нота "фа-диез", которой не было в до-мажорной гамме.

Транспонирование на гитаре

В предыдущей публикации, где мы учились читать по нотам, мы рассмотрели гамму и построенные на её основе упражнения в тональности Cdur. В этой статье я предлагаю точно таким же образом разобрать гамму и упражнения уже в тональности Gdur (соль-мажор).

Мы возьмём бокс формы А (система CAGED), в котором ступени будут располагаться относительно друг друга точно также, как они располагались в таком же боксе в тональности Cdur. Поскольку общая высота повысилась на квинту, аппликатура смещается на 7 ладов вправо, и указательный палец будет находиться уже не на 2-м, а на 9-м ладу:

-9
-10

Римские цифры указывают на номер позиции аппликатуры, то есть
номер лада, на котором находится указательный палец. Цифры в кружочках обозначают номер струны, на которой берутся ноты (до следующего кружочка).

Сыграйте гамму, используя аппликатуру, с помощью которой вы играли эту же гамму в тональности Cdur. Пропевайте каждую ноту, запоминайте их звучание и таким образом "привязывайте" нотные знаки к создаваемым в сознании музыкально-эстетическим образам.

Развиваем аппликатурную интуицию

Теперь, как и в прошлый раз, можно переходить к различным комбинациям этих нот. Поиграйте гамму "соль-мажор" терциями точно также, как мы играли гамму "до-мажор":

-11

Как видите, терции на нотном письме выглядят весьма узнаваемо, и если вы хорошо усвоили это упражнение в предыдущей тональности, вы без труда прочитаете его в этой и других тональностях.

Точно также попробуйте поиграть следующее упражнение в новой тональности (арпеджио септаккордов):

-12

Затем терции:

-13

Эти упражнения взяты из прошлой публикации и транспонированы из тональности Cdur в тональность Gdur. Они играются одинаково, только на разных участках грифа. Поэтому, вам будет несложно исполнить их в соль-мажоре.

Почему важно уметь играть произведения в разных тональностях?

Итак, мы сделали первый и очень важный шаг как с точки развития музыкального слуха, так и с точки зрения аппликатурного мышления и игры музыки по нотам - рассмотрели основные принципы переноса музыкальных произведений в другие тональности. В музыке используется 30 основных тональностей.

Любой музыкант, независимо от специализации, обязан владеть этим навыком, поскольку:

1. Транспонирование помогает развивать и поддерживать на должном уровне музыкальный слух и музыкальную память.

2. Каждая из тональностей имеет свою окраску, свой колорит, и от выбора тональности зависит характер произведения, а значит и эмоционально-эстетический эффект, который оно производит на слушателя.

3. Необходимость транспонирования может возникнуть в любой момент, например, в случае непредвиденной замены вокалиста, если диапазон нового вокалиста значительно отличается от диапазона предыдущего. Ведь исполнять партию, написанную, скажем, для тенора, будет не совсем удобно обладателю баритона. Поэтому, музыкантам аккомпанирующего состава необходимо быть готовыми быстро переключиться на любую тональность.

В следующей публикации мы продолжим рассматривать другие тональности, а также постараемся быстро освоить и их научимся ориентироваться в них с помощью квартово-квинтого круга.

Я ещё раз благодарю всех подписчиков и гостей канала за интерес к моим публикациям. Ставьте лайки, оставляйте комментарии и, если есть желание и возможность, оказывайте скромную финансовую поддержку каналу донатами.

До скорой встречи!