Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

«Чай пили в саду, под цветущими кустами сирени»

В феврале 1892 года Антон Павлович Чехов купил подмосковную усадьбу Мелихово. Конец мая этого года выдался жарким и Чехов писал: «С огромным удовольствием пили чай на лужайках распускавшихся мелиховских садов». Помимо многочисленных яблонь и вишен в усадьбе посадили и сто кустов сирени. И потом, приглашая в гости, писатель говорил: «Приезжайте ко мне в Мелихово в мае, когда сады распускаются». Как вы, наверное, уже догадались, наша статья будет посвящена чаепитию в окружении чудесного аромата сирени.

Предисловие же мы проиллюстрируем рисунком Исаака Ильича Левитана, на котором изображено крыльцо дома в Мелихове в окружении белой сирени. Художник в первый раз приехал в гости к Чехову как раз весной 1892 года.

Исаак Ильич Левитан, «Крыльцо в Мелихове. (Весна, белая сирень)», 1894-1895 год. Частное собрание
Исаак Ильич Левитан, «Крыльцо в Мелихове. (Весна, белая сирень)», 1894-1895 год. Частное собрание

О картине Василия Максимовича Максимова «Все в прошлом» мы уже писали. Сейчас же хотим обратить внимание на роскошную сирень, под которой и устроено чаепитие старой барыни и ее служанки. Свежесть и яркость разросшихся кустов контрастирует с обветшавшим старинным особняком.

Василий Максимовича Максимов, «Все в прошлом», 1889 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Василий Максимовича Максимов, «Все в прошлом», 1889 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

А вот сцена усадебного, с самоваром, чаепития в окружении сирени на картине известного в свое время пейзажиста Александра Семеновича Егорнова (1858-1903).

Александр Семенович Егорнов, «Сирень», около 1904 года. Из собрания Одесского художественного музея
Александр Семенович Егорнов, «Сирень», около 1904 года. Из собрания Одесского художественного музея
Фрагмент картины Егорнова «Сирень»
Фрагмент картины Егорнова «Сирень»

В Гатчине сирень появилась еще в XVIII веке. В конце XIX века в сирени утопала и императорская резиденция – стараниями супруги Александра III Марии Федоровны, и сам город – воодушевлением гатчинцев. «Императрица Мария Федоровна позвала меня с женой и Татианой в Гатчину чай пить... Чай пили в саду, под цветущими кустами сирени», – писал в дневнике великий князь Константин Константинович. Александр Иванович Куприн уже в эмиграции, в 1930-е годы, вспоминал гатчинскую сирень. «... Никогда еще и нигде за время моих блужданий по России я не видел такого буйного, обильного, жадного, великолепного цветения сирени, как в Гатчине. В ней утопали все маленькие разноцветные деревянные дома и домишки Большой Гатчины и Малой, Большой Загвоздки и Малой, Зверинца и Приората и в особенности дворцового парка и его окрестностей. Как радостно и странно было глядеть сверху на этот мощный волнистый сиреневый прибой, набегавший на городишко жеманно-лиловыми, красно-фиолетовыми волнами и белыми грядами, рассыпавшимися, как густое белое овечье руно…».

В конце мая или в начале июля 1908 года в Гатчинском парке снимал сирень пионер отечественной цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Живописность снимка не уступает работам художников.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, «Сирень», 1908 год
Сергей Михайлович Прокудин-Горский, «Сирень», 1908 год

Чай под аромат сирени пили не только в дворянских усадьбах. На картине Бориса Михайловича Кустодиева изображен палисадник купеческого или зажиточного мещанского дома.

Борис Михайлович Кустодиев, «Чаепитие» («Чай во дворе»), 1913 год. Частное собрание
Борис Михайлович Кустодиев, «Чаепитие» («Чай во дворе»), 1913 год. Частное собрание

Из сада сирень, конечно же, перемещается в комнаты. С конца 1900-х годов Станислав Юлианович Жуковский часто обращался к теме интерьеров «дворянских гнезд». На одной из его картин букеты сирени украшают комнату со старинной мебелью и картинами; на одном из столиков видны чайные чашки изысканного фарфора.

Станислав Юлианович Жуковский, «Сирень на столе», 1810-е годы. Частная коллекция
Станислав Юлианович Жуковский, «Сирень на столе», 1810-е годы. Частная коллекция

Картина Сергея Арсеньевича Виноградова называется «В столовой». Сценка «под сиренью» выглядит трогательно: ребенок старательно пьет чай из блюдца, которое ему значительно удобнее большой и высокой чашки.

Сергей Арсеньевич Виноградов, «В столовой», 1910-е– 1930-е годы. Из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Сергей Арсеньевич Виноградов, «В столовой», 1910-е– 1930-е годы. Из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств

А в заключении хотелось бы показать немного фарфора с рисунками, вдохновленными цветущей сиренью. Мелкая, возможно, десертная, тарелка с изображением ветки сирени, была выполнена в период 1762-1796 годов на Императорском фарфоровом заводе. А в 1952 году на этом заводе, переименованном в Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, был выпущен сервиз «Сирень». Создавали его выдающиеся мастера: над формой работала Серафима Евгеньевна Яковлева, а рисунок придумала Лидия Ивановна Лебединская.

Мелкая тарелка, Императорский фарфоровый завод, 1762-1796 годы. © Государственный Эрмитаж
Мелкая тарелка, Императорский фарфоровый завод, 1762-1796 годы. © Государственный Эрмитаж
Чайная пара из сервиза «Сирень», 1952 год, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. © Государственный Эрмитаж
Чайная пара из сервиза «Сирень», 1952 год, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. © Государственный Эрмитаж
Чайник из сервиза «Сирень», 1952 год, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. © Государственный Эрмитаж
Чайник из сервиза «Сирень», 1952 год, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. © Государственный Эрмитаж
Иллюстрация из набора открыток, выпущенного для спецсерии "Кяхта" Чайным домом Сугревъ
Иллюстрация из набора открыток, выпущенного для спецсерии "Кяхта" Чайным домом Сугревъ