Найти в Дзене
Extreme Sound

Grand Funk Railroad: забытые герои американского рока

Работяги из Детройта, игравшие грязный рок-н-ролл, стали любимой группой простых американцев – и Гомера Симпсона. Трудно поверить, но в начале 70-х Grand Funk были самой популярной группой в Америке, обгоняя по продажам Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. Они были вторым по доходности коллективом Capitol Records после The Beatles и первыми в США выпустили 10 подряд платиновых альбомов. Но успех не спас их от критики (Rolling Stone назвал их "примитивными, бездарными, одномерными и немузыкальными"), и сегодня их помнят лишь американские работяги среднего возраста и один желтокожий мультяшный персонаж.

"Grand Funk были одной из самых трудолюбивых и профессиональных детройтских групп", – отмечал Meat Loaf, завсегдатай легендарного Grande Ballroom. "Все остальные группы смотрели на них с благоговением и уважением за то, что они вернули Детройт на музыкальную карту".

Grand Funk выросли из заурядной барной группы The Pack, лидером которой был Терри Найт. Когда Найт уехал в Нью-Йорк, карьера группы пошла под откос. Оставшиеся участники, Марк Фарнер и Дон Брюер, обратились к своему бывшему вокалисту. Найт согласился помочь при условии, что получит полный контроль как "менеджер, продюсер, пресс-секретарь и музыкальный наставник". Так началась одна из самых успешных, хоть и бурных, карьер в истории рока.

-2

Пригласив басиста Мела Шачера, они отправились в турне с шоу, сочетавшим бешеную энергию James Brown Revue с сырым хард-роком. Серия выступлений на Atlanta Pop Festival в июле 1969 года сделала их знаменитыми. Маркетинговый гений Найта в сочетании с непрерывными гастролями обеспечил группе мультиплатиновые продажи и аншлаги на аренах к моменту выхода их первого альбома On Time в августе 69-го. Будучи популярными в основном в Америке, они, тем не менее, давали аншлаговые концерты по всему миру.

"Журналисты этого не понимали, но в нашей музыке была какая-то первобытная энергия, которая цепляла нашу аудиторию", – вспоминает Брюер. Приветствуйте Grand Funk Railroad: настоящую народную группу.

Альбомы Grand Funk, которые стоит послушать:

  • Grand Funk (1969):

-3

Этот альбом – настоящий гимн поколению, уставшему от Вудстока. Всё в нём идеально: от культовой обложки до сокрушительной риффовой машины, работающей на энергии фирменного гитарного звука Фарнера. Это была музыка для нового поколения, которое просто хотело рока и не обращало внимания на то, что пресса их не любит. Как метко выразился режиссер-документалист и фанат группы Майкл Мур: "Grand Funk были мощной рок-н-ролльной группой, которая нашла отклик у обычных работяг".

  • Live Album (1970):

-4

Записанный без особых изысков, этот концертный альбом передает всю сырую энергию группы на пике формы. Особенно выделяется кавер на The Animals "Inside Looking Out". Забавно слышать, как Фарнер в "Words Of Wisdom" предупреждает публику не принимать запрещенные вещества, будучи явно под кайфом.

  • Closer To Home (1970):

-5

Этот альбом застал Grand Funk на взлете. В песне "Sin’s A Good Man’s Brother" начинают проявляться политические и религиозные взгляды Фарнера. Десятиминутная "I’m Your Captain (Closer To Home)" стала антивоенным гимном ветеранов Вьетнама и первым хитом группы в Top 40.

  • E Pluribus Funk (1971):

-6

Лебединая песня с Терри Найтом. Несмотря на выгорание от бешеного ритма работы и конфликты с менеджером, альбом полон энергии. "Footstompin’ Music" – пожалуй, самая жизнерадостная композиция группы. "People Let’s Stop The War" продолжает политическую тему Фарнера.

  • Survival (1971):

-7

Четвертый альбом, записанный в относительно комфортных условиях за шесть недель, пожалуй, самый качественный с точки зрения продакшна (по их меркам). Аранжировки стали более продуманными. Религиозность Фарнера проявляется в "Comfort" и "I Can Feel Him In The Morning". "All You’ve Got Is Money" – довольно явный выпад в сторону Терри Найта.

  • We’re An American Band (1973):

-8

Расставшись с Найтом, Grand Funk потеряли большую часть денег и право использовать полное название. Но у них появились новый менеджер, клавишник и продюсер Тодд Рундгрен, который придал группе более отточенное, коммерческое звучание. Заглавный трек стал их первым синглом номер один.

  • Good Singin’, Good Playin’ (1976):

-9

В попытке спасти угасающую карьеру группа обратилась к Фрэнк Заппе. Заппа не только обеспечил превосходное продюсирование, но и записал несколько гитарных партий и бэк-вокал. Достойная работа, но, к сожалению, не имевшая успеха в чартах. Вскоре после релиза группа распалась.

  • Bosnia (1997):

-10

В 1996 году оригинальный состав воссоединился для благотворительных концертов в Детройте. Эти шоу с участием симфонического оркестра дали группе шанс вновь пережить дни славы. Питер Фрэмптон выступил в качестве гостя на "Time Machine". Увы, это был последний раз, когда трио играло вместе.

  • On Time (1969):

-11

Дебютный альбом, представлявший собой смесь переработанного материала The Pack и нескольких новых песен, записанных на скорую руку. Технически альбом – катастрофа, но сквозь эту дымку любительщины пробивается что-то захватывающее и новое.

Альбом, который лучше пропустить:

  • What’s Funk (1983):
-12

Без Фарнера и Шачера это уже не Grand Funk. Альбом отчаянно пытается угнаться за современными тенденциями, но получается неубедительно.