Найти в Дзене

Военная телеграфистка

К.Ф. Рой. Фото из архива редакции
К.Ф. Рой. Фото из архива редакции

Клавдия Филипповна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и многими другими. В Великой Отечественной войне участвовала с июня 1944 по май 1945 года в должности телеграфиста.

В июне 1941 года я окончила семь классов и мечтала поступить в медицинское училище. Но война нарушила все планы. В это время мне было 15 лет, и я жила вместе с родителями в хуторе Щепкин Аксайского района. Все мужчины ушли на фронт. В хуторе остались пожилые люди и мы, подростки. Пришлось работать: убирали урожай, осенью в совхозе «Реконструктор» укрывали виноград. Рыли окопы и противотанковые рвы. Мы все понимали, что нужно помогать старшим. Зимой вязали шерстяные носки и рукавицы и отправляли на фронт.

В июле 1942 года наш хутор оккупировали немецко-фашистские захватчики. В феврале 1943 наши войска освободили хутор Щепкино, и весной этого года мы пешком ходили за девять километров на ремонт шоссейной дороги «Ростов – Новочеркасск». Она была во время боев разбита. Мы лопатами выравнивали выемки, устилали дорогу щебенкой, чистили кюветы. Потом мне пришлось работать вместе с другими подростками на железной дороге в районе станции Должанка Краснодарского края.

Когда исполнилось 17 лет, подала заявление в Аксайский райвоенкомат с просьбой послать на фронт. Но мне отказали, так как я была несовершеннолетняя. Очень расстроилась.

Мне хотелось ухаживать за ранеными, я свободно могла оказать им любую помощь.

В июне 1944 года мне исполнилось 18 лет, и меня призвали в Красную Армию. Я была очень рада. Служить направили в 8-й отдельный запасной телеграфный полк связи, который распо-лагался в городе Калинине. Там находилась на учебе пять месяцев. Мы изучали телеграфный аппарат СТ-35 и работу на нем. В свободное от занятий время нас посылали на различные работы. Наш военный городок находился на берегу Волги. В один из заливов реки сплавляли бревна, мы их вылавливали и укладывали на берегу. Приходилось выгружать на берег соль из барж. Работали на товарной станции железной дороги, выгружали уголь, торф, капусту, картофель. Все это складировали в хранилища. Ходили в караул, стояли часовыми на постах, охраняли свою территорию и различные склады. Занимались строевой подготовкой. 2 июля 1944 года приняли военную присягу.

Я получила специальность телеграфиста, и нас всех в ноябре 1944 года через пересыльный пункт в Москве направили на фронт. У каждого был сухой паек (каша-концентрат), и мы, запасаясь водой на остановках, по очереди варили ее в котелках на три человека на одной печке-буржуйке. На железной дороге действовали диверсанты-бендеровцы. Но нам повезло, 2 декабря 1944 года мы благополучно прибыли в город Сандомир (Польша) для прохождения службы в 359-м батальоне связи 1-го Украинского фронта, который обслуживал штаб корпуса. Там я до конца войны проработала на аппарате СТ-57 в должности телеграфистки.

Мы передавали и очень много принимали шифрованных телеграмм, которые немедленно направлялись в штабы дивизий, армии и фронта. Особенно много было работы, когда наш корпус в составе 1-го Украинского фронта вел наступление на Берлин.

День Победы я встретила в городе Бреслау (Германия). Там в это время находился штаб корпуса. Это был неописуемый праздник радости и счастья. Мы остались в живых!

Фронтовые подруги (К.Ф. Рой слева) / Фото из семейного архива
Фронтовые подруги (К.Ф. Рой слева) / Фото из семейного архива

Но накануне Дня Победы, 7 мая 1945 года, со мной произошел неприятный случай. В этот день я со своей подругой Аней Мановой дежурила на кухне. Нас, девушек, в свободное время посылали работать на кухню, помогать повару готовить обед и ужин. После ужина мы перемыли посуду, и я отпустила Аню в роту отдыхать, а сама решила помыть полы.

В углу около двери стоял холодильник. Я подошла к нему и стала протирать пол. Вдруг слышу, что-то трещит, с холодильника посыпалась облицовка. Это она создавала треск.

Я внимательно посмотрела на холодильник и увидела на его дверце дырочку-пробоину от пули. Такая же пробоина оказалась и на стекле окна, которое было большим и выходило на улицу. Внутри холодильника я нашла пулю немецкого снайпера, который промахнулся. А мне, за два дня до Победы, очень повезло: осталась жива. 9 мая, когда нас подняли по тревоге в четыре часа утра и объявили, что закончилась война, я от радости даже подзабыла о той снайперской пуле.

После окончания войны началась демобилизация. В первую очередь демобилизовывали нас, девушек. Со многих воинских частей собрали нас (около 100 человек) в населенном пункте Ешкиндорф (недалеко от города Бреслау). Выдали каждой по 10 килограммов муки. Выделили подводы с ездовыми, которыми были демобилизованные воины. На подводы мы сложили свои вещмешки, а сами пешим ходом за подводами направились в сторону нашей советской границы. С нами был духовой оркестр и полевая кухня.

Каждый день преодолевали по 25 километров. Остановки на отдых делали на окраине какого-нибудь населенного пункта, где были водоемы. Там приводили себя в порядок, ночевали и утром – снова в путь. Из Ешкиндорфа мы вышли 21 июня и 17 августа 1945 года прибыли на железнодорожную станцию Коваль (Украина). Наш пеший путь про- должался почти два месяца. На станции Коваль переночевали, утром нас посадили на поезда, и мы самостоятельно разъехались по своим домам.

В Ростов я приехала поздно вечером 19 августа, и мне так захотелось как можно быстрее попасть домой, что решила, несмотря на позднее время, самостоятельно пешком идти в хутор Щепкин, до которого было 15 километров. Прошла город, вышла в степь. Кругом никого нет. Я шла мимо рощ, по полям, где росли кукуруза и подсолнухи. Перед нашим хутором был противотанковый ров, который я когда-то копала. До хутора еще оставалось три-четыре километра. Я быстро преодолела ров и еще быстрее пошла к хутору. У меня не было никакого страха, я стремилась домой. Домой пришла в 11 часов ночи. Дома встретили с большой радостью и удивились, что я шла одна по степи. Ведь в степи было очень много волков. Я об этом ничего не знала и благополучно добралась. Так для меня закончилась военная жизнь. Я приступила к другой – мирной, созидательной.

11 сентября 1945 года вышла замуж за парня, своего соседа, фронтовика Алексея Хрисанфовича Роя, который стал Героем Советского Союза. С ним мы прожили почти 60 лет, имеем трех дочерей, четырех внуков и одного правнука.

После войны я работала телеграфисткой в Аксайском узле связи и на железной дороге билетным кассиром на станции Кизитеринка. В 1983 году вышла на пенсию, вместе с мужем занимались домашними делами и воспитанием внуков.

Нам очень хотелось, чтобы наши дети, внуки и правнуки были счастливы и прожили мирную жизнь".

Супруги Рой
Супруги Рой
Супруги Рой
Супруги Рой

Из воспоминаний К.Ф. Рой. 2005 год. / ФОТО из семейного архива