Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: Битва при Ярмуке 636г.

Автор: Hoomkeen

В истории человечества не так много лет, в которые происходили переломные события для истории всего человечества. В нашем путешествии по истории поздней античности и раннего средневековья мы, наверное, еще ни разу не сталкивались с такими событиями, которые коренным образом меняли ход истории сразу нескольких регионов. Большие битвы, войны и переселение народов имели долгую предварительную историю. Плоды множества побед отчаянных героев часто тонули под множеством мелких последующих событий, которые упрямо тянули историю в свою сторону. Варварские племена вторгались в уже рассыпающуюся и коллапсирующую изнутри империю, и всё это можно при желании объяснить и экономикой, и демографией, и климатом...

То, что произошло в 636 году после битвы при Ярмуке и, чуть позже, при Кадисии объяснимо, но всё же оставляет ощущение огромной развилки, где человечество имело все шансы пойти совершенно по другому пути в случае иного результата этих сражений. Огромные многовековые империи в результате этих битв практически смирились с потерей огромных территорий, знаменитого плодородного полумесяца (и да, арабы воспользовались этим даром - нетерпеливым читателям можно почитать про арабскую аграрную революцию, которая начнется в VIII веке), территорий, которые кормили древние Римскую и Персидские империи, в которых проживало огромное количество людей, в которых располагались религиозные центры крупнейших мировых религий... Ещё десять лет назад Византия, потеряв свои восточные провинции, яростно билась с Сассанидами за возврат своей земли и вдруг, после одного глобального сражения, империя отступила, используя тактику выжженной земли и выводя гарнизоны из всех укреплений вплоть до выбранной императором новой границы - по перевалам Тавра, защищая Анатолию и полностью отдав Сирию, Палестину, а вскоре и Египет.

-2

Но всё это буде позже, пока же Ираклий, который весь 635 год собирал по империи армию, чтобы вновь бороться за контроль над своими землями, обосновался на севере Сирии, в Антиохии, откуда он мог достаточно быстро получать новости от своих войск, а также не терял связи со столицей.

Вопрос, почему шестидесятилетний император больше не сопровождал свою армию, как это было десять лет назад, связан, скорее всего со здоровьем Ираклия. Кроме того активные действия в Армении, где все местные жители склонялись к поддержке христиан сильно отличались от настроений в Палестине и Сирии, где арабы не воспринимались как поработители и тираны. Мотивы, стратегия и тактика арабов были для Ираклия загадкой, несколько поражений, которые они уже нанесли местным гарнизонам вызывали у Ираклия разумные опасения за себя и семью, если бы он решился путешествовать вместе с военными отрядами.

Второй вопрос, почему в столице остался сын Ираклия от первого брака - Константин. Во время осады Константинополя мальчик был ещё мал, но сейчас парню уже было 24 года, у него уже был сын Констант (от брака с троюродной сестрой), казалось бы самое время постепенно принимать участие в защите и управлении государством. Увы, судя по всему Константин, сын болезненной Евдокии, умершей от эпилепсии, скорее всего сам не блистал здоровьем и не покидал столицы.

Упомянем также, что от второго брака у Ираклия и Мартины (родной племяннице) родилось десять детей. Сводные братья Константина по имени Константин (умер в раннем возрасте), Фабий (рожден больным и умер во младенчестве), Феодосий (глухонемой, выдан династическим браком за персидскую царевну) по понятным причинам не участвовали в игре престолов, а вот четвертый сын - Ираклеон, выжил, и был уже в возрасте 10 лет. Также в семье подрастали два младших брата Ираклеона и девочки.

Итак, армия императора, и само имя Ираклия подействовало лучше всяких сражений - арабы, под командованием Абу Убайды решили отступить и сгруппироваться, так что без боя оставили захваченный ранее Дамаск и расположились лагерем на границе между Сирией, Палестиной и пустыней, около реки Ярмук, притока Иордана. Река эта вместе со своими притоками идет по глубоким оврагам прорезающим сложный рельеф, где есть и холмы, и ровные участки.

Обычная тактика Византии, не раз помогавшая империи в борьбе с соседями всегда предполагала активную дипломатию, в которой переговорщики старались всеми способами заключать какие-то отдельные договора с вражескими полководцами, правителями областей и всячески раздували разлад в стане противника. Увы в этот раз Ираклий столкнулся с отсутствием шпионской сети, внешне монолитным рвением религиозных фанатиков и полным непониманием их мотивов и цели.

Обычная в таких случаях рекомендация - продолжайте наблюдение и не ввязывайтесь в сражения выполнялась византийскими полководцами долгих три месяца стояния двух армий лагерями друг напротив друга. Арабы отошли совсем недалеко от городов империи и нависали над Византией, имея за спиной пустыню, в которой всегда могли раствориться при изменении обстоятельств.

Феодор и Ваган, полководцы Ираклия, заняли лагерь за оврагами Ярмука, прикрывая дорогу в Египет и плодородные земли провинции. Именно требованием императора продолжать переговоры и изучать противника обусловлены все эти исторические анекдоты про общение Вагана с арабскими послами, где его тщетно уговаривают принять ислам или разойтись миром, начав выплачивать арабам налог с неверных.

Наконец, видя, что армия Ираклия постепенно теряет дисциплину и разлагается (скорее всего из-за проблем с деньгами), а к арабам только подходят подкрепления, полководцы империи решились на сражение. Ими была выбрана крепкая позиция на широком пространстве между двух глубоких оврагов, которая не предполагала обходов флангов и угрозу тылу.

Вид на овраги вокруг поля битвы
Вид на овраги вокруг поля битвы

Вместе а Гассанидами - арабами-христианами, которые присоединились к войску Ираклия, армия Византии, собранная со всех частей империи, с большим количеством армян и наёмников, превосходила арабов численно, и была размером приблизительно в 15-20 тысяч человек. Несколько месяцев топтания на месте, пока полководцы безуспешно пытались выискать слабость в армии халифата отрицательно влияли на мораль солдат, но отделить правду от домыслов и позднейшей арабской пропаганды не представляется возможным. Были ли между полководцами Византии конфликты, слушались ли Гассаниды приказов, объявлял ли себя армянин Ваган императором, это мы уже никогда не узнаем.

И ещё один вид на "вади" - преимущественно сухие русла рек в полупустыне вокруг поля битвы.
И ещё один вид на "вади" - преимущественно сухие русла рек в полупустыне вокруг поля битвы.

Скорее всего полководцы Византии установили слежку за лагерем арабов и отметили постоянное прибытие подкреплений - Умар ибн аль-Хаттаб (халиф) по мере сил выискивал подкрепления среди арабских племён и снабжал армию около Ярмука в первую очередь, оставив войну в Персии второстепенным фронтом. Именно под Ямруком были его лучшие полководцы и наиболее сильные части. В итоге Ваган и Феодор решили разгромить арабов прежде, чем те накопят критическую массу войск. Византийцы выдвинулись вперед - они перешли обрывистый вади по узкому мосту и начали строиться для сражения.

Битва при Ярмуке шла шесть дней. Арабы, в большинстве своем пешие воины, несколько дней стояли в обороне, оставив у себя за спиной кавалерию. Кавалерия арабов работала как пожарная команда - появляясь там, где строй арабов был прорван, и купируя атаку византийцев. С каждым днем атаки христиан были всё яростнее, хотя и весьма прямолинейны - нащупав у арабов некоторую слабость на их левом фланге, Ваган упорно был в него, два раза отбрасывая арабов вплоть до их лагеря, где к обороняющимся арабам присоединялись их кричащие жены, кидавшие во врагов камни и заставляющих мужчин сражаться. В третий, самый критичный день доходило даже до того, что несколько женщин погибли, когда византийцы отбросили арабов внутрь их лагеря.

Схема возможно главной битвы VII века
Схема возможно главной битвы VII века

Халиб ибн Валид, а именно он командовал объединенной армией, провел ответную успешную атаку на своем правом фланге, обнаружив там слабое место в рядах, где воины Византии расступались, оставляя проход для своей конницы.

На четвертый день Византийцы выдохлись и армии провели день отдыхая и готовясь продолжить бой. В это время часть арабской кавалерии совершила глубокий рейд и заняли в тылу византийцев мост, который вел через глубокий овраг и должен был служить путем отступления в случае поражения армии Ираклия.

А это фото приблизительно около места, где располагался мост.
А это фото приблизительно около места, где располагался мост.

В пятый день сражения в атаку двинулись уже арабы. Их кавалерия прорвала фронт и обратила кавалерию Византии в бегство. Фронт греков посыпался - армия Вагана стала отступать. Казначей Феодор, формальный предводитель армии, погиб. Отступавшие солдаты наткнулись на захваченный мост и в толчее и панике были вынуждены падать с обрыва. Часть армии Византии сохранила порядок и пробилась на свободу, часть, зажатая к другому обрыву, осталась и полностью погибла на шестой день, когда арабы добили оставшихся. Невероятное ожесточение, большие потери со всех сторон, всё это привело к тому, что пленных почти не брали.

У византийцев не была оговорена точка сбора в случае поражения, так что спасшиеся солдаты разбегались во все стороны. Ваган погиб при отступлении, но части солдат удалось спастись - арабы, преследовавшие врагов вскоре наткнулись на кавалерию Византии, которая пришла в себя и рассеяла отряды преследователей, охладив в них пыл погони.

Битва при Ямруке была кровопролитна и в первые дни потери с обеих сторон были одинаково большие.
Битва при Ямруке была кровопролитна и в первые дни потери с обеих сторон были одинаково большие.

Ираклий, полностью потерявший управление над остатками своей армии, больше не имел средств быстро собрать новую. Не заключая с арабами мир, он смог договориться с ними, что его армии дадут год на отступление из Палестины и Сирии. Это позволило Умару освободить крупную армию, которую он срочно отправил на восток, где намечалось ещё одно великое сражение - персы тоже собрали большую армию, которая должна была выкинуть халифат прочь из месопотамии.

Византийские солдаты покидали свои крепости и отступали на север, в укрепления на горной цепи Тавр. При этом Ираклий, уже попрощавшийся с драгоценной и святой Сирией, приказал, подобно Хосрову, применять политику выжженной земли. Горели крепости и города. Армия Византии беспощадно грабила и жгла будущие границы халифата, уничтожая будущую базу врагов у своих новых границ... Вместе с императором прочь из его бывших провинций вывезли священные реликвии.

Последняя крепость византийцев в Палестине сдалась в 640 году, и на долгие столетия эти провинции перешли под власть новой цивилизации.

А через два месяца после событий при Ярмуке византийскому владычеству, которое ещё оставалось на востоке, на границе с Персией, а также персидскому присутствию в месопотамии придет конец после битвы у Кадисии. Об этом мы почитаем в продолжении.

А вот что было до этого: История Европы 600-650гг

А это кнопка для поддержки нашей борьбы с новыми тёмными веками человечества. Её нет. Дзен отключил такие кнопки, , но ВОТ ТУТ она есть в конце статьи.

Также рекомендуем, если ищете, что почитать.

-8

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой