Найти в Дзене

Быстро усваиваем теорию. Тональности. Квартово-квинтовый круг.

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Я рад снова приветствовать вас на страницах моих публикаций. Сегодня я продолжаю нашу беседу о тональностях, и мне хотелось бы обсудить один очень удобный инструмент для их освоения - квартово-квинтовый круг.

Содержание курса

В одной из прошлых публикаций мы выяснили, что тональность - это высота основной ступени лада, от которой он строится. Лад, а значит и любой музыкальный фрагмент или произведение можно построить от любой ноты, соблюдая интервальную структуру звукоряда.

Ранее мы рассмотрели две тональности - C-dur (до-мажор) и G-dur (мажор), попробовали играть построенные в них упражнения. Также, мы ещё раз убедились в том, что транспонирование (перенос музыкального фрагмента из одной тональности в другую) подразумевает сохранение интервальной структуры лада, на котором построен фрагмент. Этим обуславливается появление новых "черноклавишных" (хроматических) нот, а значит и ключевых знаков (диезов и бемолей) в разных тональностях.

Сегодня мы начнём изучать различные тональности с помощью квартово-квинтового круга. Это заметно ускорит процесс изучения нотной грамоты и поможет вам поскорее развить навык чтения с листа.

Квартово-квинтовый круг

Квартово-квинтовый круг интересен тем, что он наглядно показывает взаимоотношения между тональностями. Кроме того, с помощью квартово-квинтового круга можно быстро научиться определять тональность по количеству знаков. Эта схема выглядит следующим образом:

Давайте посмотрим, как находить тональности с помощью квартово-квинтового круга. Итак, поехали!

Диезные тональности

В самом верху круга расположена тональность C-dur (до-мажор) и параллельная ей тональность a-moll (ля-минор). Звукоряды этих тональностей строятся по "белоклавишным" ступеням, поэтому эти тональности не имеют ключевых знаков:

-2

Если мы начнём двигаться по кругу вправо, по часовой стрелке, мы увидим, что в каждой следующей паре тональностей прибавляется по одному диезу. Таким образом, мы получаем 14 диезных тональностей (7 мажорных и 7 параллельных им минорных).

За "беззнаковыми" до-мажором и ля-минором по кругу следует соль-мажор (G-dur) с параллельным ми-минором (e-moll). Их тоники отстоят от тоник предыдущих тональностей на квинту вверх. У этих двух тональностей появляется ключевой знак - фа-диез, который ставится на линейке ноты "фа" 2-й октавы рядом со скрипичным ключом:

-3

Далее, откладываем от квинту от ноты соль и получаем тональность ре-мажор (D-dur) с параллельным ей си-минором (h-moll). Проверяем по кругу. Строим мажорную гамму от ноты D (ре) на фортепиано и видим, что здесь нам приходится использовать уже две чёрные клавиши, то есть при ключе будет уже два диеза: к фа-диезу добавляется до-диез:

-4

В следующих параллельных тональностях - A-dur (ля-мажор) и fis-moll (фа-диез минор) мы видим уже три диеза при ключе:

-5

Итак, мы видим, что каждая следующая квинта "добавляет" один знак при ключе и движемся по кругу до тех пор, пока количество диезов не достигнет шести:

-6

На последнем рисунке (слева направо) представлены тональности E-dur/cis-moll (ми-мажор/фа-диез минор), H-dur/gis-moll (си-мажор/соль-диез минор) и Fis-dur/dis-moll (фа-диез мажор/ре-диез минор).

Тональности Сis-dur (до-диез мажор) и ais-moll (ля-диез минор) имеют семь диезов, но они используются редко, поэтому они вынесены за схему, мы их рассматривать не будем.

Теперь давайте посмотрим видеосхему, а заодно и послушаем, как тональности, отстоящие друг от друга на квинту, соотносятся друг с другом:

Порядок расположения диезов при ключе

При изучении тональностей важно помнить, что знаки при ключе располагаются в строго определённом порядке, и при написании партитур его необходимо соблюдать. Его можно проследить по тональности с максимальным количеством знаков (до-диез мажор):

-7

Диезы располагаются на линейках или между ними, обозначая ноты, которые они повышают, в порядке фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Этот порядок необходимо запомнить!

Бемольные тональности

Находить бемольные тональности с помощью квартово-квинтового круга также просто. Если двигаться по кругу против часовой стрелки (влево), мы с вами обнаружим, что каждая следующая тоника отстоит от предыдущей на кварту вверх.

Так, за до-мажором и параллельным ему ля-минором, которые не имеют ключевых знаков, следуют фа-мажор (F-dur) и параллельная ей ре-минор (d-moll), и у них появляется ключевой знак - си-бемоль:

-8

Для определения следующей тональности, откладываем от кварту от ноты фа, проверяем по кругу и находим тональность си-бемоль-мажор (B-dur) с параллельным ей соль-минором (g-moll). Если мы построим мажорную гамму на фортепиано от ноты си-бемоль, мы увидим, что нам приходится использовать уже две чёрные клавиши - си-бемоль и ми-бемоль. То есть, теперь у нас два бемоля:

-9

Далее, откладываем кварту от си-бемоля, находим ноту ми-бемоль получаем звукоряд с тремя бемолями. Проверяем по кругу и определяем тональности ми-бемоль мажор (Ees-dur) и параллельную ей до-минор (c-moll):

-10

То есть, с каждой следующей квартой увеличивается количество бемолей при ключе. Идём дальше по кругу против часовой стрелки и находим остальные тональности:

-11

На последнем рисунке представлены тональности ля-бемоль мажор/фа минор (Aes-dur/f-moll), ре-бемоль мажор/си-бемоль минор (Des-dur/b-moll) и соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор (Ges-dur/es-moll).

Тональности до-бемоль мажор и ля-бемоль минор вынесены за круг, так как они практически не используются.

Теперь давайте посмотрим видеосхему бемольных тональностей:

Порядок расположения бемолей при ключе

Бемоли, как и диезы, располагаются при ключе в определённом порядке. Запомнить его нетрудно, особенно если вы уже запомнили порядок расположения диезов: достаточно "прочитать" его в обратном направлении, и вы получаете порядок расположения бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа:

-12

Заключение

Итак, мы рассмотрели порядок взаимодействия тональностей и научились находить их с помощью квартово-квинтового круга. Как видите, эта схема очень удобна, и с её помощью легче запомнить знаки при ключе во всех 30 тональностях.

Освоение тональностей способствует развитию гармонического и ладового слуха и является необходимым условием развития навыка игры произведений по нотам с листа.

В публикациях соответствующего практического блока мы с вами рассмотрим технику чтения с листа и способы транспонирования музыкальных фрагментов на гитаре.

Я хочу еще раз поблагодарить всех подписчиков и гостей канала за интерес к моим публикациям. Пожалуйста, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и, если есть возможность и желание, оставляйте донаты.

До встречи!