Найти в Дзене
Extreme Sound

"Я думала, это будет обычный скучный день, и вдруг в дверь постучали The Yardbirds": как рок-н-ролл бросил вызов британскому истеблишменту

Оглавление

Когда весной 1964 года один влиятельный лорд в парламенте обрушился с критикой на рок-музыку, у группы The Yardbirds родилась дерзкая идея: устроить внезапный концерт прямо в его саду. И это изменило многое.

The Yardbirds выступают перед лордом Тедом Уиллисом
The Yardbirds выступают перед лордом Тедом Уиллисом

Представьте себе: очередной банковский выходной на пляже в Брайтоне. Моды против рокеров, настоящая королевская битва под оглушительный рев "Харлеев" и "Ламбретт". Тем временем в Лондоне The Yardbirds, как обычно, взрывали толпы подростков в клубе The Marquee в Сохо. Пятничные вечера были немыслимы без Эрика Клэптона и его блюзовой бури, под которую экстатичные, потные клабберы отрывались под новые, волнующие звуки, пили и гуляли.

А вот в Вестминстерском дворце жизнь текла по-старому. Чопорные политики всех мастей были бесконечно далеки от гедонистических бэби-бумеров. Пока Свингующий Лондон свинговал, они лишь брюзжали – в основном о падении нравов среди молодежи и "дебильной" музыке, под которую та танцевала. Старая гвардия и лейбористы были едины в своем осуждении всего, что представляло новую поп-культуру. В 1964-м никто и не думал признать, что с молодежью все в порядке – лишь тонны лицемерия и старческого занудства.

Однажды поздней весной, в Палате лордов, лорд Тед Уиллис (создатель популярного полицейского сериала "Диксон из Док-Грин") встал и осудил музыку The Beatles и The Rolling Stones, назвав ее "культурой сахарной ваты". По его мнению, это был мусор без всяких перспектив на долголетие. Бетховен – вот кто король, а The Beatles – пустышка.

Лорд Тед Уиллис
Лорд Тед Уиллис

Рождение дерзкого плана

Тем временем в другой части города 18-летний пиарщик-новичок Грег Тессер уже жил мечтой, работая менеджером по рекламе у молодой, подающей надежды группы The Yardbirds. Выглядел он круто: итальянские очки, ботинки "челси", американские рубашки – настоящий рок-н-ролльщик, хоть и не сыгравший в жизни ни одного аккорда на "Фендере". Парень определенно был в образе, хоть и только учился азам профессии.

Но у него была проблема: менеджер The Yardbirds Джорджо Гомельский. Безумный русский эксцентрик с чертовщинкой Распутина, Гомельский пару лет назад открыл The Rolling Stones, и теперь требовал от Тессера, чтобы его новая группа попала на страницы национальных газет.

"И тут мне в голову пришла эта возмутительная идея, – вспоминает Тессер. – Я решил, что мы должны взять группу и сыграть концерт на передней лужайке лорда Теда Уиллиса".

"Мне повезло, – признает Тессер. – Мой отец и Тед Уиллис были лучшими друзьями в Ист-Энде в конце 20-х – начале 30-х, и оба участвовали в левых протестных движениях того времени. Франко в Испании и Мосли в Лондоне были лишь двумя из тех фигур, против которых маршировали молодые социалисты. Так что я думал, у меня есть подстраховка, когда я заявлюсь в кентский дом лорда-лейбориста с The Yardbirds и потребую сыграть в его саду – в присутствии всей прессы".

Вторжение в поместье лорда

Обзвонив все национальные газеты, Тессер и The Yardbirds – с прессой на хвосте – теплым майским днем нагрянули в Чизлхерст.

Yardbirds Салли Уиллис
Yardbirds Салли Уиллис

Когда они появились на пороге, лорд Тед был, мягко говоря, не в восторге. Его дочь Салли, тогда еще подросток, вспоминает: "Я думала, это будет обычный, очень скучный день, и вдруг – стук в дверь. Папа хотел всех выпроводить, так как чувствовал, что это просто трюк – что, как мы все знали, так и было – но я умоляла его впустить группу и их свиту".

Благодаря уговорам Салли, группе показали, куда подключиться, и, почти без саундчека, они принялись будить соседей.

"The Yardbirds сыграли около трех песен в нашем саду, – вспоминает Салли, – а потом соседка позвонила в полицию, жалуясь на шум. Полицейские приехали, но поскольку папа был лордом Уиллисом и создал "Диксона из Док-Грин", они позволили этому продолжаться еще немного, прежде чем все пришлось прекратить".

Клэптон в гостях у лорда

"Эрик Клэптон в те дни был очень сдержанным, – говорит Тессер. – Он одевался в стиле Лиги Плюща, носил стрижку "ежик" и фанател от Боба Дилана. Его кредо было: музыка – прежде всего (то есть блюз), и его не волновали ни Top Of The Pops, ни чарты. Он был не очень разговорчив, но, тем не менее, он единственный из группы попросил провести ему экскурсию по дому Уиллисов".

Менеджер Yardbirds Джорджио Гомельски с гитаристом Эриком Клэптоном и лордом Тедом Уиллисом в саду пэра в Англии в 1964 году
Менеджер Yardbirds Джорджио Гомельски с гитаристом Эриком Клэптоном и лордом Тедом Уиллисом в саду пэра в Англии в 1964 году

В сопровождении леди Уиллис, Клэптон, казалось, искренне интересовался всеми деталями интерьера, а визит в спальню Уиллисов дал хозяйке дома возможность в последующие годы хвастаться, что у нее "в спальне был Эрик Клэптон".

И как только лорд Тед Уиллис преодолел первоначальное раздражение от того, что его выходной так шумно прервали эти поставщики "культуры сахарной ваты", он успокоился и решил извлечь из ситуации максимум.

"У него завязался дружеский, хотя и односторонний, диалог с Джорджо, – вспоминает Тессер. – Джорджо упивался всем этим трюком, выжимая из него все возможное, и одновременно объяснял Теду всю суть и значение блюза. Я не знаю, о чем они говорили, но уверен, что Джорджо наверняка употребил слово 'нокаут' во время их беседы – в те дни для него все было 'нокаутом'".

Циничные представители СМИ слетелись толпами, чтобы засвидетельствовать и сфотографировать это столкновение культур, и вскоре все дети из ближайших окрестностей сбежались, привлеченные этими блюзовыми дудочниками.

Впечатления и последствия

"Вокалист группы, Кит Релф, был славным парнем, – говорит Тессер. – У него был очень напряженный взгляд и хрупкое телосложение. У него было всего одно легкое, и иногда он падал в обморок прямо на сцене. Очевидно, это были травмирующие моменты для него, но они также сильно влияли и на меня, так как мне приходилось связываться с прессой по поводу его состояния. Это было то, что я ненавидел, так как чувствовал, что это нажива на его хрупком здоровье".

Лорд Уиллис и его дочь Салли удобно устроились для выступления
Лорд Уиллис и его дочь Салли удобно устроились для выступления

Релф, казалось, наслаждался всей этой затеей и даже поболтал с лордом Тедом о тонкостях своей музыки. Но именно Клэптон, такой серьезный в своей любви к блюзу, по-настоящему расположил к себе лорда, и не было сомнений, что искренность Эрика произвела на Уиллиса огромное впечатление. Настолько, что много лет спустя он пригласил гитариста на обед в Палату лордов. (К сожалению, их встреча так и не состоялась из-за трагической гибели маленького сына Эрика, а затем и кончины самого лорда Теда).

На следующий день национальные газеты пестрели заголовками "The Yardbirds и лорд Тед Уиллис". Газета Daily Mirror, в частности, уделила этому огромное внимание на второй полосе. Даже правая Daily Telegraph опубликовала историю (с фото), но, к сожалению, название группы получило новый поворот: на протяжении всей статьи газета упорно называла их The Yardsticks (Мерные рейки).

Вскоре после трюка с лордом Тедом The Yardbirds ждал еще один триумф: они стали первой группой, выступившей вживую на телешоу Ready, Steady Go!.

"Хедлайнером вместе с группой был Карл Перкинс, дружелюбный парень, который сделал группе много комплиментов, – говорит Тессер. – Это был потрясающий конец недели для меня, 18-летнего зеленого публициста, а также для группы. Сам Джорджо, казалось, постоянно был на седьмом небе от счастья. Частота употребления им слова 'нокаут' выросла в десять раз".

Менеджер Джорджио Гомельски и его молодые подопечные принимают солнечные ванны
Менеджер Джорджио Гомельски и его молодые подопечные принимают солнечные ванны

Работа Тессера была спасена, а выходка сумела убедить лорда в ценности зарождающейся рок-культуры. "Я разговаривал с лордом Тедом по телефону через несколько дней после выступления на Ready, Steady Go!, – вспоминает Тессер, – и он казался искренне очарованным музыкой The Yardbirds. Он сказал мне, что никогда не осознавал, насколько тесно связаны блюз и рок-н-ролл".

"Думаю, он стал настоящим новообращенным. Жаль, что они с Эриком так и не встретились позже в Палате лордов".