Найти в Дзене
ATTACK THE MUSIC (метал-блог)

Как рождался шведский дэт-метал: хаотичная история Nihilist, Unleashed, Entombed

Оглавление

Да, дэт-метал возник в США, но в начале 90-х шведская метал-сцена дала ему мощный пинок, обеспечив импульс к развитию, который нельзя игнорировать.

Ниже — история рождения шведского дэт-метала в воспоминаниях очевидцев.

ОСТОРОЖНО! ОЧЕНЬ МНОГО ТЕКСТА!

Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Истории о знаковых альбомах, обзоры новинок, рейтинги и интервью с музыкантами! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic

Дэт-метал зародился в вонючих болотах Флориды в середине 80-х, а к концу десятилетия его мутировавшая форма вдруг зазвучала по другую сторону Атлантического океана, особенно в Швеции, в лице таких групп, как Nihilist, Unleashed, Grave и Entombed.

Вся фишка — в простоте

Ранние формы дэт-метала неизменно ассоциируются у нас с массивными, тяжёлыми риффами и устрашающими вступлениями. Тогда в музыкальный трек не стремились впихнуть как можно больше нот и ударных, а создавали все с душой, от сердца. Альбомы были насыщены запоминающимися мелодиями и уникальной атмосферой, а не однообразными бластбитами, которые трудно отличить друг от друга.

Знаете, в Швеции об этом никогда не забывали. За три десятилетия, прошедшие с тех пор, как из недр Стокгольма впервые донёсся этот мрачный, карающий звук, он продолжает существовать, поддерживаемый в боевом состоянии теми, кто впервые и пробудил его к жизни.

(Важно отметить, что речь идёт именно о традиционном стокгольмском стиле, а не о «гётеборгском звучании», которое появилось позднее).

В отличие от мелодических и технических изысков, характерных для других сцен, оригинальный шведский саунд — прославленный такими группами, как Dismember, Entombed, Grave и Unleashed — отличается мощным и сырым звуком гитар в пониженном строе, молотящими ударными, мрачным грувом и относительно простыми структурами песен. Тот факт, что большинство ключевых групп оставались верны своему стилю на протяжении долгого времени, позволил этому направлению четко обрисовать свою индивидуальность или как сейчас модно говорить — обрести идентичность. Шведский дэт-метал выгодно контрастирует с холодным, техничным подходом, характерным для американских групп и всеми теми, кто находился под их влиянием.

Забавно, что сам шведский дэт-метал во многом появился благодаря попыткам скопировать ранние американские дэт-метал группы. Обращает внимание и то, насколько сильно на развитие жанра в Швеции повлиял один человек — Ник Андерссон, который играет в группах уже со школьной скамьи.

В настоящее время Ник известен своей работой в самых разных проектах: его вокал и гитару вы можете услышать на пластинках гаражной рок-группы The Hellacopters, он играет на ударных в Entombed, а также пишет песни для соул-группы The Solution, дэт-метал-группы Death Breath, хард-рок-группы Lucifer и рок-группы Imperial State Electric.

Ник — один из немногих, кто смог раздобыть ранние записи американского дэт-метала и тут же поделился ими со своими соратниками по группе. Тот шаг оказался более значимым, чем он мог себе представить.

Объединив усилия, Ник со товарищи создали группу, которая впоследствии стала легендарной. Они черпали вдохновение из различных источников: от американского дэт-метала и английского грайнда в лице тех же Napalm Death до панк-сцены, на которой они выросли. Так появилось нечто новое и уникальное.

"Как только ты слышишь что-то действительно стоящее, хочется поделиться этим с друзьями", — смеется Ник. "Мы одними из первых открыли для себя американскую андеграундную сцену с такими группами, как Death, Possessed, Repulsion и Autopsy. До этого слушали всё подряд: от Slayer до DRI, скупали альбомы Kreator, Sodom и Testament. Но когда услышали дэт-метал, поняли, что это нечто особенное, пути назад уже не было. Трэш был вне игры. Он казался глупым, слишком простым, музыкой для слабаков".

Андерсон всё ещё выводил слово «нигилист» на своих школьных тетрадях, желая взглянуть на то, как оно будет смотреться среди его любимых групп. В то время он просто хотел выразить своё уважение к тем коллективам, которые открыл для себя на американской сцене. И, конечно, ни он, ни его товарищи по группе не считали себя новаторами.

"Люди говорят о «шведском дэт-метале", - объясняет он, - но на самом деле мы просто пытались скопировать андеграундную американскую сцену. По звучанию это очень похоже на ранних Autopsy, Repulsion, Death... Я бы сказал, что это очень наивная копия. Мы пытались копировать их, но не смогли, и это стало звучанием шведского дэт-метала. В Америке он довольно быстро стал техничным, а мы не могли следовать этому. Простые вещи — вот шведская фишка".

Хотя в Швеции уже были группы, которые можно было бы назвать предтечами дэт-метала — Merciless и Morbid — именно второму демо-альбому Nihilist под названием Only Shreds Remain было суждено стать отправной точкой для развития шведского дэт-метала.

Этот альбом был записан на студии Sunlight Studios, которая впоследствии стала культовой для всех групп этого жанра. На Only Shreds Remain было представлено характерное для дэт-метала звучание: грубое, тяжёлое и среднее по диапазону. Особенно это касалось гитарных партий. Этот стиль, который приписывают как продюсеру Томасу Скогсбергу, так и гитаристу Лейфу Кузнеру (к сожалению, он скончался в 2006 году), стал стандартом для групп в Швеции.

"У Boss была педаль под названием Heavy Metal", — объясняет Ник. "Кажется, сейчас её уже не выпускают, ближайший аналог — Metal Zone. Но регулятор средних частот (mid-knob) позволил нам воспроизвести тот гитарный звук, который мы хотели. Нам стоило договориться о спонсорстве", — смеётся он. — "А группа Dismember зашли ещё дальше. Они вообще выжали из этой педали всё!".

В этом шведском саунде присутствовали и другие ключевые элементы — особенно барабанные партии. Вероятно, под влиянием хардкорного прошлого Ника, они были заметно проще и органичнее, чем привычные для этого жанра бласт-биты.

Nihilist в начале пути
Nihilist в начале пути

Две группы - один путь

Безусловно, Nihilist произвели сильное впечатление на слушателей, но просуществовали недолго — всего два года после создания.

Между Ником и Джонни Хедлундом — музыкантом, который присоединился к группе после первого демо, но был немного старше — возникли разногласия относительно дальнейшего пути. В результате Ник принял решение завершить проект, в том числе и для того, чтобы расстаться с Джонни.

"В основном у нас с Джонни не складывались отношения, или, возможно, это я не мог найти с ним общий язык", — говорит Ник. "Бывало, что я уже придумывал целую песню, и когда я показывал свои идеи, то Джонни они не нравились, ведь он и сам хотел писать музыку. Он показывал свои работы, они не нравились нам. Мы были молоды, и могли бы разрешить все разногласия, но сочли нужным разойтись. Мы позвонили Джонни и сказали, что группы больше нет. А через три дня снова начали репетировать. Если Джонни был в ярости, то я его понимаю".

Реформировав Nihilist под именем Entombed и сохранив стиль логотипа, группа начала работу над новым материалом. В 1989 году они записали демо, а затем подписали контракт с Earache. Впоследствии вышедший дебютный альбом Left Hand Path стал классикой. Покинувший группу Джонни был в ярости, но не позволил случившемуся стать помехой на пути к своим целям. Он быстро создал новую группу — Unleashed. После трех демо в 1990 году Unleashed подписали контракт с Century Media и выпустили нашумевший альбом Where No Life Dwells.

"У Unleashed было свое видение, — объясняет Джонни. — Мы знали, что группа будет развиваться, но договорились всегда играть именно этот тип дэт-метала. Если бы мы захотели сменить стиль, то создали бы другую группу с другим названием".

Джонни считает, что Unleashed — более серьезная группа, чем Nihilist. Он говорит, что последние были больше про атмосферу вечеринок и запомнились темой викингов, которую позже подхватили Amon Amarth и другие.

"Конечно, на всех нас очень сильно повлияли Bathory, но ещё в школе меня бесило, что мы изучали чужие верования, а о традициях викингов — ни слова. В самом начале это воспринималось позитивно, людям было интересно. Позже, когда праворадикальные движения набрали силу, некоторые группы тоже стали петь об этом. Но в итоге все поняли: молот Тора могут воспевать не только посредственные нацисты, а куда более достойные коллективы".
Unleashed
Unleashed

Цена успеха

К 1991 году шведская сцена получила международное признание. Наряду с дебютом Unleashed были изданы пластинки Grave (Into The Grave) и Dismember (Like An Ever Flowing Stream). Последняя образовалась из пепла Carnage, еще одной выдающейся группы, работавшей с 1989 по 1991 год, пока ее гитарист, Майкл Эмотт, не присоединился к Carcass.

1991 год стал вершиной развития жанра, после чего темпы замедлились. В последующие годы появились значимые работы таких групп, как Desultory, Necrophobic и Carbonized (в которой играли будущие участники Therion). Однако такие выдающиеся группы, как Grotesque, Interment и Evocation, прекратили свое существование.

Примерно в то же время в Гётеборге в дэт-метал стали добавлять мелодичные гитарные партии. Лидеры этого направления — Dissection и At The Gates. В числе других заметных коллективов — Dark Tranquillity, Eucharist и Unanimated. Этот стиль, который во многом стал известен благодаря In Flames, оказал значительное влияние и на современную тяжелую музыку, включая металкор. Вместе с ATG, In Flames заложили основы для дальнейшего развития жанра.

Ну, а в середине 90-х именно Entombed оставались самой успешной группой, добившейся признания на волне кратковременного интереса мейджор-лейблов к дэт-металу. Они подписали контракт с Columbia в США, попали на MTV после выхода своего третьего альбома Wolverine Blues — заряженного рок-н-роллом шедевра. Более того, как ни странно это сейчас звучит, когда Макс Кавалера ушёл из Sepultura, Entombed казались главными претендентами на то, чтобы занять освободившееся место.

Однако чуть ли не в одночасье появился ню-метал, и такие группы, как Entombed, мгновенно перестали быть актуальными. Сам Ник Андерссон, впрочем, и так чувствовал себя неловко от внезапного навалившегося успеха и начинал уставать от музыки, которую когда-то помог создать.

«Мы будто наблюдали со стороны, не принадлежа этому миру», — размышляет он. «На встречи с Columbia нас возили на лимузинах — это было забавно, но не в нашем стиле. Мы просто бесконечно гастролировали, даже не спрашивая себя: «А нравится ли нам это?» Думаю, нет. Играть живьём — круто, но всё затянулось. К тому же нас начали сравнивать с Pantera, а я их никогда не любил… Может, я просто придирчивый. Казалось, во мне больше нет таких песен. Оказалось, были… но осознал это не сразу».

Спустя десятилетие после ухода из Entombed Ник вернулся в дэт-металлическое лоно с новым проектом Death Breath, включающим в себя участников Merciless и Repulsion. Бывшие современники Entombed Grave, Dismember и Unleashed все еще дают концерты, но выпускают пластинки только Unleashed.

"Я думаю, мы остались верны своему слову", - говорит Джонни Хедлунд. "Мы все еще играем в том же стиле и 20 лет спустя. Это здорово, потому что мы росли вместе, но мы не относились друг к другу как конкуренты, это больше похоже на дружбу, у нас одна судьба. Мы можем собраться вместе за пивом и сказать: "Ну, через 10 лет мы все станем немного старше, но мы все равно будем здесь, играть ту же музыку и, возможно, в тех же группах!".

На этом все! Подписывайтесь на канал и обязательно напишите в комментариях, жалуете ли вы шведский дэт-метал!

Также рекомендуем вам другие наши публикации: