Найти в Дзене
ATTACK THE MUSIC (метал-блог)

Группа, которая породила doom metal. Встречайте, Saint Vitus!

Да, современная дум-сцена многим обязана Saint Vitus. Black Sabbath, конечно, хоть и заложили основу для дум-метала, но в конце 70-х и начале 80-х их эстафетную палочку подхватили несколько американских команд. Среди прочих особым образом выделялись лос-анджелесские кудесники Saint Vitus. Что с ними происходило все эти годы и где они сейчас — в этом обзорном материале. Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь! У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic Назвать Saint Vitus только лишь "влиятельными" явно недостаточно. Основанная в Городе Ангелов в 1978 году сначала под названием Tyrant, группа сменила имя на Saint Vitus в 80-м году. Можно утверждать, что они стали первым коллективом, возродившим минималистичный дум-саунд ранних Black Sabbath — как раз в тот период, когда уже сами Black Sabbath начали отходить от своего первоначального звуча
Оглавление

Да, современная дум-сцена многим обязана Saint Vitus. Black Sabbath, конечно, хоть и заложили основу для дум-метала, но в конце 70-х и начале 80-х их эстафетную палочку подхватили несколько американских команд. Среди прочих особым образом выделялись лос-анджелесские кудесники Saint Vitus. Что с ними происходило все эти годы и где они сейчас — в этом обзорном материале.

Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic

Новый альбом — спустя 17 лет?

Назвать Saint Vitus только лишь "влиятельными" явно недостаточно. Основанная в Городе Ангелов в 1978 году сначала под названием Tyrant, группа сменила имя на Saint Vitus в 80-м году. Можно утверждать, что они стали первым коллективом, возродившим минималистичный дум-саунд ранних Black Sabbath — как раз в тот период, когда уже сами Black Sabbath начали отходить от своего первоначального звучания. На протяжении 80-х и начала 90-х они выпустили серию мрачных, ультра-лоу-фай альбомов и EP. Они настолько погружены в андеграунд, что ни о какой широкой огласке их творчества и речи не идет. Они — подлинные короли подземелья, и только самые фанатичные слушатели знают, кому приносить свои жертвоприношения.

Сегодня их имя произносят с благоговением и священным трепетом, а разрозненные записи группы занимают почетное место в коллекции каждого уважающего себя поклонника жанра. Культовая эмблема с литерой «V» стала мистическим символом, который, словно оберег, носят избранные и посвященные. Что же до карьерного пути — каждый этап давался ценой невероятных усилий.

После распада Saint Vitus в 1996 году разговоры о воссоединении группы оставались лишь пустыми обещаниями в интернете, пока классический состав — вокалист Скотт "Вайно" Вайнрих, гитарист Дэйв Чендлер, басист Марк Адамс и барабанщик Армандо Акоста — не собрался в 2003 году для разового выступления в чикагском клубе Double Door. Еще шесть лет спустя они вновь отправились в тур, и, когда вышли на сцену, стало очевидно, что группа, которая, казалось, опоздала со своим появлением и утратила популярность, наконец, нашла свое место. Встретив восторженный прием, о котором когда-то могли только мечтать, музыканты неизбежно задумались о новом альбоме. Однако тень сомнения все еще витала в воздухе. Спустя 17 лет после выхода своего последнего шедевра Die Healing, который многие считают классикой, смогут ли обновленные Vitus вернуть былую магию?

Гитарист Дэйв Чендлер делится своими переживаниями:

«Я сомневался в своих силах. Давно не писал в стиле Saint Vitus. Смогу ли? Ожидание сводило меня с ума. Я даже жену достал своим поведением. Хотел сделать что-то особенное, а не просто состряпать на скорую руку. Но весь этот хаос и давление сделали нашу запись живой и настоящей.
У нас была одна новая песня — "Blessed Night". В голове у меня крутилось несколько риффов. Когда мы собрались все вместе, работа пошла довольно споро. Тогда-то я и понял: всё получится».

Он продолжает:

"Когда мы задумали реюнион, о записи нового альбома никто и не мыслил, но фанаты всё спрашивали о нем. После выступлений на Roadburn и Hellfest реакция была невероятной. Люди начали задавать еще больше вопросов о новой пластинке. Чем больше у нас было концертов, тем чаще мы задумывались о новом альбоме. В итоге мы его сделали, и на удивление, все получилось как надо".
-2

Vitus — экзотичные обитатели панк-андеграунда?

Vitus — детища 70-х, как и Sabbath. Им пришлось столкнуться с непростой задачей: как сохранить дух 70-х в мире 80-х? Для многих регионов США и Европы 70-е стали десятилетием суровой аскезы — неудивительно, что именно тогда родилась самая мрачная, дерзкая и запоминающаяся музыка, кинематограф и литература. 80-е же, напротив, прошли под знаком шика и гламура. В мире метала безраздельно царствовали трэш и глэм, круша все на своем пути под восторженные вопли толп. Мягко говоря, то было не лучшее время для пророков дума, безжалостно отражающих язвы общества в своих произведениях.

«Мы, без сомнения, были группой из 70-х, застрявшей в 80-х, — соглашается Дэйв. — Именно об этом песня "Born Too Late". Я часто говорил: если бы мы начали в 69-м, а не в 79-м, нас бы приняли гораздо лучше. Метал 80-х — это было совсем не наше! Особенно здесь, в Голливуде. Мы не знали ни одной группы, похожей на нас. О Pentagram или Trouble мы тогда даже не слышали. О таких коллективах мы начали узнавать только через друзей, а про Pentagram и вовсе не знали, пока не познакомились с Вайно».

Скотт «Вайно» Вайнрих стал частью Vitus в 86-м году, после того как оригинальный вокалист Скотт Ригерс покинул группу. Его первый альбом с Vitus, «Born Too Late», погружал слушателей в будничные ужасы, переживаемыми человечеством. Не найдя признания у слушателей мейнстримной рок-музыки 80-х, Vitus просочились в андеграунд хардкор-панка. Это был рискованный и очень странный шаг, но он оказался успешным. Выступая на сценах вместе с калифорнийцами Black Flag, Vitus вскоре подписали контракт с лейблом SST, который принадлежал гитаристу Грегу Джинну.

«В итоге мы влились в панк-рок сцену, потому что металлисты нас ненавидели!» — смеётся Дэйв. «Группы вроде Black Flag как раз появились в то время, и контракт с SST оказался спасением — ведь ни один метал-лейбл нас и близко не подпускал. Нам нравился Black Flag, а они слушали Sabbath, поэтому они нас «поняли». Они ставили нас на одну сцену со всеми группами SST и каждым приезжим коллективом. Просто швырнули нас под ноги панкам. И знаешь, что? Мы выдержали их трёп, не сломались — и в итоге заслужили их уважение. Они стали нашей аудиторией. Когда мы играли в Лос-Анджелесе, единственные длинноволосые в зале были наши друзья. Это даже подняло нашу репутацию — мы были этими странными, медленными парнями, игравшими для толпы панков. После такого все думали: «Да вы не трогайте их, пусть играют!».

Нетрудно представить, как панк-публика, поначалу озадаченная, а, возможно, и скучающая от нарочитой мрачности Vitus и их черепашьих темпов, в итоге проникалась их визжащим фидбэком и язвительными социальными комментариями.

Наркотики — зло, мы предупреждаем

Депрессия, деградация и смерть — не единственные темы песен группы. Довольно часто Vitus пели и о наркотиках. Озарения и падения, трипы и ломки — эта тема красной нитью проходит через их творчество. Даже название их камбэк-альбома — Lillie: F-65 — отсылает к наркотику Дэйва, мощному барбитурату, от которого он одно время зависел.

«Многое — из личного опыта, — откровенничает он. — В 70-х моя школа была похожа на настоящую аптеку! Мы перепробовали всё, и это сильно повлияло на нас. Мы видели, как многие сильно пострадали из-за определенных веществ, и позже я стал писать об этом. "Clear Windowpane" показывает, как круто бывает под кайфом, но вот S"hooting Gallery" уже про другое — попробуешь нечто, и будто пустил по венам воду из сточной канавы.
В 80-х все песни про выпивку были сплошь о тусовках и угаре, а потом появляемся мы, Saint Vitus, с "Dying Inside", ха-ха-ха! Я не пытаюсь читать проповеди — просто говорю о том, что было со мной и что я видел. Не вижу смысла врать людям, и терпеть не могу тех, кто пишет о том, чего сам не испытывал. Я никогда не кололся героином и не собираюсь, но я знал таких людей и видел, к чему это приводит».

На Lillie: F-65 команда легко воссоздает фирменный звук Vitus: громоподобные ударные, пульсирующий бас и, конечно же, характерный гитарный звук, который сам Дэйв описывает, как "будто вчера разбомбили Дрезден". В 80-х во всем этом не было особого шарма, но теперь все ищут способы сделать свой звук хотя бы чуть-чуть в духе той эпохи.

«Мы хотели добиться по-настоящему тяжелого, басовитого звучания, — вспоминает Дэйв. — Так что я просто выкрутил бас на гитаре на полную и убрал все высокие частоты. Это дало тот грохочущий эффект, который я хотел для пауэр-аккордов, но когда я играл соло, его вообще не было слышно. Я экспериментировал с эквалайзерами и бустерами высоких частот, но лучшее решение оказалось простым — просто вдавить эту чёртову педаль wah-wah! Ко мне часто подходят гитаристы и говорят: „Я бы хотел повторить твой звук!“ А я отвечаю: „Ну, просто максимально убери высокие частоты!".
-3

Настоящий андеграунд

В лагере Vitus не всегда всё шло гладко. Творческое сотрудничество Дэйва и Вайно дополняло друг друга, но конфликты были неизбежны. В итоге последовал болезненный развод. В 2012 году, когда группа наконец нашла свой путь, за дело взялись более зрелые и мудрые участники.

«Мы с Вайно хорошо ладили, но в творческом плане бывает сталкивались лбами», — говорит Дэйв. «Это создавало напряжение, но было полезно. Когда он ушёл, все перестали находить общий язык, и общение прекратилось на несколько лет. А сейчас мы все, так сказать, на одной волне, на одной странице — или как там это называют. Это правда круто, атмосфера в коллективе стала куда здоровее. Люди видят нас и говорят: «Вы что, улыбаетесь? Что случилось?» Началось всё хорошо, а теперь вышло на новый виток — и стало даже лучше, чем раньше».

Есть определённая ирония в том, что эти гуру отчаяния сейчас ухмыляются, как чеширские коты, и ладят между собой, словно прихожане местной церкви. Но её затмевает та любовь и уважение, что теперь окружает наследие группы.

Быть влиятельными — одно, а стать иконой — другое. Но парни встречают эти драгоценные моменты смиренно и с достоинством. На пороге конца света мир, наконец, врубился в Saint Vitus.

Дэйв вздыхает:

«Это приятно, но немного ошеломляет. Мы не ожидали такого. Странно, что раньше нас игнорировали, а когда мы распались, нас начали упоминать в книгах и других материалах. Потом стали появляться все эти группы, цитирующие нас.
Мне нравится, что дум живёт в андеграунде. Когда мы начинали, такого термина не существовало, не было никакого жанра. И, конечно, тешит самолюбие, когда приходишь, скажем, на Hole In The Sky, а люди такие: «Вау!» Это приятно.
Но такие, как мы, никогда не станут мейнстримом. Мы всё ещё аутсайдеры — просто теперь с нами тут, снаружи, куча классных людей!».

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал!

И до встречи в других наших публикациях: