Всем известно, что в 2019 году Slayer завершили карьеру, а за 4 года до этого — выпустили последний полноформатный релиз Repentless. Однако для части их поклонников последней работой считается другая пластинка. Это World Painted Blood, записанный золотым составом — Кинг, Ханнеман, Арайя и Ломбардо. Напомним, что Ломбардо покинет группу в 2013, в том же году 2 мая скончается Ханнеман. Сегодня мы вспомним, как записывался альбом, который считается их одним из лучших за всю их карьеру, и посмотрим, как видели свое будущее музыканты в 2009 году.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic
Для одного из участников процесс записи стал настоящим кошмаром
Из всей "большой четверки трэш-метала" наибольшей верностью жанру всегда славились именно Slayer. Они выпустили уже с десяток альбомов, но их музыка по-прежнему остается жесткой и агрессивной. Быстрые композиции по-прежнему безумно скоростные, медленные треки — сокрушительны. Slayer — это музыка, которая не оставляет равнодушным.
Тем не менее за годы творчества у них тоже случались взлеты и падения. 90-е годы они пережили с переменным успехом, а более грувовый God Hates Us All был принят неоднозначно. Следующий Christ Illusion ознаменовал их возвращение к сырому и бескомпромиссному трэшу, но к 2009 году, когда вышел их World Painted Blood, группа будто вновь обрела свой яд и создала лучшую работу за последние 15 лет.
Что же в нем такого примечательного?
Этот альбом высечен из хаотичной энергии старой школы, обретя форму благодаря свежему взгляду продюсера Грега Фидельмана. Однако мало кто знает, что для одного из участников коллектива запись этого альбома стала настоящим кошмаром.
"К тому моменту, когда мы начали записывать альбом, моя сестра уже 14 лет боролась с раком, – рассказывает Том Арайя. – Она была при смерти, и я мало чем мог ей помочь. Чтобы хоть ненамного отвлечься от тяжелых мыслей, я старался все свободное время находится в студии, а не торчать в гостиничном номере".
Тот, кто потерял близкого из-за этой ужасной болезни, знает, как тяжело наблюдать за человеком его последние месяцы. Том подолгу проводил в больнице с сестрой, Анамарией, которую сломил этот недуг. Неудивительно, что у него не было настроения для творчества.
«Я проводил с ней большую часть дня, - вспоминает он, - а вечером шел в студию и записывал то, что нужно. Возвращался в отель, слушал то, что получилось, вставал утром и снова шел к сестре. Затем опять шел в студию - и даже если я там ничего не делал, я все равно приходил туда, потому что Джефф, Керри или Дэйв чем-то были заняты».
Slayer всегда писали о смерти и боли. Том поднаторел в сочинении песен о серийных убийцах. Но когда он потерял близкого человека, то с новой музыкой возникли проблемы.
"Я не мог сосредоточиться, — вспоминает он. — Был всегда погружен в свои мысли. Я сказал ребятам: "Вот что я написал. Если вам это пригодится, отлично. Если нет, я пойму".
Мрачная сторона человечества
Пока Том переживал боль своей утраты, остальные участники группы вновь обрели когда-то потерянное единство. Керри и Джефф сочинили 13 взрывных композиций, и были вполне довольны результатом.
На сессиях World Painted Blood у группы было меньше времени для записи, поэтому они работали круглыми сутками. По словам Керри, присутствие Ломбардо на втором альбоме группы после его возвращения в 2002 году позволило сделать его еще злее и техничнее.
"Мы репетировали, а потом я возвращался домой и играл на гитаре по четыре-пять часов, чтобы набрать достаточно материала для завершения записи. Дэйв тоже вносил большой вклад в создание песен — особенно в "Americon" и "Not Of This God" — потому что в паре партий я толком не понимал, что именно хочу от барабанов".
Он продолжает:
"Все происходило так быстро и хаотично. Если Джефф был в студии, я работал над своими материалами в отеле, а потом мы менялись. Так что впервые за всю карьеру я не знаю тексты всех песен".
Дэйв, которого Керри называет «лучшим барабанщиком на планете», и Грег Фидельман создали великолепный звук группы. Том, даже будучи в подавленном состоянии, чувствовал, что альбом особенный.
«Все время, пока я был в студии, я переслушивал треки после записи вокала и думал: «Это потрясающе», - вспоминает Том.
Название альбома World Painted Blood не случайно. Как и другие работы Slayer, он рисует предельно мрачную картину оборотной стороны человечества: от религиозного фанатизма (Not Of This God) и увлечения смертью (Snuff, Playing With Dolls, Psychopathy Red) до ужасов войны (Unit 731) и личных историй участников группы (Hate Worldwide). Керри особенно откровенен в «Americon», где он критикует международную репутацию своей страны при режиме Буша.
"Нас ненавидят везде, куда ни глянь. Да, в Штатах жить хорошо, но со стороны кажется, будто мы сидим в тёмном подвале — ничего не видим, ничего не знаем. Мне повезло — я путешествую по миру и все вижу сам."
Том, который всегда был самым политически откровенным участником Slayer, не замечает значительных улучшений после смены президента.
«В какой-то момент все были настроены против Америки, но как только Буш покинул пост, а Обама вступил в должность, многие увидели свет в конце тоннеля», — говорит он. «Я не голосую, потому что не верю, что это может что-то изменить: повестка остается прежней. Обама предпринимает действия, которые только ухудшают ситуацию. Например, печатает деньги. В странах третьего мира это приводит к инфляции, но не в Америке. Это ослабит доллар».
Что из всего этого следует? Слушать World Painted Blood стоит из -за отличной музыки, но точно не за оптимизм.
У отца Тома были проблемы из-за участия сына в Slayer
Том сейчас занят другими делами. Его сестра Ана пишет книгу о их отце, который умер в 2002 году. Недавно Том узнал, что отец переживал трудности из-за группы Slayer.
«Моя сестра работает над книгой, — рассказывает он. — Она поделилась со мной, о чем в ней пойдет речь. Это история о моем отце, который переехал в Америку из Чили, не зная языка. Он честно зарабатывал на жизнь, изготавливая метлы. И заработал достаточно денег, чтобы перевезти свою семью — с пятью детьми — в США. Она рассказала мне о трудностях, через которые ему пришлось пройти, и о которых я даже не подозревал. Отец был глубоко религиозным человеком, и, очевидно, песни Slayer не особо его радовали.
Том продолжает:
«Я знал, что отец недоволен тем, что я играю в Slayer и пою эти песни, но не понимал, как сильно это на него повлияло. Он никогда не говорил об этом ни со мной, ни с мамой, ни с сестрой, ни с кем из семьи. Я даже не догадывался. Думаю, если бы мне рассказали обо всем, я бы что-то изменил, исправил ситуацию».
Хотя мы не знаем всех деталей, ясно, что выбор между семьей и группой был бы очевиден.
«Когда моему отцу делали операцию на сердце, мне не сказали о её сложности, — продолжает он. — Сказали только, что предстоит шунтирование, что он чувствует себя хорошо, и так далее. Но не сказали о серьёзности проблемы, чтобы я не бросил всё и не поехал к нему. Они знали, что я это сделаю, но не могли позволить мне, чтобы я так поступил.
Отец Тома даже отказался от приглашения присоединиться к церкви — важной цели для католической семьи — из-за страха, что все они узнают о его связи со Slayer и это навредит его репутации.
«Он отказался от священства, потому что они могли узнать о его сыне, — с горечью говорит Том. — Приходской священник, отец Горман, сказал ему: "Теперь это жизнь Тома, вы больше не несете за него ответственности". Они видели в нем священника, хотя он не принимал сан из-за страха, что узнают обо мне».
Но несмотря на трудности, Арайя-старший продолжал гордиться своим сыном.
«Он был очень понимающим», - говорит Том. - Надеюсь, Ана сможет пойти дальше. В книге ей пригодится моя помощь в описании первых лет группы и некоторых событий. Уверен, она захочет рассказать о моем участии. Я сказал ей: "Просто продолжай работать над книгой"».
Книга - это очень здорово, но как насчет того, чтобы однажды снять фильм о Slayer? Оказалось, что Тому понравился документальный фильм об Anvil, так каковы шансы, что Slayer последуют его примеру?
"Этот фильм — просто бомба! После просмотра я был в полном восторге. Ведь каждая группа проходит через подобное. Документалка о Slayer? Да это же гениальная задумка! Вот типичная ситуация: приезжаешь на концерт, а местный промоутер: «Опаздываете!» А ты такой: «Да мы же всё равно будем играть, чёрт возьми!». Такое сплошь и рядом, когда пытаются кинуть с деньгами. Или вот — просыпаешься на чужом вокзале, потому что проспал свой проклятый поезд. Или стоишь в аэропорту, а тебя не пускают в эту чёртову страну из-за визы! Со мной такое было постоянно, когда я путешествовал по чилийскому паспорту. Особенно во Франции — каждый раз как лотерея: пропустят или развернут? Видимо, у них с Чили были какие-то старые счеты, потому что таможенники меня просто изводили. Всё изменилось в 92-93 году, когда я получил американское гражданство — ха-ха, проблемы как рукой сняло!"
Кинг: "Просто пройтись по улице — уже большая проблема...
Slayer теперь — не просто группа, а культурный феномен. Мы точно знаем это, потому что Керри Кингу, всегда бывшему самой узнаваемой фигурой коллектива, уже невозможно спокойно пройтись по улице, чтобы не привлечь чье-то внимание.
"Чувак, это уже перебор!" — жалуется он Hammer. — "Я сам это заслужил, не буду ныть. Я ведь даже не пытался быть незаметным! Но вот недавно в Сан-Антонио творился настоящий ад — будто тут сам Бритни Спирс на улице появилась. Зашли с женой в Hard Rock Café просто поесть, без предупреждения. По пути к столику сфоткался с каким-то пацаном. Только сели — оглядываюсь, а нас уже снимают на телефон украдкой... Я такой: «Надо валить». По дороге туда ко мне пристали дважды, а обратно в отель — три или четыре раза. В итоге я понял: «Здесь просто нельзя появляться». Поэтому теперь всегда в очках. Не потому что я на понтах, а потому что сколько бы вспышек в меня ни светили — мне пофиг."
Керри Кинг — один из самых прямолинейных людей в метале. Ему плевать, что вы или я о нём думаем. С присущим ему циничным юмором он признаётся, что красит свою знаменитую бороду («Зачем показывать новым фанатам, какой я динозавр? Они же верят, что мы неуязвимы!») и без прикрас объясняет договорённости с Дэйвом Ломбардо.
«Сейчас мы с Дэйвом общаемся лучше, чем когда-либо, — отмечает он, — но пока это чисто деловые отношения. Иногда он приходит с чем-то вроде: „Эй, пацаны, мне бы надбавку“, и я всегда готов его выслушать. Контракт — штука гибкая».
Создается впечатление, что Керри Кинг — это именно тот человек, за которого себя выдает. Когда его спрашивают о недавнем канадском туре Slayer с Megadeth (и об их непростых отношениях с Дейвом Мастейном), он отвечает с присущей ему прямотой:
"Я начинал тот тур с чистого листа. Без ожиданий. Мы отыграли четыре шоу, и я мельком видел Мастейна всего один раз — он жрал в кафешке, а я шел на интервью. Ударник Megadeth Шон Дровер зависал с нами в последний день. Ну вы же нас знаете — по жизни мы простые ребята. Хочешь тусоваться — тусуйся. Ведешь себя как свинья — проваливай."
Что с будущим?
В 2009 году Slayer остаются непоколебимыми. Они по-прежнему безраздельно правят трэш-металом, оставив конкурентов так далеко позади, что это почти смешно. Из легендарной "Большой четвёрки" трэша только они никогда не шли на компромиссы — не разбавляли свою музыку хард-роком (если не считать их неуклюжий кавер на Born To Be Wild в 2002, который все предпочли забыть). И сегодня их позиции как никогда сильны. Slayer явно не собираются "попсеть" — но возникает вопрос: когда ждать нового альбома после World Painted Blood и станет ли он последним?
"Даже когда мы собрались записывать этот альбом, — признаётся Том, — зная, что он станет последним с Риком Рубином, мы так и не обсудили будущее. Но этот разговор неизбежен — посмотрим, к чему он приведёт".
Керри сохраняет ледяное спокойствие:
"Не вижу проблемы. Если бы мы уже сели её обсуждать — вот тогда бы стало ясно, что проблема есть. Меня часто спрашивают об этом: ещё перед 'Christ Illusion' я говорил — 'Если следующий альбом займёт пять лет, он, скорее всего, станет последним, потому что следующий придётся ждать десять, а я не могу этого гарантировать'. Но главное для меня — живое выступление. Мы можем до скончания веков пиликать на гитарах и записывать пластинки, но если не сможем подавать это на сцене так же мощно, как раньше — мне это неинтересно".
Вы можете не волноваться. Керри обещает, что у нас будет еще много музыки.
«У меня есть материал для следующей пластинки, - говорит он. - После этого мы определимся с планами на будущее».
По его словам, в итоге выйдет сборник Slayer. Прошло уже шесть лет с момента выхода бокс-сета Soundtrack To The Apocalypse.
«Я уверен, что после завершения работы нас обязательно что-то ждет, – размышляет Керри. – Потому что, независимо от того, с какой звукозаписывающей компанией мы заключим контракт, они сразу начнут думать: «Как бы нам побольше продать продукции Slayer?». Вспомните, сколько альбомов Pantera вышло с 2001 года!»
Хотя Slayer явно не планируют уходить на покой в ближайшее время, Том – ему сейчас 48 лет – иногда мечтает о том, чтобы отдохнуть от постоянных гастролей. Когда его спрашивают, хочет ли он стать старым и довольствоваться жизнью на своем техасском ранчо, он весело смеется.
«Черт возьми, я не хочу становиться старым и немощным, я хочу вернуться на это ранчо прямо сейчас! Хочу наслаждаться жизнью и говорить: «Как же это здорово!». Я не хочу веселиться до упаду, а потом оказаться в могиле...»
Как все мы знаем, в итоге Slayer завершили карьеру в 2019, но до сих пор продолжают давать единичные выступления по всему миру. Ломбардо занят многочисленными проектами, а Керри Кинг выпустил альбом своего сольного проекта. Том, как он и говорил, живет на ранчо и наслаждается жизнью. И он все также недоволен новым президентом.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и до встречи в других наших публикациях: