Автор: Hoomkeen
Оставляя дела арабские на востоке и возвращаясь к основной цели нашего повествования, на запад Европы, к Меровингам, нельзя пропустить события, которые происходили в это время в Византии.
Устоявшееся мнение о том, что две схватившиеся между собой империи не выдержали усилий противостояния и рухнули под ударами третьей силы - молодого исламского государства бесспорно в отношении Персии, которая так и не оправилась после череды переворотов и агонии гражданской войны, но в случае империи Ираклия надо добавить ещё некоторые факты, которые позволят лучше представить происходящее в Египте, Сирии, Месопотамии и Армении между 630-636 годами н.э. (до отступления из Сирии).
Во время достаточно продолжительного хозяйствования в этих провинциях персов в этих провинциях среди туземцев вновь подняли голову объявленные еретическими учения, и в первую очередь - монофизитство. Персы, в пику ромеям, давно уже приютили у себя несториан, и благодаря им несторианское христианство распространится по нашей планете далеко на восток Азии. Жена Хосрова была монофизиткой, и при персах прежде опальные священники воспряли духом и вернули власть над кафедрами в Сирии, Египте... Монофизитом был оставшийся единственным епископ Армении, так что религиозно Армения тяготела к сепаратизму, хотя множество чиновников при дворе императора наоборот сильно привязывали эту область к судьбе империи.
Ираклий, после победы над персами, все годы до вторжения провел в восточных провинциях своей страны, восстанавливая порядок и пытаясь найти какое-то примирение между вновь вспыхнувшей борьбой внутри христианства.
Армянскому епископу было предложено или смириться, или быть готовым что его сместят. Тот смирился и запросил исповедание веры. Имеператор прислал в Армению исповедание с анафемой Несторию и другим еретикам, но без отречения от Халкидонского собора. На таких компромиссных условиях церковные отношения с Арменией были восстановлены.
Зато в Эдессе во время рождества местный епископ потребовал от Ираклия анафемствовать Халкидонский собор, и отказал ему в причастии. Разгневанный император сместил епископа, передав правление халкедонитам.
Куда бы не прибыл император, начинались прения уговоры и новый виток обсуждений едина ли природа Христа. Ираклий, без поддержки мощных знатоков телогии из Константинополя держался как мог - требовал подчиняться решениям собора, иногда применяя свои супер приёмы "отрубить всем носы и уши, имущество конфисковать".
Дополнительно ко всем проблемам перед Ираклием встал еврейский вопрос. местное население требовало мести за зверства восставших сепаратистов, которые при попустительстве персов учинили бойню христианам. Ираклий не мог разрешить кровавую месть, но в конце концов монахи пообещали ему вечно отмаливать у господа это прегрешение, и император махнул рукой... Избиение евреев сопровождалось их бегством и запретом селиться в Иерусалиме и вокруг него. Между прочим, в 634 году Ираклий выпустил указ о крещении всех лояльных граждан страны - то есть указал о насильственном крещении всех иудеев. Неизвестно, насколько рьяно выполнялся этот указ, мы знаем только про крещение евреев в провинции Карфагена, но уверен, что этим указом Ираклий оттолкнул от себя ещё одну группу граждан, которые потом приветствовали арабское вторжение.
Но не один Ираклий понимал опасность отделения монофизитской церкви от империи. Задолго до победы на персами в Константинополе патриарх Сергий, сам будучи родом из Сирии и хорошо понимавший глубину раскола в религиозном сообществе, разрабатывал новый план по примирению непримиримых душ.
Поиски решения двухвекового вопроса с монофизитами привели Сергия к мысли о том, что можно, избегая вопроса о природе Христа (φύσις - физис) поговорить о том, что имея две природы, спаситель обладал одной волей - (θέλημα - телема). Решение казалось изящным. Действительно, как могут внутри одного существа не бороться две различные воли? Сергий разрабатывал эту доктрину осторожно и аккуратно. Его переписка с патриархами показала что в Египте местные монофизиты вообще были согласны признать такую доктрину унии, забыв про камни преткновения и объединившись под эгидой монофизитства. Иерусалимский патриарх Софроний воспринял эту идею в штыки, и осторожный Сергий не поднимал официально вопрос перед всей страной до смерти Софрония в 638 году.
Отдельно надо выделить отношение в монофелитству римского папы Гонория. Тот, получив от Сергия письма с изложеными в них идеями, поддержал константинопольского патриарха. Гонория напрямую написал, что "Мы исповедуем в Господе Иисусе одну волю", однозначно поддержав монофелитов. За это, в будущем, он будет предан анафеме.
"Папа Гонорий?" - один из любимейших каверзных вопросов католикам, которые исповедуют догмат о непогрешимости Римских Пап. Веками защитники западного католичества вертелись как уж на сковородке, придумывая что такого вообще не было, или Гонорий просто плохо знал греческий язык, поэтому ну совсем не понял, что там ему написали и поддержал еретиков не осознавая, что делает. Но до шестого Вселенского собора было ещё больше сорока лет, а Ираклий и Сергий ещё долго насаждали монофелитство и Гонорий неизменно поддерживал их эдикты, запрещающие гражданам империи спорить о количестве энергий у Иисуса. История однозначно указывает на него как на сторонника государственного монофелитства.
Эдикт Ираклия I Псифос, запрещающий в империи религиозные споры вокруг монофелитства был издан после смерти Софрония и автора монофелизма Сергия, к этому моменту арабы уже изгнали Византию из Сирии и Псифос, надо сказать, не остудил накал богословской борьбы внутри Византии.
Ираклий, переломивший ход сражения с Хосровом под знаменем защитника веры, в своем роде открыл для христианства новый тип войн - если раньше религиозный вопрос стоял как дополнительный повод к борьбе, теперь он был провозглашен как один из основополагающих. Императора, вернувшего Крест Господень в Иерусалим можно назвать первым крестоносцем как в прямом, так и в переносном смысле. Естественно, он осознал силу религии и понимал насколько монолитна будет его страна в случае если он добьется религиозного единства.
Можно упрекнуть императора, что он затеял борьбу за религиозное единство в измученной тяготами стране, которая только что победила в тяжелейшем столкновении против Персии. Но именно сейчас, когда империи временно не было крупных угроз извне, и надо было заниматься реформами, которые ожидаемо были восприняты в монофизитских провинциях крайне отрицательно. Угрозу из Аравии скорее всего просто не ожидали, и масштаб её не оценили. В итоге арабы приходили в провинции, которые приветствовали их, как освободителей.
Тем не менее, случилось то, что случилось. После катастрофы 636 года Ираклий, оценив свои силы, увидев, как местное население открыто переходит на сторону захватчиков, считая их освободителями от тирана, воскликнул "Прощай, Сирия!". Уходя, он прихватил из Иерусалима Крест Господень, а его армия отметилась грабежами, которые устроила на собственной оставляемой провинцией.
Вместе с армией из потерянных провинций потянулись беженцы - Римская империя вновь уменьшалась в размерах, и на этот раз теряла восточные провинции. Вместе с администрацией и аристократией среди переселенцев были и священнослужители - которые перенесли религиозные споры о природе Христа вместе с собой - в Африку, Сицилию, Константинополь...
В 640 году из практически уже потерянного для империи Египта в столицу эвакуировался патриарх Кир, до этого больше всех рапортовавший об успехе религиозной реформы а теперь вынужденный рассказать правду - население приветствует арабов, войска потерпели поражение и дань арабам выглядит как лучшее решение в сложившейся ситуации. Естественно, Кир был публично судим и наказан.
О положении империи в последний год жизни Ираклия, о проблемах престолонаследия и о попытках всё-таки утвердить среди христиан монофелитство мы прочитаем в продолжении.
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
Наш в телеграм-канал.