Найти в Дзене

Интернет на борту самолета? Рассказываю как это работает!

Оглавление

Многие из нас привыкли к быстрому и доступному интернету повсюду: дома, в кафе, на работе. Поэтому, поднимаясь на борт самолета, часто возникает закономерный вопрос: почему Wi-Fi здесь такой медленный, дорогой, а порой и вовсе отсутствует? Давайте разберемся в технических и экономических причинах этой ситуации, а заодно посмотрим на особенности с российскими авиаперевозчиками.

Технические сложности на высоте

Обеспечить стабильный и высокоскоростной интернет на борту летящего самолета — задача нетривиальная. В отличие от наземных сетей, где мы подключаемся к ближайшей вышке сотовой связи или оптоволоконному кабелю, самолет находится в постоянном движении на большой высоте, вне зоны действия наземной инфраструктуры.

Существует несколько основных технологий, используемых для предоставления интернета в самолетах:

1. "Воздух-земля" (ATG - Air-to-Ground): Эта технология схожа с принципом работы мобильной связи на земле. Самолет связывается с сетью наземных вышек, расположенных вдоль маршрута полета. Антенна на нижней части фюзеляжа самолета отслеживает эти вышки и передает данные. Однако эта технология имеет ряд ограничений:Ограниченное покрытие: Не все регионы мира покрыты сетью ATG-вышек, особенно над океанами или малонаселенными территориями.

  • Пропускная способность. Общая пропускная способность сети делится между всеми самолетами, находящимися в зоне действия вышек, что может приводить к снижению скорости при большом количестве подключенных пользователей.
  • Задержки. Сигналу приходится преодолевать значительные расстояния до наземных станций, что может вызывать задержки (пинг).

2. Спутниковая связь. Этот метод является более распространенным, особенно для трансокеанских перелетов. Самолет устанавливает связь со спутниками, находящимися на геостационарной или низких околоземных орбитах.

  • Геостационарные спутники (GEO): Находятся на высоте около 36 000 км над экватором. Они обеспечивают широкое покрытие, но из-за большого расстояния возникают значительные задержки.
  • Низкоорбитальные спутники (LEO): Находятся на гораздо меньшей высоте (от нескольких сотен до 2000 км). Это позволяет снизить задержки и обеспечить более высокую пропускную способность, но требует большего количества спутников для глобального покрытия и более сложных систем слежения за ними.

Почему так дорого?

Стоимость спутниковой связи для авиакомпаний довольно высока. Необходимо оплачивать как саму спутниковую связь, так и установку и обслуживание сложного оборудования на борту самолета (антенны, модемы и т.д.). Эти затраты, естественно, перекладываются на пассажиров.

Кроме того, пропускная способность спутниковых каналов ограничена и стоит дорого. Авиакомпании стараются оптимизировать расходы, предлагая платные тарифы с ограниченным объемом трафика или скоростью.

Особенности в России

Что касается российских авиаперевозчиков, таких как "Аэрофлот", ситуация с доступом к нормальному интернету на борту самолетов оставляет желать лучшего. Зачастую Wi-Fi либо отсутствует вовсе, либо предоставляется связь с собственным сервером, где есть предзагруженные фильмы и видео. Это связано с рядом факторов, включая экономические аспекты и, возможно, меньший фокус на предоставлении этой услуги по сравнению с некоторыми зарубежными авиакомпаниями. Пассажиры российских авиалиний часто сталкиваются с тем, что обещанный Wi-Fi на борту либо не работает, либо его качество не позволяет комфортно пользоваться интернетом.

-2

Перспективы улучшения

Несмотря на текущую ситуацию, перспективы улучшения все же есть. Развитие технологий LEO-спутниковой связи, таких как Starlink и OneWeb, обещает обеспечить более высокую скорость и меньшие задержки в самолетах по всему миру, и возможно, со временем эти технологии станут доступнее и для российских авиакомпаний. Также совершенствуются технологии ATG, расширяется покрытие и увеличивается пропускная способность наземных сетей.

Медленный и дорогой Wi-Fi в самолетах — это результат сочетания технических сложностей и экономических факторов. В случае российских авиаперевозчиков к этому добавляется и то, что качественный интернет на борту пока не является повсеместной нормой. Однако развитие спутниковых и наземных технологий дает надежду на то, что в будущем мы сможем наслаждаться таким же быстрым и доступным интернетом в полете, как и на земле, вне зависимости от авиакомпании.

А как вы относитесь к Wi-Fi на борту самолета? Считаете ли его необходимостью или готовы потерпеть без связи несколько часов? И каков ваш опыт использования интернета на рейсах российских авиакомпаний? Делитесь своим мнением в комментариях!

А если вы хотите усилить мобильную связь/интернет в своем частном доме, то смело можете обращаться ко мне. Мы усиливаем связь по всей России и Казахстану в частных домах, парковках, квартирах, заводах и даже в аэропорту.

Рассчитать стоимость и оставить заявку на бесплатную консультацию можно через наше мини-приложение в телеграм.

Связь по всему миру от Smartlink